УИД 19RS0001-02-2023-000798-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года Дело №2-1503/2023
Абаканский городской суд Республики Хакасия, в составе
председательствующего Кондратенко О.С.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7 к НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным начислений взносов на капитальный ремонт,
с участием: истцов – ФИО5, ФИО1, ФИО2, представителя ответчика – НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО10, действующей на основании доверенности;
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7 обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконными начисления взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, указывая на то, что истцы являются собственниками квартир, расположенных в 5 очереди МКД по <адрес>, которая была введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства РХ № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> был включен в программу Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на ч. 3 ст. 169, ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, Постановление Правительства РХ № от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт не могла возникнуть ранее даты ввода 5 очереди многоквартирного дома в эксплуатацию. Поскольку 5 очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, то обязанность по уплате платежей на капитальный ремонт, в силу ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ может возникнуть только с ДД.ММ.ГГГГ Просили признать незаконными начисления взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ в отношении: ФИО3, являющейся собственником квартиры по <адрес> ФИО4, являющейся собственником квартиры по <адрес>, ФИО5, являющегося собственником квартиры по <адрес> ФИО6, являющегося собственником квартиры по <адрес>, ФИО1, являющегося собственником квартиры <адрес>, ФИО2, являющегося собственником квартиры по <адрес>, ФИО7, являющейся собственником квартиры <адрес>
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ протокольно, привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика – ООО «Абаканская управляющая компания.
В судебном заседании истцы ФИО5, ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО10 в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на ч. 3 ст. 169, ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, суду пояснила, что многоквартирный жилой дом <адрес> включен в региональную программу Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов расположенных на территории Республики Хакасия постановлением Правительства РХ № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, обязанность взносов на капитальный ремонт общего имущества возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО10 просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Истцы ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, представитель третьего лица ООО «Абаканская управляющая компания в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела по существу, от истцов имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч. 5 ст. 168 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса.
Частью 5.1 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства РХ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы)".
Постановлением Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, равный четырем годам с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Исходя из содержания указанных норм права, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает по истечении четырех лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу только у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом <адрес> состоит из 5-ти очередей строительства.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №-№-036-2017 от ДД.ММ.ГГГГ была введена в эксплуатацию 1 очередь строительства жилого дома <адрес>.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №-№-009-2018 от ДД.ММ.ГГГГ была введена в эксплуатацию 2 очередь строительства жилого дома <адрес>.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №-№-031-2019 от ДД.ММ.ГГГГ была введена в эксплуатацию 3 очередь строительства жилого дома <адрес>.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №-RU№ от ДД.ММ.ГГГГ была введена в эксплуатацию 5 очередь строительства жилого дома <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 является собственником квартиры, расположенной <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 является собственником квартиры, расположенной <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 является собственником квартиры, расположенной <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является собственником квартиры, расположенной <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 является собственником квартиры, расположенной <адрес>.
Из указанных выписок из ЕГРП видно, что следует, что квартиры истцов были введены в эксплуатацию в составе 5-ой очереди многоквартирного жилого дома.
Соответственно, спорные квартиры были введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, многоквартирный жилой дом <адрес> постановлением Правительства РХ № от ДД.ММ.ГГГГ был включен в программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы)" как единый многоквартирный дом, без разделения на отдельные очереди строительства. В результате чего обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества по спорным квартирам, введенным в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, возникла с июня 2022 года.
Однако, по мнению суда, обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт не могла возникнуть у собственников ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводится в эксплуатацию по отдельным очередям строительства.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд считает, что у истцов обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, в соответствии с постановлениями Правительства РХ № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, возникает по истечении четырех лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Иное толкование вышеуказанных норм права, ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах введенных в эксплуатацию единым объектом и приводит к нарушению прав истцов, установленных ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества, многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, признать незаконным начисление истцам взносов на капитальный ремонт общего имущества с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Основания для признания незаконными начисления истцам взносов на капитальный ремонт общего имущества за период до ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, поскольку доказательства нарушения ответчиком прав истцов в будущем суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7 удовлетворить.
Признать незаконными начисления некоммерческой организацией «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ в отношении:
ФИО3, являющейся собственником квартиры <адрес>
ФИО4, являющейся собственником квартиры <адрес>
ФИО5, являющегося собственником квартиры <адрес>
ФИО6, являющегося собственником квартиры <адрес>,
ФИО1, являющегося собственником квартиры <адрес>
ФИО2, являющегося собственником квартиры <адрес>,
ФИО7, являющейся собственником квартиры <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Кондратенко
Мотивированное решение изготовлено и подписано 27 марта 2023 года