УИД 86RS0007-01-2023-004032-47
№ 88-13937/2024
мотивированное определение
составлено 26 августа 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 20 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В., Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-3371/2023 по иску Никольской Алёны Вячеславовны к администрации г. Нефтеюганска о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии муниципальному служащему за выслугу лет, признании права на получение муниципальной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения, возложении обязанности по начислению и выплате муниципальной пенсии за выслугу лет, выплате единовременной поощрительной выплаты в связи с назначением пенсии муниципальному служащему за выслугу лет,
по кассационной жалобе администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никольская А.В. обратилась с иском к администрации г. Нефтеюганска о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганск, от 20 сентября 2023 года № 8 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет; признании права на получение муниципальной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением – с 30 августа 2023 года; возложении обязанности по начислению и выплате муниципальной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости с 30 августа 2023 года; выплате единовременной поощрительной выплаты в связи с назначением муниципальной пенсии.
В обоснование требований указала на то, что состояла в трудовых отношениях с администрацией г. Нефтеюганска, 31 декабря 2022 года уволена в связи с сокращением штата, на момент увольнения замещала должность муниципальной службы - начальника управления опеки и попечительства. С 21 августа 2023 года ей назначена страховая пенсия по старости на основании пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации. 30 августа 2023 года она обратилась в администрацию г. Нефтеюганска с заявлением о назначении муниципальной пенсии, 21 сентября 2023 года получила уведомление об отказе в назначении указанной пенсии на основании пункта 1.2.3 Порядка, поскольку страховая пенсия по старости ей назначена в соответствии с Законом «О занятости населения». Считает отказ незаконным, нарушающим ее права.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2023 года исковые требования Никольской А.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганск, от 20 сентября 2023 года № 8 об отказе в назначении Никольской А.В. муниципальной пенсии за выслугу лет. За Никольской А.В. признано право на получение муниципальной пенсии за выслугу лет с 30 августа 2023 года. На администрацию г. Нефтеюганска возложена обязанность по начислению и выплате Никольской А.В. муниципальной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии с 30 августа 2023 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Никольской А.В. к администрации г. Нефтеюганска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2024 года решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Нефтеюганска – без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты ввиду их незаконности. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства дела и указывает на то, что при принятии решения судами не учтено, что в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганск, утвержденным решением Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года № 193-VI, пенсия за выслугу лет (муниципальная пенсия) является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Поскольку на момент увольнения 31 декабря 2022 года у истца не возникло право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в связи с тем, что она не достигла необходимого возраста, и назначение досрочной страховой пенсии по старости произведено в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», право на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет у нее отсутствует.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Никольская А.В. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Нефтеюганска – без удовлетворения.
Истец Никольская А.В., представитель ответчика администрации г. Нефтеюганска в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Никольская А.В., <данные изъяты> года рождения, состояла в трудовых отношениях с администрацией г. Нефтеюганска, уволена 31 декабря 2022 года в связи с сокращением штата по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. На момент увольнения Никольская А.В. замещала должность муниципальной службы - являлась начальником управления опеки и попечительства.
С 21 августа 2023 года Никольской А.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» с применением пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
30 августа 2023 года Никольская А.В. обратилась в администрацию г. Нефтеюганска с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет к пенсии по старости.
Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганск от 20 сентября 2023 года № 8, Никольской А.В. отказано в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет на основании пункта 1.2.3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганск, утвержденного решением Думы г. Нефтеюганска 30 июня 2017 года № 193-VI, поскольку пенсия ей назначена в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». При этом установлено, что стаж муниципальной службы Никольской А.В. на дату увольнения составлял 23 года 08 месяцев 25 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, регулирующего вопросы установления страховых пенсий и пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, пришел к выводу о незаконности отказа Никольской А.В. в установлении ей пенсии за выслугу лет, признав решение ответчика незаконным и возложив на него обязанность по назначению Никольской А.В. муниципальной пенсии за выслугу лет с 30 августа 2023 года.
Отказывая в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности выплатить единовременную поощрительную выплату в связи с назначением муниципальной пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что защите подлежит нарушенное право, тогда как, доказательств обращения к ответчику по поводу данной выплаты и отказа ответчика в такой выплате истцом не представлено, признав указанное требование заявленным преждевременно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
С учетом положений части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций в части требований о выплате единовременной поощрительной выплаты предметом проверки суда кассационной инстанции не являются, поскольку в данной части законность судебных актов сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях в оспариваемой части соглашается, поскольку они подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судами установлено, что на территории г. Нефтеюганска порядок и условия предоставления за счет собственных средств муниципального образования лицам, замещавшим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения (в виде пенсии за выслугу лет) установлены Порядком назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганск, утвержденным решением Думы г. Нефтеюганска от 30 июня 2017 года № 193-VI (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2.1 вышеуказанного Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при увольнении с муниципальной службы лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска, имеют право на муниципальную пенсию, если на день увольнения с муниципальной службы имели следующие условия:
- лица, замещавшие должность муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования г. Нефтеюганск не менее 12 полных месяцев и увольнении с муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Нефтеюганска, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом положений, предусмотренных абз. 3 и 4 данного пункта.
Согласно абз. 4 пункта 1.2.1 Порядка предусмотрено условие – замещение должности муниципальной службы не менее полного месяца непосредственно перед увольнением, при этом суммарная продолжительность замещения муниципальных должностей должна составлять не менее 12 полных месяцев.
Согласно приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2023 году составляет не менее 18 лет 06 месяцев.
Пунктом 1.2.3 Порядка предусмотрено, что муниципальная пенсия является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Муниципальная пенсия устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с должности муниципальной службы и назначения страховой пенсии по старости (пункт 1.2.4 Порядка).
Статьей 5 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается, в том числе посредством учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней (пункт 2).
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к данному закону (пункт 4 статьи 7 в редакции Федерального закона от 29 мая 2024 года № 108-ФЗ).
Предшествующая редакция данного пункта до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 мая 2024 года № 108-ФЗ содержала ссылку на Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, лицу, получающему пенсию, назначенную в соответствии с настоящим пунктом, при соблюдении условий назначения страховой пенсии по старости, в том числе назначаемой досрочно, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», назначается страховая пенсия по старости без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
К пенсии, назначаемой в соответствии с данным пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Учитывая, что пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не является самостоятельно назначаемой пенсией, а фактически является основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», которая назначена истцу с 21 августа 2023 года, у истца имеются условия для назначения муниципальной пенсии, предусмотренные Порядком, действующим на территории муниципального образования г. Нефтеюганск, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу о незаконности отказа Никольской А.В. в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет.
Приведенные в судебных актах нормы материального права, регулирующие условия и порядок назначения муниципальной пенсии за выслугу лет, суды нижестоящих инстанций применили и истолковали правильно, вследствие чего пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для назначения Никольской А.В. указанной пенсии с 30 августа 2023 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что Порядком предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», тогда как, назначение истцу пенсии произведено в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», являются несостоятельными, основанными на ошибочном токовании положений данного закона.
Также несостоятельными являются доводы жалобы о том, что на момент увольнения 31 декабря 2022 года у истца не возникло право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в связи с тем, что она не достигла необходимого возраста, поскольку с учетом основания увольнения (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) на истца такое условие, как наличие права на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» на момент освобождения от должности, не распространяется, что следует из анализа норм, приведенных в пункте 1.2.1 Порядка.
Поскольку судами нижестоящих инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2024 года, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Нефтеюганска – без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 ноября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи