Решение по делу № 2-581/2023 от 27.03.2023

Дело № ...

УИД 12RS0008-01-2023-000525-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Медведево 26 мая 2023 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,

при секретаре Крупиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстого А.А, к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Толстов А.А. обратился в суд с иском к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, в котором просит обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. В обоснование иска указано, что истец относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены в отношении него родительских прав. Решением администрации Медведевского муниципального района от 10 ноября 2021 г. ему отказано во включении в список, поскольку заявление им подано после достижения возраста 23 лет. С момента лишения родительских прав истец воспитывался и обучался государственных учреждениях, ему установлен диагноз <данные изъяты> кроме того, отбывал наказание по приговорам в местах лишения свободы. Находясь в колонии-поселении истец 27 ноября 2017 г. заключил договор на оказание юридических услуг с Симоновым А.Г. по представлению его интересов в суде по делу о предоставлении ему специализированного жилого помещения, в связи с чем добросовестно полагал, что жилое помещение ему будет предоставлено. Однако юрист ввел его в заблуждение, свои обязательства по договору не выполнил. Полагает, что при указанных обстоятельствах отказ является необоснованным, Толстов А.А. подлежит включению в список.

В судебное заседание истец Толстов А.А. не явился, извещен, реализовал свое право на ведение дела в суде через представителя. В судебном заседании представитель истца по доверенности Ложкин Ю.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил аналогично изложенному в иске к нему.

Представитель ответчика администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены, представили отзыв на исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Толстов А.А. до достижения им возраста 23 лет с заявлением о предоставлении жилой площади не обращался. Отбывание наказание по приговору суда полагают неуважительной причиной пропуска срока на обращение.

Представители третьих лиц Министерства образования и науки Республики Марий Эл, отдела образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, учетное дело Толстова А.А., личное дело Толстова А.А., медицинскую карту Толстова А.А. суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о рождении I-ЕС № ..., Толстов А.А, родился <...> года, его родителями являются Толстов А.А., Толстова С.К..

Вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2011 года Толстов А.А., Толстова С.К. лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе в отношении сына Толстова А.А., <...> года рождения.

Следовательно, истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абз. 3 ст. 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.

В силу указанной статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения предусмотрены также ст. ст. 1, 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При этом, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны письменно обратиться в орган, который формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19 октября 2010 года № 1282-О-О установлено, что приведенное выше положение закона, в соответствии с которым указанная мера государственной поддержки детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предоставляется только, если они учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения ими 23 лет, не нарушают Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до 01 января 2013 года также был предусмотрен заявительный порядок для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан, а также ограничение возраста до достижения 23 лет. При этом, необходимым условием для получения мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения являлась постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что на основании постановления главы администрации МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл от 23 июля 2006 г. № 854 Толстов А.А. был направлен для обучения в Нартасскую коррекционную школу-интернат, за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., на период обучения.

Заключением Республиканской психолого-медикопедагогической комиссии от 15 апреля 2010 г. № ... Толстову А.А. установлен диагноз <данные изъяты>, рекомендовано обучение по специальной коррекционной общеобразовательной программе учреждений VIII вида. Наблюдение психиатра.

На основании постановления администрации Мари-Турекского муниципального района от 02 сентября 2011 г. № ... Толстов А.А. помещен в ГОУК РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонения в развитии VIII вида.

В период с 31 августа 2013 г. по 07 мая 2015 г. Толстов А.А. обучался в ГБПОУ РМЭ «Аграрно-строительный техникум» по профессии «Штукатур».

По сведениям МВД по Республике Марий Эл Толстов А.А. 14 августа 2017 г. был осужден Медведевский районным судом Республики Марий Эл по ч. 1 ст. 134 УК РФ к 1 году лишения свободы, освобождён 07 сентября 2018 г. по отбытия наказания из ФКУ ИК№ 5 УФСИН РФ по Республике Марий Эл п. Ясный; 28 января 2020 г. осужден Медведевским районным судом Республики Марий Эл по ч. 1 ст. 186 УК РФ к 3 годам принудительных работ с удержанием заработка. Постановлением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01 февраля 2021 г. принудительные работы заменены на 1 год 11 месяцев 17 дней лишения свободы. Прибыл для отбытия наказания в ФКУ ИК № 4 УФСИН РФ по Республике Марий Эл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Марий Эл 28 февраля 2021 г., освобождён по отбытию наказания 20 декабря 2022 г.

В период отбывания наказания Толстов А.А. 07 ноября 2017 г. заключил договор на оказание юридических услуг с Симоновым А.Г. по обращению в суд с требованиями о предоставлении жилого помещения специализированного найма. Толстов А.А. оплатил услуги по данному договору Симонову А.Г. в размере 8000 руб. по квитанции от 07 ноября 2017 г. Однако представитель Симонов А.Г. в суд в интересах истца не обращался. Обратился в администрацию МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл с заявлением о включении Толстова А.А. в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями только 19 февраля 2021 г., т.е. по истечении достижения Толстовым А.А. возраста 23 лет.

По результатам рассмотрения заявления Симонова А.Г., действующего в интересах Толстова А.А., отделом образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района 10 ноября 2021 г. принято решение № 287 об отказе во включении в список Толстова А.А., <...> года

Администрация Медведевского муниципального Республики Марий Эл письмом от 10 ноября 2021 г. № ... уведомило истца о том, что ему отказано во включении список, поскольку на момент обращения с заявлением о включении в список ему исполнилось 24 года.

Действительно, в силу приведенных выше норм закона достижение возраста 23 лет является основанием для отказа во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечения жилым помещением.

Вместе с тем, при разрешении данного спора необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В каждом конкретном случае суд обязан выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суд вправе удовлетворить требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

К таким причинам, в частности относятся, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно сведениям ГБУ РМЭ «Республиканский психоневрологический диспансер» Толстов А.А. состоит на диспансерном наблюдении с 2005 г. по поводу <данные изъяты>. Из имеющихся в медицинской карте амбулаторного больного Толстова А.А. эпикризов за периоды с 2014 г. по 2022 г. усматривается, что Толстов А.А. в связи с повторными правонарушениями, с расстройством приспособительных реакций, страдающий хроническим психическим расстройством является социально опасным больным. Внимание больного не устойчивое, словарный запас мал, мышление конкретное, в суждениях легковесен, память и интеллект снижены.

Толстов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... Эл, .... Жилое помещение общей площадью 50 кв.м., в нем зарегистрированы 25 человек. Указанное жилое помещение было закреплено за Толстовым А.А. на период его обучения. Таким образом, закрепление жилого помещения за истцом носило формальный характер и действовало только до достижения им совершеннолетия.

С учетом того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на истца составляла менее учетной нормы, истец до достижения 23-летнего возраста имел право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Толстов А.А не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок оставшийся без попечения родителей, в том числе по причине ненадлежащего выполнения органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот возложенных на них полномочий. Кроме того, Толстов А.А.имеет диагноз <данные изъяты> состоит на диспансерном наблюдении, отбывал наказание, связанное с лишением свободы, что также указывает на наличие препятствий для своевременного обращения с заявлением о постановке на учет самостоятельно, поскольку он был ограничен в распоряжении своими правами. Кроме того, суд учитывает, что Толстовым А.А. своевременно предпринимались меры к получению специализированного жилого помещения, так как еще до достижении 23-летнего возраста, выдал доверенность и заключил договор с Симоновым А.Г. по вопросу предоставления ему жилого помещения, добросовестно полагался, что представителем будут осуществлены все необходимые меры к обеспечению его жилым помещением. Однако в связи с недобросовестностью представителя обращение в уполномоченные органы последовало только в 2021 г. Указанные обстоятельства, по мнению суда, являются уважительными обстоятельствами, при которыхТолстов А.А. не смог своевременно реализовать право на получение жилого помещения.

Правила формирования списка детей-сирот устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Таким образом, законодательством была предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В собственности истца жилых помещений не имеется, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения он не является.

Кроме достижения истцом предельного для данных правоотношений возраста, иных оснований оспариваемый отказ не содержит, следовательно, решение уполномоченного органа местного самоуправления не может считаться законным, поскольку оно нарушает права и законные интересы Толстова А.А.

С учетом изложенного суд полагает, что исковые требования о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Толстова А.А, к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл удовлетворить.

Обязать администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл (ОГРН № ...) включить Толстова А.А, (паспорт № ...) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Н.Б. Чикризова

Мотивированное решение составлено 01 июня 2023 года.

Дело № ...

УИД 12RS0008-01-2023-000525-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Медведево 26 мая 2023 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,

при секретаре Крупиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстого А.А, к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Толстов А.А. обратился в суд с иском к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, в котором просит обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. В обоснование иска указано, что истец относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены в отношении него родительских прав. Решением администрации Медведевского муниципального района от 10 ноября 2021 г. ему отказано во включении в список, поскольку заявление им подано после достижения возраста 23 лет. С момента лишения родительских прав истец воспитывался и обучался государственных учреждениях, ему установлен диагноз <данные изъяты> кроме того, отбывал наказание по приговорам в местах лишения свободы. Находясь в колонии-поселении истец 27 ноября 2017 г. заключил договор на оказание юридических услуг с Симоновым А.Г. по представлению его интересов в суде по делу о предоставлении ему специализированного жилого помещения, в связи с чем добросовестно полагал, что жилое помещение ему будет предоставлено. Однако юрист ввел его в заблуждение, свои обязательства по договору не выполнил. Полагает, что при указанных обстоятельствах отказ является необоснованным, Толстов А.А. подлежит включению в список.

В судебное заседание истец Толстов А.А. не явился, извещен, реализовал свое право на ведение дела в суде через представителя. В судебном заседании представитель истца по доверенности Ложкин Ю.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил аналогично изложенному в иске к нему.

Представитель ответчика администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены, представили отзыв на исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Толстов А.А. до достижения им возраста 23 лет с заявлением о предоставлении жилой площади не обращался. Отбывание наказание по приговору суда полагают неуважительной причиной пропуска срока на обращение.

Представители третьих лиц Министерства образования и науки Республики Марий Эл, отдела образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, учетное дело Толстова А.А., личное дело Толстова А.А., медицинскую карту Толстова А.А. суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о рождении I-ЕС № ..., Толстов А.А, родился <...> года, его родителями являются Толстов А.А., Толстова С.К..

Вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2011 года Толстов А.А., Толстова С.К. лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе в отношении сына Толстова А.А., <...> года рождения.

Следовательно, истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абз. 3 ст. 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.

В силу указанной статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения предусмотрены также ст. ст. 1, 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При этом, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны письменно обратиться в орган, который формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19 октября 2010 года № 1282-О-О установлено, что приведенное выше положение закона, в соответствии с которым указанная мера государственной поддержки детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предоставляется только, если они учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения ими 23 лет, не нарушают Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до 01 января 2013 года также был предусмотрен заявительный порядок для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан, а также ограничение возраста до достижения 23 лет. При этом, необходимым условием для получения мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения являлась постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что на основании постановления главы администрации МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл от 23 июля 2006 г. № 854 Толстов А.А. был направлен для обучения в Нартасскую коррекционную школу-интернат, за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., на период обучения.

Заключением Республиканской психолого-медикопедагогической комиссии от 15 апреля 2010 г. № ... Толстову А.А. установлен диагноз <данные изъяты>, рекомендовано обучение по специальной коррекционной общеобразовательной программе учреждений VIII вида. Наблюдение психиатра.

На основании постановления администрации Мари-Турекского муниципального района от 02 сентября 2011 г. № ... Толстов А.А. помещен в ГОУК РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонения в развитии VIII вида.

В период с 31 августа 2013 г. по 07 мая 2015 г. Толстов А.А. обучался в ГБПОУ РМЭ «Аграрно-строительный техникум» по профессии «Штукатур».

По сведениям МВД по Республике Марий Эл Толстов А.А. 14 августа 2017 г. был осужден Медведевский районным судом Республики Марий Эл по ч. 1 ст. 134 УК РФ к 1 году лишения свободы, освобождён 07 сентября 2018 г. по отбытия наказания из ФКУ ИК№ 5 УФСИН РФ по Республике Марий Эл п. Ясный; 28 января 2020 г. осужден Медведевским районным судом Республики Марий Эл по ч. 1 ст. 186 УК РФ к 3 годам принудительных работ с удержанием заработка. Постановлением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01 февраля 2021 г. принудительные работы заменены на 1 год 11 месяцев 17 дней лишения свободы. Прибыл для отбытия наказания в ФКУ ИК № 4 УФСИН РФ по Республике Марий Эл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Марий Эл 28 февраля 2021 г., освобождён по отбытию наказания 20 декабря 2022 г.

В период отбывания наказания Толстов А.А. 07 ноября 2017 г. заключил договор на оказание юридических услуг с Симоновым А.Г. по обращению в суд с требованиями о предоставлении жилого помещения специализированного найма. Толстов А.А. оплатил услуги по данному договору Симонову А.Г. в размере 8000 руб. по квитанции от 07 ноября 2017 г. Однако представитель Симонов А.Г. в суд в интересах истца не обращался. Обратился в администрацию МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл с заявлением о включении Толстова А.А. в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями только 19 февраля 2021 г., т.е. по истечении достижения Толстовым А.А. возраста 23 лет.

По результатам рассмотрения заявления Симонова А.Г., действующего в интересах Толстова А.А., отделом образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района 10 ноября 2021 г. принято решение № 287 об отказе во включении в список Толстова А.А., <...> года

Администрация Медведевского муниципального Республики Марий Эл письмом от 10 ноября 2021 г. № ... уведомило истца о том, что ему отказано во включении список, поскольку на момент обращения с заявлением о включении в список ему исполнилось 24 года.

Действительно, в силу приведенных выше норм закона достижение возраста 23 лет является основанием для отказа во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечения жилым помещением.

Вместе с тем, при разрешении данного спора необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В каждом конкретном случае суд обязан выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суд вправе удовлетворить требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

К таким причинам, в частности относятся, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно сведениям ГБУ РМЭ «Республиканский психоневрологический диспансер» Толстов А.А. состоит на диспансерном наблюдении с 2005 г. по поводу <данные изъяты>. Из имеющихся в медицинской карте амбулаторного больного Толстова А.А. эпикризов за периоды с 2014 г. по 2022 г. усматривается, что Толстов А.А. в связи с повторными правонарушениями, с расстройством приспособительных реакций, страдающий хроническим психическим расстройством является социально опасным больным. Внимание больного не устойчивое, словарный запас мал, мышление конкретное, в суждениях легковесен, память и интеллект снижены.

Толстов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... Эл, .... Жилое помещение общей площадью 50 кв.м., в нем зарегистрированы 25 человек. Указанное жилое помещение было закреплено за Толстовым А.А. на период его обучения. Таким образом, закрепление жилого помещения за истцом носило формальный характер и действовало только до достижения им совершеннолетия.

С учетом того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на истца составляла менее учетной нормы, истец до достижения 23-летнего возраста имел право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Толстов А.А не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок оставшийся без попечения родителей, в том числе по причине ненадлежащего выполнения органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот возложенных на них полномочий. Кроме того, Толстов А.А.имеет диагноз <данные изъяты> состоит на диспансерном наблюдении, отбывал наказание, связанное с лишением свободы, что также указывает на наличие препятствий для своевременного обращения с заявлением о постановке на учет самостоятельно, поскольку он был ограничен в распоряжении своими правами. Кроме того, суд учитывает, что Толстовым А.А. своевременно предпринимались меры к получению специализированного жилого помещения, так как еще до достижении 23-летнего возраста, выдал доверенность и заключил договор с Симоновым А.Г. по вопросу предоставления ему жилого помещения, добросовестно полагался, что представителем будут осуществлены все необходимые меры к обеспечению его жилым помещением. Однако в связи с недобросовестностью представителя обращение в уполномоченные органы последовало только в 2021 г. Указанные обстоятельства, по мнению суда, являются уважительными обстоятельствами, при которыхТолстов А.А. не смог своевременно реализовать право на получение жилого помещения.

Правила формирования списка детей-сирот устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Таким образом, законодательством была предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В собственности истца жилых помещений не имеется, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения он не является.

Кроме достижения истцом предельного для данных правоотношений возраста, иных оснований оспариваемый отказ не содержит, следовательно, решение уполномоченного органа местного самоуправления не может считаться законным, поскольку оно нарушает права и законные интересы Толстова А.А.

С учетом изложенного суд полагает, что исковые требования о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Толстова А.А, к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл удовлетворить.

Обязать администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл (ОГРН № ...) включить Толстова А.А, (паспорт № ...) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Н.Б. Чикризова

Мотивированное решение составлено 01 июня 2023 года.

2-581/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Чикризова Наталия Борисовна
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
28.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее