Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Тындинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Муратова В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика и третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Почуевой <данные изъяты> к Администрации <адрес> <адрес> о предоставлении благоустроенного жилья,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указала, что приехала с семьей на строительство БАМа в 1984 году, работала в СМП бухгалтером, проживали и были прописаны в <адрес>, отработала 3 года в СМП-593, перешла работать в Тындинскую налоговую инспекцию ревизором стояла на очереди на получение благоустроенного жилья, в 1990 году была в очереди пятая, пошла на пенсию и ее квартиру отдали другому, по сегодняшний день стоит на очереди по спецпереселению, сейчас дают компенсацию для приобретения благоустроенного жилья при выезде из района Крайнего Севера или в <адрес>, При обращении ей ответили, что в первую очередь дают жилье инвалидам, а она не инвалид, а пенсионер. Истец сообщает, что является пенсионером, «Ветераном тыла», «Ветераном труда», инвали<адрес> степени, обращает внимание на плохое состояние своего здоровья, <данные изъяты>, поясняет, что не видит, не слышит и не может ходить. ФИО1 объясняет, что состоит в очереди на получение сертификата на благоустроенное жилье с 2006 года, стоит в очереди в <адрес>, пережили все бараки, жили в коттедже в 1994 году, ее сына убили, котедж сгорел, их переселили в барак по адресу <адрес>. В настоящее время в <адрес> построили 4 дома, всех обеспечили благоустроенным жильем, а истец похоронив сына и мужа «Ветерана труда» вынуждена скитаться по частным квартирам и платить большие деньги с пенсии, не пользуется никакими льготами. Более 10 лет прописана в бараке, которого нет, поэтому ей задерживают пенсию, она обращалась к Президенту Российской Федерации, в прокуратуру Тынды, но нет никакого результата, ей только предлагают ветхое жилье, в которое она не пойдет, потому что заработала благоустроенное жилье, ей 80 лет и желает хоть немного пожить в благоустроенном жилье.
Просила суд обязать Администрацию <адрес> предоставить ей благоустроенное жилье.
В судебном заседании истец ФИО1, настаивала на удовлетворении исковых требований, суду пояснила что, очень плохо себя чувствует, заработала предоставление жилья, ранее работала в налоговой инспекции, где стояла третья на очереди на получением жилья. Настаивала на немедленном принятии решения судом.
Представитель истца ФИО5 (сын ФИО1) пояснил, что на требованиях настаивает, ФИО1 действительно обещали предоставить жилье в построенном в <адрес> доме, однако жилье не предоставили, обещание было только устным.
В предыдущих судебных заседаниях глава <адрес> ФИО6 с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что не имеется правовых оснований для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения вне очереди. В Списке граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по <адрес> на 2015 года ФИО1 является тринадцатой, строительство жилых помещений для предоставления в общем порядке нуждающимся по договорам социального найма в <адрес> не ведется, и в настоящее время не планируется, свободных благоустроенных жилых помещений не имеется. В <адрес> действительно построен жилой дом по подпрограмме «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким (более 70 процентов) уровнем износа в <адрес> на 2014 - 2020 годы», однако ФИО1 не состояла и не стоит на учете как проживающая в ветхом или аварийном жилье. Кроме того, истец вообще не проживает в <адрес> с 1998 года. Пояснила, что подаст заявление в межведомственную комиссию для обследования помещения, по адресу <адрес> (в котором зарегистрирована истец), на предмет пригодности для проживания. Сообщила, что возможности предоставления жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий в <адрес> не имеется. Жилые помещения были построены и возможно будут построены только по названной подпрограмме (и подлежат распределению между лицами, чье жилое помещение было признано ветхим или аварийным, и находящимися в соответствующей особой очереди), поэтому кроме случаев освобождения жилых помещений в домах построенных по подпрограмме, не имеется возможности предоставления жилых помещений по улучшению жилищных условий, такие жилые помещения будут предоставляться в порядке очереди.
В предыдущем судебном заседании ФИО7, сотрудница <адрес> возражала против удовлетворения исковых требований.
ДД.ММ.ГГГГ определением Тындинского районного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Муниципальное учреждение «Управление финансов <адрес>».
Представитель ответчика, Администрации <адрес>, и третьего лица, Управления финансов <адрес>, ФИО4 исковые требования не признала; в отзыве указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прописана по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ выписана по данному адресу в связи с выездом в <адрес>, <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году истец прибыла из <адрес>, <адрес>, и была вновь была зарегистрирована по названному адресу. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. В связи с пожаром в названном доме, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>. В администрации <адрес> отсутствуют сведения, на основании которых была прописана Истица по данному адресу. С 1998 года ФИО1 выехала из <адрес>, не снявшись с регистрационного учета по адресу: <адрес>., за содержанием своего жилья не следила, не вела хозяйства, не вносила плату за жилое помещение. В соответствии со ст. 89 ЖК РСФСР (и аналогичными положениями ст.83 ЖК РФ), в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда. Кроме того, право на жилую площадь возникает не в связи с фактом формальной регистрации в жилом помещении, а в связи с фактическим его использованием, проживанием. Выезд ФИО1 из жилого дома является постоянным и добровольным, препятствия в пользовании домом отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО8 в администрацию <адрес> поступило заявление о предоставлении ей благоустроенного жилья. Поскольку на территории <адрес> отсутствует свободное жилье с наличием соответствующих коммуникаций, администрация <адрес> предложила ФИО8 неблагоустроенное жилье, но пригодное для постоянного проживания в данном жилье имеется отопление, вода, туалет на улице, которое находится по адресу: <адрес>. Жилье по данному адресу не признано ветхим и аварийным. Однако ФИО8 отказалась принимать в пользование данное помещение. ФИО1 состоит в списке граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на ДД.ММ.ГГГГ за №. Оснований предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договорам социального найма предусмотренных ст.57 ЖК РФ не имеется. По инициативе Администрации <адрес> проведена оценка технического состояния жилого помещения по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией установлено, что по названному адресу расположен одноэтажный одноквартирный жилой дом, который будет включен в реестр ветхого жилого фонда (с высоким уровнем износа), на основании акта обследования; жилое помещение не признано аварийным; в доме проживает семья из трех человек. Жилой дом, расположенный по названному адресу в реестре муниципальной собственности муниципального образования <адрес> не числится.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица пояснила, что по имеющимся у нее сведениям, истец ФИО1 в настоящее время проживает в принадлежащей ей на праве собственности комнате по адресу: <адрес>. В связи с вышеназванными обстоятельствами Администрация обсуждает вопрос о необходимости снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма.
Истец ФИО1 не отрицала приобретение ею в собственность названной комнаты, однако сообщила, что для покупки комнаты заняла деньги и их надо отдавать.
Заслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из требования истца можно сделать вывод о том, что она просит немедленно предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Судом разрешаются данные требования, в том числе и в отношении наличия оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также мер социальной поддержки по предоставления жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилья, в том числе предоставления жилищного сертификата.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Отдельным категориям граждан (признанных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях) могут предоставляться жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления – ч.3, 4 ст.49 ЖК РФ.
Из материалов дела (в частности справки Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №) следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Российской Федерации:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу <адрес>,
ДД.ММ.ГГГГ выписана в <адрес>,
с ДД.ММ.ГГГГ прибыла из <адрес> и была зарегистрирована по <адрес>,
с ДД.ММ.ГГГГ прописана по <адрес>,
с ДД.ММ.ГГГГ прописана по <адрес>,
с ДД.ММ.ГГГГ года в поселке <адрес> зарегистрирована, но не проживает.
Справкой отдела государственного пожарного надзора по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом одноэтажном доме по адресу: <адрес> «Б» <адрес>.
Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что в настоящее время ФИО1 проживает в жилом помещении расположенном по адресу <адрес>. В предыдущих судебных заседаниях ФИО1 поясняла, что снимает данное помещение (по найму). В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 не отрицала, что приобрела жилое помещение (комнату) в собственность. Однако суду соответствующие материалы представлены не были.
Свидетельством о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истец ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Собранными по делу доказательствами (в том числе копией личного дела ФИО1, копиями приказов по личному составу, Архивной справкой третьего лица по делу Муниципального учреждения «Управление финансов <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № №), подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в финансовый отдел Тындинского райисполкома экономистом государственных доходов (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); уволена ДД.ММ.ГГГГ (приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, по достижении работником пенсионного возраста при наличии права на пенсию).
Истцом представлено суду удостоверение № Финансового отдела Тындинского райисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 работает старшим налоговым инспектором, удостоверение продлевалось до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из личного дела истца также следует, что в ДД.ММ.ГГГГ она была принята в <данные изъяты> на должность бухгалтера материального отдела. В ДД.ММ.ГГГГ года уволена в связи с окончанием срока трудового договора.
Удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Решением исполкома <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 награждена медалью «Ветеран труда».
Справкой ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ФИО1 состоит на учете по категории «Дети войны» и имеет удостоверение «Ветеран труда» серии Х № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудники ГБУ <адрес> «Зейский комплексный центр социального обслуживания населения «Родник» выезжали для проведения обследования материально-бытовых условий проживания ФИО1 по адресу <адрес>, по которому проживает сын ФИО1, с его слов ФИО1 проживает у сестры в <адрес>, в <адрес> возвращаться не собирается. В случае возвращения ФИО1 в <адрес>, решение ее жилищных проблем по линии социальной защиты будет возможно путем предоставления места в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Согласно справке ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 в годы Великой Отечественной войны трудового стажа не имела.
В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за следующими исключениями:
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
В материалы дела представлена копия Списка граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на ДД.ММ.ГГГГ (общая очередь), утвержденном Постановлением главы Восточного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № – в котором под номером 13 отмечена ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионерка, проживающая по <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ года.
Первоначально ФИО1 была поставлена на учет в списки граждан на улучшение жилищных условий за № от ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается справкой Администрации Восточного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №)
Кроме того, из материалов дела, в том числе справки МКУ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № №, пояснений представителя ответчика и третьего лица, следует, что не имеется доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 права на получение жилого помещения в связи с нахождением на 1990 год на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий по месту работы в финансовых органах (в том числе в Финансовом отделе Тындинского райисполкома).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения вне очереди – в общем порядке как нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Регулирующими схожие отношения положениями ст.85, 87 ЖК РФ предусмотрено, что при выселении граждан в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; или жилое помещение признано непригодным для проживания – наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договорам социального найма.
Судом перед ответчиком поставлен вопрос о наличии у ФИО1 права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, в котором она зарегистрирована, либо признанием названного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В том числе о наличии у ФИО1 права на включение в число участников подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким (более 70 процентов) уровнем износа в <адрес> на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы».
Администрация Восточного сельсовета направила письмо <адрес>ной межведомственной комиссии с просьбой провести оценку технического состояния жилого помещения по адресу: <адрес>.
Согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу <адрес> расположен одноэтажный одноквартирный жилой дом, в котором проживает семья из трех человек, других квартир в данном доме не имеется. В акте содержится заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения, согласно которому названный дом будет включен в реестр ветхого жилого фонда (с высоким уровнем износа), выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, предъявляемым к жилому помещению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Из сопроводительного письма <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по адресу <адрес>, ранее располагался 4-квартирный жилой дом с несущими стенами из сборно-щитовых панелей, 1976 года постройки. В настоящее время расположен одноквартирный дом.
Таким образом, жилое помещение не признано аварийным. Представитель ответчика пояснила, что жилого помещения в котором была зарегистрирована истец в настоящее время не существует.
Справкой МУ «КУМИ администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности муниципального образования Восточный сельсовет не числится.
Администрация <адрес> предлагала истцу жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, пояснив, что дом не является ветхим и аварийным (письмо ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец в исковом заявлении и в судебном заседании поясняла, что данное помещение является неблагоустроенным бараком, в который она не будет вселяться.
С учетом рассматриваемых исковых требований, при названных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления ФИО1 жилого помещения вне очереди в связи с непригодностью для проживания занимаемого ею жилого помещения, признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Федеральным законом №125 ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Согласно ст.1 названного Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.8 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879), регистрация и учет граждан, имеющих право на получение в названной социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Согласно п. 24 названного Положения, Министерство ЖКХ Амурской области ежегодно до 15 февраля утверждает единые по области списки граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые по следующим категориям граждан: «инвалиды», «пенсионеры», «безработные», «работающие».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по <адрес> (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Однако, в соответствующем списке по категории «ПЕНСИОНЕРЫ» истец ФИО1 стоит в очереди под № (дата постановки на учет 23.05.2006, на учет поставлена Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 128, номер очереди в книге регистрации 1440, для постоянного проживания избрана <адрес>).
Таким образом, суд приходит к выводу, что по данному основанию ФИО1 не имеет права на получение жилого помещения вне очереди.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 о предоставлении благоустроенного жилья (немедленно, вне очереди) не подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что действующее законодательство не предусматривает меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением для лиц категорий «Ветеран труда» и «Дети войны»; истец не является инвалидом I или II группы; и то, то истец не ставит вопрос о предоставлении ей жилого помещения маневренного фонда.
Из собранных по делу доказательств также следует, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в силу положений Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» или Закона Амурской области от 18.01.2007 № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области».
(Кроме того, суд разъяснил истцу и ее представителю право на оспаривание законности заключения межведомственной комиссии по результатам обследования помещения и акта обследования, а также отказа в определении истцу первой или второй группы инвалидности).
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Почуевой <данные изъяты> отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято в понедельник ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий В.А. Муратов