об оставлении административного искового заявления
без рассмотрения в части
23 июля 2020 г. п. Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к Терехову Р.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, штрафа за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл (далее - МИФНС России № 1 по РМЭ) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Терехова Р.Ю. задолженности по транспортному налогу за <...> года размере 888 руб., пени по транспортному налогу в размере 13,44 руб., штрафа за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц в размере 898 руб., всего на общую сумму 1799,44 руб., заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд.
В обоснование заявленных требований указано, что Терехов Р.Ю. является плательщиком указанных выше налога и штрафа, поскольку предоставил налоговую декларацию НДФЛ за <...> года г. <...> года, то есть в нарушение положений ст.229 НК РФ, а также имел в собственности: автомобиль легковой, марки KIA <данные изъяты> государственный регистрационный знак № ..., VIN: № ..., <данные изъяты> года выпуска. В настоящее время за Тереховым Р.Ю. числится задолженность в виде неуплаченной суммы по транспортному налогу за <...> года г., и пени, а также штрафа за несвоевременное непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 1799,44 руб. Административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате задолженности по указанным налогу, пени и штрафу, однако до настоящего времени данное требование в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем административный истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями, при этом последним пропущен срок для подачи административного искового заявления в суд по причине большого документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. Полагают указанную причину пропуска срока уважительной, просят восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 1 по РМЭ не явился, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Терехов Р.Ю. в предварительное судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по месту регистрации.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <...> года года административным ответчиком Тереховым Р.Ю. предоставлена в налоговый орган декларация 3-НДФЛ за <...> года (л.д.20-23), то есть с пропуском установленного законом срока на 7 месяцев.
Решением налогового органа от <...> года Терехов Р.Ю. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем последнему назначен штраф в размере 1000 руб.
Кроме того, административный ответчик имел в <...> года в собственности: автомобиль легковой, марки KIA <данные изъяты>), государственный регистрационный знак № ..., VIN: № ..., <данные изъяты> года выпуска, в связи с чем является плательщиком указанных выше налога и штрафа.
Судом установлено, что административный ответчик Терехов Р.Ю. свою обязанность по уплате транспортного налога за <...> года. в размере 888 руб., пени по транспортному налогу в размере 13,44 руб., штрафа за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц в размере 898 руб., всего на общую сумму 1799,44 руб. в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем МИФНС России № 1 по РМЭ обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Терехова Р.Ю. задолженности по транспортному налогу за <...> года г. в размере 888 руб., пени по транспортному налогу в размере 13,44 руб., штрафа за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц в размере 898 руб., всего на общую сумму 1799,44 руб., указывая на пропуск процессуального срока для подачи иска в суд, а также заявив ходатайство о его восстановлении.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 вышеуказанной правовой нормы следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Из содержания самого раннего требования № ... об уплате задолженности по налогам и пени следует, что за Тереховым Р.Ю. по состоянию на <...> года числится штраф за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 руб.
Срок для исполнения данного требования налогового органа установлен до <...> года, в связи с чем, учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования не превысила 3000 руб., с административным исковым заявлением о взыскании с Терехова Р.Ю. задолженности по указанному налогу и пени налоговый орган должен был обратиться в течение трех лет и шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее <...> года
Данное административное исковое заявление в суд поступило <...> года, т.е. с пропуском установленного законом срока для взыскания задолженности по указанному штрафу.
Однако из содержания самого раннего требования № ... об уплате задолженности по транспортному налогу за <...> года г. и пени следует, что за Тереховым Р.Ю. по состоянию на <...> года числится задолженность в размере 901,44 руб.
Срок для исполнения данного требования налогового органа установлен до <...> года, в связи с чем, учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования не превысила 3000 руб., с требованием о взыскании с Терехова Р.Ю. задолженности по указанному налогу и пени налоговый орган также должен был обратиться в течение трех лет и шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее <...> года
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 данного Кодекса.
Согласно положениям ст.17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Исходя из вышеуказанных положений закона, обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций предполагает первоначальное рассмотрение данных требований в порядке главы 11.1 КАС РФ.
Таким образом, учитывая вышеуказанные правовые нормы, принимая во внимание, что налоговый орган в части взыскания с Терехова Р.Ю. задолженности по транспортному налогу и пени обратился в суд в установленный ст.48 НК РФ срок, в материалах дела отсутствуют сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании с Терехова Р.Ю. задолженности по транспортному налогу за <...> года. и пени в размере 901,44 руб., вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление МИФНС России № 1 по РМЭ к Терехову Р.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, штрафа за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц подлежит оставлению без рассмотрения в части требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 г. пени в размере 901,44 руб.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.196, 198,199КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Оставить без рассмотрения административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к Терехову Р.Ю. в части заявленных исковых требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за <...> года. в размере 888 рублей и пени по транспортному налогу в размере 13 рублей 44 копейки.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Е.В. Ильин