Судья Кабалоева М.В. Дело № 2а-191/2021
Докладчик Качура И.О. Дело № 33а-1889/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2021 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А.,
судей Качура И.О., Седых Н.А.,
при секретаре Синцовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» об установлении административного надзора в отношении К.
по апелляционной жалобе К. на решение Смирныховского районного суда от 08 июня 2021 года, которым иск удовлетворен. В отношении К. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, установлен административный надзор на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Смирныховского районного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, с применением административных ограничений в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы территории муниципального образования городской округ «<адрес>» <адрес>; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток с 22:00 до 06:00 часов. Срок административного надзора, установленного в отношении К. , исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
28 мая 2021 года Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области) обратилось в Смирныховский районный суд с административным иском об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении К. , отбывающего наказание за совершение тяжкого преступления при наличии опасного рецидива преступлений.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области Садгун И.В. требования поддержал, административный ответчик К. возражал против их удовлетворения, участвующий в деле прокурор Пильтяй Р.В. полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое К. в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований к установлению в отношении него административного надзора. Полагает, что административное ограничение в виде запрета пребывания в ночное время суток вне места его жительства является безосновательным, поскольку преступление совершено по месту его проживания.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Пильтяй Р.В. просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Афанасьев Д.А. просил оставить решение суда без изменения. Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
На основании части 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, закреплены в статье 4 указанного Закона. Перечень административных ограничений является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, К. осужден приговором Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации к 03 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с положениями статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации данное преступление относится к категории тяжких, в действиях К. приговором установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Согласно пункту «г» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Ранее решением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении К. установлен административный надзор сроком на три года и административные ограничения. Таким образом, преступление по приговору Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ совершено К. в период нахождения под административным надзором.
Кроме того, К. , освобождаемый из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления и в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что является основанием для установления административного надзора, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о необходимости установления в отношении К. административного надзора сроком на восемь лет, то есть на основании части 2 статьи 3 указанного Федерального закона, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Определенные судом административные ограничения отвечают степени опасности совершенного К. преступления, соответствуют целям и задачам административного надзора, являются разумными и необходимыми.
Ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток с 22:00 до 06:00 часов обосновано совершением преступления в части хранения наркотических средств в ночное время.
При этом судебная коллегия учитывает, что установленные в отношении К. административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Смирныховского районного суда от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Крылов Н.А.
Судьи Качура И.О.
Седых Н.А.