Решение по делу № 33-451/2019 от 21.01.2019

Судья – Новикова Н.В.                                   Дело: №2-650/2018-33-451/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2019 года                                              Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Бобряшовой Л.П.,

судей Котовой М.А. и Ребровой И.В.,

при секретаре Гроцер Н.А.,

с участием прокурора Степановой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе ГОКУ «Окуловское лесничество» на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 27 ноября 2018 года по иску прокурора Окуловского района Новгородской области в защиту прав неопределенного круга лиц к ГОКУ «Окуловское лесничество» об обеспечении очистки лесного участка от отходов,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГОКУ «Окуловское лесничество» об обязании обеспечить очистку от отходов:

- лесного участка, расположенного в квартале <...> Теребуновского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» на <...> автомобильной дороги сообщением <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения в <...> от оси автомобильной дороги в точке географических координат <...>, а также на участке <...> автомобильной дороги сообщением <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения с <...> к автомобильной дороге <...> в <...> от оси указанной дороги в количестве 3 автомобильных шин, на общей площади 2 кв. м., ;

- лесного участка, расположенного в квартале <...> Теребуновского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» на <...> автомобильной дороги сообщением <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения в <...> от оси автомобильной дороги в точке географических координат <...>, а также на участке <...> автомобильной дороги сообщением <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения с <...> к автомобильной дороге <...> в <...> от оси указанной дороги в количестве 5 автомобильных шин, на общей площади 3 кв. м.;

- лесного участка, расположенного в квартале <...> Теребуновского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в <...> от оси автомобильной дороги <...> на участке <...> по направлению движения в <...> с правой стороны от оси автомобильной дороги сообщением <...> с <...> на участке автомобильной дороги <...> в количестве 13 автомобильных шин, в точке географических координат <...>, на общей площади 40 кв. м.

Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 27 ноября 2018 года исковые требования прокурора Окуловского района удовлетворены, на ГОКУ «Окуловское лесничество» возложена обязанность в срок до 01 мая 2019 года обеспечить очистку вышеуказанных лесных участков.

В апелляционной жалобе ГОКУ «Окуловское лесничество» ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что выявленные твердые отходы находятся вне территории лесного фонда, а также проведение работ по уборке и вывозу бытовых отходов не относятся к лесохозяйственным мероприятиям.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Окуловского района решение суда считает законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в суд апелляционной инстанции участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка в силу ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Степанову Е.И., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7–ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Федеральный закон №7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 51 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п.1).

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации относит лесные участки в составе земель лесного фонда к федеральной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 и 3 ст. 50.7. Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На территории Окуловского района Новгородской области вышеуказанные полномочия возложены на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, ГОКУ «Окуловское лесничество».

В соответствии с ч. 1 ст. 60.3. Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 14 «Правил санитарной безопасности леса», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Пунктом 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с ч.1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Согласно пункту 2.1 Устава ГОКУ «Окуловское лесничество», утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от 24 сентября 2015 года № 822, целью деятельности Лесничества является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в сфере лесных отношений на подведомственной территории.

В силу пунктов 2.2, 2.2.1, 2.2.1.34 указанного Устава для достижения указанных целей Лесничество осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет в пределах установленных законодательством РФ, законодательством Новгородской области и настоящим Уставом на подведомственной территории мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; обеспечивает проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите лесов от вредных организмов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Окуловского района проверки от 10 сентября 2018 года в <...> от оси автомобильной дороги <...> по направлению движения в <...> с правой стороны от оси автомобильной дороги сообщением <...> в <...> на участке автомобильной дороги с <...> выявлен факт размещения твердых отходов в виде автомобильных покрышек в количестве 13 штук. Данный земельный участок граничит с территорией лесного фонда - квартал <...> Теребуновского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество». Также выявлен факт размещения отходов в виде автомобильных шин в <...> от автомобильной дороги <...> с правой стороны в границах лесного фонда - <...> квартала Теребуновского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество».

Также в ходе проверки, проведенной прокуратурой Окуловского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Окуловскому району Фокиным А.В. при участии эксперта ГОКУ «Новгородавтодор» Серебряковой С.Н., от 21 сентября 2018 года установлено, что на участке <...> автомобильной дороги сообщением <...> и на участке <...> автомобильной дороги <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения в <...> от оси автомобильной дороги в точке географических координат <...> вне границ полосы отвода и придорожной полосы указанной автомобильной дороги, а также на участке <...> автомобильной дороги сообщением <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения с <...> к автомобильной дороге <...> в <...> от оси указанной дороги в установленной точке географических координат допущено размещение твердых отходов - автомобильных шин в количестве 3 штук. На участке <...> автомобильной дороги сообщением <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения в <...> от оси автомобильной дороги в точке географических координат <...> вне границ полосы отвода и придорожной полосы указанной автомобильной дороги, а также на участке <...> автомобильной дороги сообщением <...> справа от автомобильной дороги по направлению движения с <...> к автомобильной дороге <...> в <...> от оси указанной дороги в установленной точке географических координат допущено размещение твердых отходов - автомобильных шин в количестве 5 штук.

В <...> от оси автомобильной дороги <...> на участке <...> по направлению движения в <...> с правой стороны от оси автомобильной дороги сообщением <...> в <...> до <...> на участке автомобильной дороги с <...> по <...> допущено размещение твердых отходов в виде автомобильных шин в количестве 13 шт., в точке географических координат <...>.

Судом установлено, что автодорога <...> закреплена на праве оперативного управления за ГОКУ «Новгородавтодор».

Постановлением администрации Окуловского муниципального района Новгородской области от 18.05.2007 года № 95 (в редакции постановления от 08.10.2008 года №316) утвержден откорректированный список автомобильных дорог, закрепленных за Государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», расположенных на территории Окуловского муниципального района, в котором отмечено, что ширина полосы отвода автодороги <...> составляет 13 метров, автодороги <...> - 20 метров. Наличие придорожных полос у спорных автомобильных дорог указанным нормативным актом не предусмотрено.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» автомобильная дорога включает в себя, в том числе, земельные участки в границах полосы отвода автодороги.

Полоса отвода автомобильной дороги в силу статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В силу статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми и Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит среди прочего и содержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах.

Таким образом, полоса отвода автомобильной дороги является частью такой дороги, принадлежит тому же собственнику, что и дорога.

Как усматривается из материалов дела, спорные отходы расположены на расстоянии, превышающем нормативно установленное от оси автомобильной дороги в каждом случае (более 10 метров в одну сторону (всего 20 метров) и более 6 метров 50 сантиметров в одну сторону (всего 13 метров)).

При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что выявленные в ходе проверки отходы в виде автомобильных шин расположены в полосе отвода автомобильных дорог, являются несостоятельными.

Выявленные свалки отходов производства и потребления находятся на землях лесного фонда, мероприятия по охране которых возложена на ответчика.

Причиной образования вышеуказанных свалов отходов явилось ненадлежащее исполнение ответчиком установленных Положением, Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации обязанностей по охране и защите лесов соответствующих категорий.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав ответчика обеспечить очистку вышеперечисленных лесных участков от отходов.

Доводы апелляционной жалобы ГОКУ «Окуловское лесничество» о том, что проведение работ по уборке и вывозу бытовых отходов не относятся к лесохозяйственным мероприятиям, судебной коллегией отклоняются. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015г. №26-П, принимая во внимание, что территория, на которой организована несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, то, как указывалось выше, именно на ответчике лежит обязанность по ликвидации несанкционированного захламления указанной выше территории.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку установленных судом значимых обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, суд достаточно полно и всесторонне выяснил юридически значимые обстоятельства дела, в соответствии со ст.67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, правильно применил и истолковал нормы материального права, не допустил и нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, а потому является законным и обоснованным, оснований к отмене или изменению решения, судебная коллегия не установила.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Окуловского районного суда Новгородской области от      27 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГОКУ «Окуловское лесничество».

Председательствующий:                Л.П. Бобряшова

Судьи:                            М.А. Котова

И.В. Реброва

33-451/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Окуловского района
Ответчики
ГОКУ "Окуловское лесничество"
Суд
Новгородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
13.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее