Дело № 2-366/2017 Председательствующий – судья Горбарчук С.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е №33-220/2018
(33-5191/2017)
гор.Брянск 16 января 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего - Петраковой Н.П.,
судей - Катасоновой С.В., Денисюка О.Н.,
при секретаре Сонькиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Навлинского района Брянской области на решение Навлинского районного суда Брянской области от 30 октября 2017 года по делу по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области к администрации Навлинского района Брянской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных источников водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Денисюка О.Н., возражения прокурора Корниенко Я.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Навлинского района Брянской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Навлинского района Брянской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных источников водоснабжения. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в ходе проверки в <адрес> возле домов №№ установлено четыре бесхозяйных источника водоснабжения – общественные колодцы, которые используются населением в питьевых и иных бытовых целях. Указанные объекты расположены на территории Навлинского района и не имеют собственника, который бы обеспечил их надлежащее состояние. В реестре муниципальной собственности объекты не числятся, на балансе не состоят. В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) муниципалитет должен обеспечить постановку на учет колодцев как бесхозяйного имущества, однако ответчик от обращения в органы государственной регистрации с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества уклоняется, колодцы не обслуживаются, в связи с чем, прокурор просил суд обязать администрацию Навлинского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйных объектов – источников водоснабжения - общественных колодцев, расположенных по адресам: <адрес> возле домов №, на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
30 октября 2017 года Навлинским районным судом Брянской области принято решение, которым заявленные требования прокурора Навлинского района Брянской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию Навлинского района Брянской области принять меры по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйных объектов водоснабжения – общественных колодцев, расположенных по адресам: <адрес>, возле домов №№
В апелляционной жалобе Глава администрации Навлинского района Брянской области – Прудник А.А. просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права. В том числе в обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд не учел то обстоятельство, что администрация не может являться ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Навлинского района Брянской области просит оставить решение суда от 30 октября 2017 года без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Навлинского района Брянской области без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Корниенко Я.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали. При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами законодательства в сфере обеспечения граждан качественной питьевой водой, установлено, что на территории <адрес> возле домов №№ расположены бесхозяйные источники водоснабжения – общественные колодцы, которые используются населением в питьевых и иных бытовых целях. Указанные колодцы расположены на территории Навлинского района и не имеют собственника, который бы обеспечил их надлежащее состояние. В реестре муниципальной собственности объекты не числятся, на балансе не состоят. Администрацией Навлинского района Брянской области меры по обеспечению безопасности колодцев на подведомственной территории предприняты не были, не обеспечивается участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни и здоровью населения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 225 ГК РФ, статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, положениями статей 2, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положениями ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что непринятие мер по оформлению права собственности на бесхозяйные источники нецентрализованного водоснабжения (шахтные колодцы), мер по установлению владельца, приведет к отсутствую контроля за состоянием колодцев и их работоспособности, создаст угрозу санитарному благополучию граждан.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку в силу действующего законодательства, которым руководствовался суд, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца), в том числе, бесхозяйных.
Согласно статьям 3, 6, 8, 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года № 416 государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, бездействие администрации Навлинского района Брянской области в части обращения в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии источников нецентрализованного водоснабжения (шахтных колодцев), расположенных по адресам: <адрес>, возле домов №№, на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности, вытекающей из положения пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав администрацию Навлинского района Брянской области принять меры по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вышеуказанных бесхозяйных объектов водоснабжения.
При рассмотрении настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том что, администрация Навлинского района Брянской области является ненадлежащим ответчиком, являются не состоятельными, поскольку, как правильно указал суд, с января 2015г. вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений отнесен компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Решение суда является законным и обоснованным, принято с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Навлинского районного суда Брянской области от 30 октября 2017 года по делу по иску прокурора Навлинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Навлинского района Брянской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных источников водоснабжения - оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Навлинского района Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда С.В. Катасонова
О.Н. Денисюк