Решение по делу № 2-172/2024 от 26.03.2024

Дело № 2-172/2024

УИД № 67RS0029-01-2024-000263-09

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 мая 2024 года г. Десногорск

Десногорский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Гришиной А.В.,

при секретаре Самариной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Десногорска Смоленской области к Десногорскому садоводческому товариществу «Калинка» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Десногорска Смоленской области обратился в суд с иском к Десногорскому садоводческому товариществу «Калинка» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), указав в обоснование требований, что в ходе проведенной проверки исполнения ответчиком законодательства в сфере обращения с ТКО были выявлены нарушения законодательства, а именно: Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» не заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором – АО «Спецавтохозяйство» (далее – АО «СпецАТХ»), что нарушает конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и может привести к образованию несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов, повлечь негативные экологические последствия. Просит суд обязать Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» заключить договор на вывоз ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – 4 класса опасности – АО «СпецАТХ» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Десногорска Смоленской области Казакова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.

Десногорское садоводческое товарищество «Калинка», АО «СпецАТХ», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, явку своих представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей или об отложении рассмотрения дела не просили, возражений на иск не представили.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив их во всей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (п. 6 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В силу п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (п. 5 Правил).

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (п. «в» п. 8(1) Правил).

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ) садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы в исключительных случаях, к которым отнесены, в том числе расходы, связанные с осуществлением расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО на основании договора, заключенного товариществом с этой организацией (п. 2 ч. 6 ст. 11, п. 3 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

К полномочиям правления товарищества относятся: принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Таким образом, в силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» зарегистрировано как юридическое лицо и является действующим, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ АО «СпецАТХ» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.

Прокуратурой г. Десногорска Смоленской области проведена проверка исполнения Десногорским садоводческим товариществом «Калинка» законодательства в сфере обращения с ТКО, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства, а именно: Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» не заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором – АО «СпецАТХ».

Согласно сообщению АО «СпецАТХ» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора г. Десногорска Смоленской области, поскольку обязанность организации сбора, накопления и вывоза ТКО предусмотренными законодательством способами возлагается, в том числе, на садоводческие некоммерческие товарищества, которыми в этих целях должен быть заключен договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с региональным оператором.

При этом заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО осуществляется в интересах членов садоводства и является обязательным для товарищества.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора г. Десногорска Смоленской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Десногорска Смоленской области к Десногорскому садоводческому товариществу «Калинка» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Обязать Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» (ИНН 6724008580) заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами – АО «Спецавтохозяйство» (ИНН 6731069440) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы через Десногорский городской суд Смоленской области.

Судья А.В. Гришина

Решение изготовлено в окончательной форме 15.05.2024

2-172/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Турков В.С.
Ответчики
Десногорское садоводческое товарищество "Калинка"
Другие
АО "Спецавтохозяйство"
Суд
Десногорский городской суд Смоленской области
Судья
Гришина Антонина Валерьевна
Дело на странице суда
desnogorsk.sml.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
29.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее