Решение по делу № 33-6679/2016 от 30.03.2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-6679/2016

город Уфа 13 апреля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего Милютина В.Н.

Судей Мугиновой Р.Х.

Ткачевой А.А.

при секретаре Аюповой И. Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ЛВА. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:

Иск ЛВА к Администрации городского округа г. Уфа об обязании передать земельный участок в собственность за плату удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфы подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес кадастровый номер №..., общей площадью №... кв. м. и направить ЛВА. для подписания.

Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ЛВА обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и обязании передать земельный участок в собственность за плату, мотивируя тем, что ЛВА является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: адрес на основании свидетельства о государственной регистрации права от №... года № ... ЛВА обратилась в Администрацию городского округа г.Уфа с просьбой предоставить ей в собственность за плату указанный земельный участок, подготовить проект договора купли-продажи, в удовлетворении заявления ЛВА отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в границах красных линий и зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. До настоящего времени истца, как собственника, кто-либо не уведомлял о предстоящем изъятии земельного участка либо о его резервировании для государственных или муниципальных нужд. Из кадастрового паспорта земельного участка от ... в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № №..., усматривается отсутствие сведений о наличии ограничений и обременении на указанный земельный участок. Просит суд признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата о предоставлении в собственность истцу земельного участка, общей площадью №... кв. м., кадастровый номер №... расположенного по адресу: адрес и обязать Администрацию городского округа г. Уфы, передать на платной основе в собственность ЛВА земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровый номер №..., общей площадью №... кв. м.

    Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ЛВА просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что зарезервированных для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата г. №№..., а в силу п. 7 ст. 39.16 ЗК Российской Федерации резервирование земельного участка для муниципальных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В качестве оснований невозможности предоставления земельного участка также указано на то, что в силу ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участка, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, относятся к числу ограниченных в обороте. Также испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ... Территориальная зона ... предназначена для малоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами от 2-х до 4-х этажей, а также для застройки зданиями средней этажности многоквартирными жилыми домами до 6 этажей. В указанной зоне вид функционального использования земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек запрещен. Спорный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ЛВА поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

В силу подп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.

Согласно п.п. 6, 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.

В соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с ЗК Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо ограничен в обороте.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находящийся в собственности истца, обладающего правом на приобретение спорного земельного участка в собственность, в случае его ограничения в оборотоспособности, в том числе, в случае его резервирования для муниципальных нужд, может быть предоставлен только в аренду без проведения торгов как предусмотрено приведенными положениями ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.

Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных со строительством, реконструкцией объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.

В Постановлении Европейского суда по правам человека от дата года по делу "..." указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".

Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ЛВА является собственником жилого дома, общей площадью №... кв.м. по адресу: адрес, на основании договора купли-продажи № б/н от дата., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №... от дата года (л.д.10).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером №... он имеет площадь №... кв.м, вид разрешенного использования – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек (л.д.21).

В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, дата года, а затем дата г. ЛВА обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №... в собственность.

На указанные обращения истца Управлением по земельным ресурсам (по земельным и имущественным отношениям) Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выданы отказы в предоставлении земельного участка в собственность ввиду нахождения его в границах красных линий и его резервировании для государственных и муниципальных нужд, как решением Совета городского округа город Уфа РБ № №... от дата года, так и решением Совета городского округа город Уфа РБ № №... от дата года (л.д.11-12). Отказ ответчика от дата года представителем истца был предоставлен в суд апелляционной инстанции.

Постановлением главы Администрации г.Уфы № №... от дата г. ЛВА предоставлен земельный участок для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, а также утвержден проект границ земельного участка на срок в аренду №... лет ( л.д.13).

дата года № №... между Администрации г.Уфы в лице председателя ... и ЛВА заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №..., площадью №... кв.м, находящегося по адресу: Республики Башкортостан, гадрес для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек (л.д.14,15).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки по решению Совета городского округа город Уфа РБ № №... от дата года.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ЛВА исходил из того, что право собственника здания на выкуп земельного участка не может быть ограничено, т.к. земельный участок используется правомерно, с землепользователями смежных соседних участков отсутствует спор по границам земельных участков.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним». Согласно данному требованию закона администрация ГО г.Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием по решению Совета городского округа г.Уфа № 32/15 от 23 декабря 2010 года.

Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам Администрации г. Уфа предписано в течение 30 рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.

Однако, материалы дела не содержат каких-либо сведений о направлении ответчиком указанного решения для его регистрации в Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота на момент первоначального обращения истца дата года о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Согласно ст.ст. 56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель является ограничением, подлежащим государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичное требование установлено п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г.. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и, муниципальных нужд».

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.

Согласно абз. 2 п. 2 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлений правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.

Так, согласно материалов дела и выписки из ЕГРП от дата года на земельный участок с кадастровым номером №... обременения в виде резервирования по решению Совета городского округа г.Уфа №... от дата года и попыток его направления в регистрирующий орган ответчиком на данный земельный участок отсутствуют, за исключением регистрации договора аренды на период с дата года по дата года (л.д.35).

Согласно решению Совета городского округа г. Уфа за №... в ред. от дата года испрашиваемый истцами земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до дата. Данное решение опубликовано в газете ...» за №№...) от дата года.

Однако, из материалов дела видно, что обращение истцов к ответчику о передаче за выкуп земельного участка с кадастровым номером №... имело место дата года, т.е. до вынесения решения Совета городского округа г. Уфа за № №... от в ред. дата года, которое в установленном законом порядке опубликовано в официальном источнике, направлено ответчиком в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, является действующим только с дата года.

В связи с чем, не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что на момент обращения истца дата года с просьбой о передаче испрашиваемого земельного участка в собственность испрашиваемый земельный участок входил в число земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, поскольку на момент первоначального обращения истцов дата года таковым не являлся.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

На испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, жилой дом по адресу: адрес принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №... от дата года (л.д.10).

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции обоснованны и мотивированы.

Суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца о предоставлении земельного участка в собственность за плату путем обязания ответчика подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка и направить его для подписания не противоречит приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации.

При таком положении суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, обоснованно признал за истцами право заключить договор купли-продажи земельного участка, подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №... площадью №... кв.м, расположенного по адресу: адрес по цене, установленной действующим законодательством.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий             Милютин В.Н.

Судьи                      Мугинова Р.Х.

Ткачева А.А.

                        

33-6679/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Корошева З.А
Ответчики
Администрация ГО г.Уфа
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Мугинова Разида Ханифовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
06.04.2016Судебное заседание
13.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Передано в экспедицию
18.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее