Дело № 2-172/2024
УИД № 67RS0029-01-2024-000263-09
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 мая 2024 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Гришиной А.В.,
при секретаре Самариной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Десногорска Смоленской области к Десногорскому садоводческому товариществу «Калинка» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Десногорска Смоленской области обратился в суд с иском к Десногорскому садоводческому товариществу «Калинка» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), указав в обоснование требований, что в ходе проведенной проверки исполнения ответчиком законодательства в сфере обращения с ТКО были выявлены нарушения законодательства, а именно: Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» не заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором – АО «Спецавтохозяйство» (далее – АО «СпецАТХ»), что нарушает конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и может привести к образованию несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов, повлечь негативные экологические последствия. Просит суд обязать Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» заключить договор на вывоз ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – 4 класса опасности – АО «СпецАТХ» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Десногорска Смоленской области Казакова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Десногорское садоводческое товарищество «Калинка», АО «СпецАТХ», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, явку своих представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей или об отложении рассмотрения дела не просили, возражений на иск не представили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив их во всей совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (п. 6 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В силу п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (п. 5 Правил).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (п. «в» п. 8(1) Правил).
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ) садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы в исключительных случаях, к которым отнесены, в том числе расходы, связанные с осуществлением расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО на основании договора, заключенного товариществом с этой организацией (п. 2 ч. 6 ст. 11, п. 3 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).
К полномочиям правления товарищества относятся: принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).
Таким образом, в силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» зарегистрировано как юридическое лицо и является действующим, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ АО «СпецАТХ» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.
Прокуратурой г. Десногорска Смоленской области проведена проверка исполнения Десногорским садоводческим товариществом «Калинка» законодательства в сфере обращения с ТКО, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства, а именно: Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» не заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором – АО «СпецАТХ».
Согласно сообщению АО «СпецАТХ» от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора г. Десногорска Смоленской области, поскольку обязанность организации сбора, накопления и вывоза ТКО предусмотренными законодательством способами возлагается, в том числе, на садоводческие некоммерческие товарищества, которыми в этих целях должен быть заключен договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с региональным оператором.
При этом заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО осуществляется в интересах членов садоводства и является обязательным для товарищества.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора г. Десногорска Смоленской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Десногорска Смоленской области к Десногорскому садоводческому товариществу «Калинка» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать Десногорское садоводческое товарищество «Калинка» (ИНН 6724008580) заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами – АО «Спецавтохозяйство» (ИНН 6731069440) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы через Десногорский городской суд Смоленской области.
Судья А.В. Гришина
Решение изготовлено в окончательной форме 15.05.2024