Решение по делу № 2-3247/2019 от 04.03.2019

11RS0001-01-2019-003246-72 Дело № 2-3247/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,

с участием представителя истца Наводничего Ю.И.,

представителя ответчика Матюшевой К.А.,

при секретаре Гейнерт К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 27 мая 2019 года гражданское дело по иску Голодовой А.И. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

установил:

Голодова А.И. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью ... расположенного по адресу: ..., возложении обязанности произвести раздел земельного участка ... и предоставить земельный участок, общей площадью ...., расположенный по адресу: ... требования мотивировала тем, что на земельном участке ... находиться принадлежащее ей на праве собственности здание проходной, в связи с чем она имеет право на предоставление ей в собственность земельного участка.

Истец Голодова А.И. в судебном заседании участия не приняла, извещена надлежаще. Представитель истца Наводничий Ю.И. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Матюшева К.А. требования не признала.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Голодова А.И. является собственником здания проходной ... общей площадью ... кадастровый №.... Право собственности зарегистрировано ** ** **.

Истец утверждает, что здание проходной ... общей площадью ...., кадастровый №... расположено на земельном участке с кадастровым номером ....

Голодова А.И. обращалась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, площадь. ... образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером ..., который находится в собственности администрации МО ГО «Сыктывкар».

Письмом от ** ** ** ей отказано в предоставлении земельного участка в связи с ем, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Испрашиваемый участок не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... постановлено зарезервировать для муниципальных нужд МО ГО «Сыктывкар» сроком на ... года для строительств объекта «... земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером .... Установить запрет на предоставление в собственность, аренду земельный участок с кадастровым номером ...

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... утверждена документация по планировке территории для строительства объекта «...».

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... изъяты для муниципальных нужд в целях строительства объекта «... ...» земельные участки, помещения, жилые дома, находящиеся в частной собственности, перечень которых указан в приложении. Спорный объект – здание проходной в перечень не вошел.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из содержания указанного положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.

По смыслу приведенных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

Согласно пункту 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется при образовании земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 13 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу приведенных норм, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зарезервированного для муниципальных нужд земельного участка, администрацией правомерно отказано в предоставлении в собственность.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Земельный участок, на который претендует истец, не сформирован, границы его не уточнены, что является самостоятельным основанием для отказа в его предоставлении без проведения торгов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Голодовой А.И. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью ... расположенного по адресу: ..., возложении обязанности произвести раздел земельного участка ... и предоставить земельный участок в собственность, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми, через Сыктывкарский городской суд, в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

...

Судья- Н.Е. Колосова

2-3247/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Голодова Анжела Ивановна
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Другие
Новодничий Юрий Игоревич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее