Дело № 2-1292/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2020 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе
председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.,
при секретаре Емельяновой Е.В.,
с участием прокурора Дубейко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Морковкина Вячеслава Николаевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтеюганске ХМАО-Югры (межрайонное) об обязании выплатить компенсацию расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно,
У С Т А Н О В И Л:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Морковкина В.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтеюганске ХМАО-Югры (межрайонное) (далее ГУ-УПФ РФ в г.Нефтеюганске) с исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в выплате Морковкину В.Н. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно от 24.01.2020 года, обязать ГУ-УПФ РФ в г.Нефтеюганске выплатить Морковкину В.Н. компенсацию фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 10146,40 руб.
Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение Морковкина В.Н. о нарушении его прав, выразившемся в невыплате ГУ-УПФ РФ в г.Нефтеюганске компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В результате проверки выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства.
Проверкой установлено, что 14.01.2020 года Морковкин В.Н. обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Нефтеюганске за компенсацией фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха Туапсе, Горячий Ключ и обратно.
Указанные документы рассмотрены и в связи с тем, что проезд осуществлен к нескольким местам отдыха Пенсионным фондом 24.01.2020 года принято решение об отказе в выплате компенсации.
Данный отказ в силу действующего законодательства является незаконным и нарушает социальное право гражданина на получение компенсации проезда до места отдыха и обратно, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Факт нахождения Морковкина В.Н. в отпуске подтверждается электронными проездными документами АСУ «ЭКСПРЕСС» Сургут - Туапсе (№) и Горячий Ключ - Сургут (№), автобусным билетом от 27.04.2020, информацией АО «ФПК» от 31.03.2020 №2304/У/ЖА об оформлении проездных документов на имя Морковкина В.Н. и фактически понесенных им расходах.
Согласно информации АО «ФПК» от 31.03.2020 №2304/У/ЖА стоимость проезда железнодорожным транспортом Сургут - Туапсе, отправлением от 23.04.2019 на поезд №345 в 09 плацкартный вагон, место 001 составила 5 017,80 руб., Горячий Ключ - Сургут, отправлением от 27.10.2019, на поезд №346, в 09 плацкартный вагон, место 051, стоимость составила 5 128,60 руб.
Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию, составляет: 5 017,80 руб. + 5 128,60 руб.=10 146,40 руб.
В судебное заседание истец Морковкин Н.А. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил свои возражения, из которых следует, что требования истца удовлетворению не подлежат, в связи с отклонением от маршрута следования к месту отдыха и обратно. Кроме того, в общую стоимость билетов на ж/д транспорт включена стоимость постельных принадлежностей, поэтому сумма компенсации рассчитана неверно.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Прокурор Дубейко А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивал.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, ответчиком не оспаривалось, что Морковкин В.Н. является пенсионером по старости, пенсия назначена 11.07.2001 года. В настоящее время истец не работает. В период с 23.04.2019 года по 27.10.2019 года Морковкин В.Н. находился на отдыхе Краснодарском крае.
По возвращению с отдыха, истец 14.01.2020 года обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Нефтеюганске с заявлением о выплате компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Однако решением ответчика от 24.01.2020 года в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что проезд осуществлен к нескольким местам отдыха.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории Российской Федерации.
Следовательно, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, в силу ст. 19, которой, все равны перед законом. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им Федерального закона или иного правового акта вытекает также из нормы п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в силу которой суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, общепринятым принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, закону субъектов Российской Федерации принимает решение в соответствие с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Аналогичные требования содержатся в ст. 11 ГПК РФ.
Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает гарантии по возмещению затрат гражданам, в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статьей 34 указанного закона установлено, что пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и являющимся получателями трудовых пенсий по старости или инвалидности один раз в два года осуществляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, в порядке и условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ за № 176 от 01 апреля 2005 года утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха и обратно на территории РФ.
В соответствии с п. 7 и 9 указанных Правил предусматривается предоставление компенсации в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. При этом решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации.
Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно не могут рассматриваться, как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе и для самостоятельного организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
При этом Определением Конституционного Суда РФ № 38-О от 02 февраля 2006 года указано, что исключение такой возможности не согласуется со смыслом ст. 34 названного Закона и вопреки требованиям ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха и соответственно проезда к нему.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и положений ст.55 Конституции РФ, реализация права на получение компенсации по оплате проезда по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от выбранного гражданином места отдыха.
Кроме того, применение ГУ УПФ РФ в г.Нефтеюганске п.1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях к месту отдыха и обратно является ограничением гражданских прав на оплату проезда по территории Российской Федерации к любому месту отдыха.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, пунктом 1 которых предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Исходя из вышеприведенных норм права следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Неработающие пенсионеры такую компенсацию получают из средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Морковкин В.Н. является неработающим пенсионером, представил проездные документы, подтверждающие факт пребывания в месте отдыха и обратно при том, что оба населенных пункта Туапсе и Горячий Ключ находятся в Краснодарском крае.
Как установлено материалами дела, представленные Морковкиным В.Н. проездные документы, содержат все необходимые сведения о периоде пребывания и месте самостоятельно организованного отдыха.
Факт нахождения Морковкина В.Н. в отпуске подтверждается электронными проездными документами АСУ «ЭКСПРЕСС» Сургут - Туапсе (№) и Горячий Ключ - Сургут (№), автобусным билетом от 27.04.2020, информацией АО «ФПК» от 31.03.2020 №2304/У/ЖА об оформлении проездных документов на имя Морковкина В.Н. и фактически понесенных им расходах.
Согласно информации АО «ФПК» от 31.03.2020 №2304/У/ЖА стоимость проезда железнодорожным транспортом Сургут - Туапсе, отправлением от 23.04.2019 на поезд №345 в 09 плацкартный вагон, место 001 составила 5 017,80 руб., в том числе сервис – 145,90 руб. Горячий Ключ - Сургут, отправлением от 27.10.2019, на поезд №346, в 09 плацкартный вагон, место 051, стоимость составила 5 128,60 руб., в том числе сервис – 145,90 руб.
Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию, составляет: 5017,80 руб. + 5 128,60 руб. – (145,90 руб. + 145,90 руб.) = 9854,60 руб.
При указанных обстоятельствах требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Морковкина В.Н. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета города Нефтеюганска взыскивается госпошлина, пропорционально удовлетворенных требований, в сумме 437,50 руб., от уплаты которой истец, при подаче искового заявления, в соответствии со ст. 333. 36 ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации, была освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Морковкина Вячеслава Николаевича удовлетворить.
Признать незаконным решение от 24 января 2020 года Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтеюганске ХМАО-Югры (межрайонное) об отказе Морковкину Вячеславу Николаевичу в выплате компенсации расходов по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) выплатить в пользу Морковкина Вячеслава Николаевича компенсацию расходов по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме 9854 (девять тысяч восемьсот пятьдесят четыре) руб. 60 коп.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) в доход бюджета города Нефтеюганска госпошлину в сумме 400 (четыреста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись