Дело № 2а-5333/2021
61RS0001-01-2021-006022-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.Г.,
при секретаре Кайдошко А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области к ФИО о восстановлении срока для подачи искового заявления, взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к ФИО о восстановлении срока для подачи искового заявления, взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО состоит на учете в Межрайонная ИФНС России № 23 по Ростовской области по месту жительства.
Согласно сведениям, полученным Налоговым органом в порядке п.4 ст. 85 НК РФ, за налогоплательщиком ФИО зарегистрированы объекты налогообложения: транспортные средства.
ФИО осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается ЕГРИП, которая свидетельствует о присвоении и утрате статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 419 НК РФ должник является плательщиком страховых взносов.
Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) предпринимателя.
Налоговым органом в порядке положений ст. 69,70 НК РФ в отношении ФИО выставлено и направлено требование от 14.03.2013 № 07106213ТН010323, от 28.01.2015 № 07106215ТН003929, от 22.04.2015 № 07106215ТН018622, от 26.03.2016 № 071S01160185605, от 09.01.2017, № 071S01170178560, от 31.07.2017 №780204, от21.06.2018№ 24506, от 04.04.2019 №35510, от 24.06.2019 № 32094, от 25.06.2019 № 81077, от 10.01.2020 № 1969, от 25.06.2020 № 25808, от 08.02.2021 № 5844 об уплате сумм налога, пени, штрафа.
До настоящего времени задолженность по требованиям в размере 112976,98 руб. не уплачена.
С учетом изложенного, административный истец просил суд восстановить срок, для подачи искового заявления, а также взыскать с административного ответчика ФИО страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 21149,85 руб., пеня в размере 162,37 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 88346,36 руб., пени в размере 702,88 руб., транспортный налог в размере 1766 руб., пени в размере 17,01 руб., земельный налог в размере 768 руб., пени в размере 64,51 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца в порядке ч.2 ст. 289 КАС РФ.
Административный ответчик ФИО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Судом установлено, что ФИО состоит на учете в Межрайонная ИФНС России № 23 по Ростовской области по месту жительства.
Согласно сведениям, полученным Налоговым органом в порядке п.4 ст. 85 НК РФ, за налогоплательщиком ФИО зарегистрированы объекты налогообложения: транспортные средства.
ФИО осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается ЕГРИП, которая свидетельствует о присвоении и утрате статуса индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 ст. 48 НК Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.
Согласно п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со ч.1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Как усматривается из материалов дела, ответчик оплату не производил, в связи с чем, в адрес плательщика в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлены и направлены требования 14.03.2013 № 07106213ТН010323, от 28.01.2015 № 07106215ТН003929, от 22.04.2015 № 07106215ТН018622, от 26.03.2016 № 071S01160185605, от 09.01.2017, № 071S01170178560, от 31.07.2017 №780204, от21.06.2018№ 24506, от 04.04.2019 №35510, от 24.06.2019 № 32094, от 25.06.2019 № 81077, от 10.01.2020 № 1969, от 25.06.2020 № 25808, от 08.02.2021 № 5844 об уплате сумм налога, пени, штрафа.
Факт направления требования в адрес налогоплательщика ФИО подтверждается «скриншотом» - изображением показывающим в точности то, что видит налогоплательщик в Личном кабинете.
В соответствии с п. 4 ст. 31, ст. 11.2 НК РФ требование признаётся полученными ФИО на следующий день с даты направления в Личном кабинете налогоплательщика.
В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании с налогоплательщика задолженности подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п.60 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 года №57 не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону от 01.03.2021 г. Межрайонной ИФНС №23 по Ростовской в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО отказано.
Как следует из материалов дела, требование №1969 от 10.01.2020 года должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 04.02.2020 года, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, пени по данному требованию истек 04.08.2020 года.
Требование №35510 от 04.04.2019 года должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 29.04.2019 года, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, пени по данному требованию истек 29.10.2019 года.
Требование №25808 от 25.06.2020 года должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 26.11.2020 года, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, пени по данному требованию истек 26.05.2021 года.
Требование №81077 от 25.06.2019 года должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 06.08.2019 года, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, пени по данному требованию истек 06.02.2020 года.
Требование №32094 от 24.06.2019 года должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 06.08.2019 года, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, пени по данному требованию истек 06.02.2020 года.
Требование №24506 от 21.06.2018 года должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 14.08.2018 года, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, пени по данному требованию истек 14.02.2019 года.
15.09.2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности по требованиям №1969 от 10.01.2020, №35510 от 04.04.2019, №25808 от 25.06.2020, №81077 от 25.06.2019, №32094 от 24.06.2019, №24506 от 21.06.2018, №24506 от 21.06.2018, то есть с пропуском установленного ст.48 НК РФ срока.
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока, административный истец ссылается на то, что нарушение срока предъявления заявления о взыскании задолженности в бюджет не повлекли нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, а указанный пропуск характеризуется публично-правовым статусом налогового органа, связан с временными затратами на подготовку материалов дела и сбора доказательственной базы в обоснование своих доводов.
Между тем, приведенные административным истцом причины не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в установленный законом срок административным истцом не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 08.02.2007 года №381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципам и лежащим в основе правого регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии уважительности причин пропуска срока административным истцом на обращение в суд с настоящим административным иском по требованиям №1969 от 10.01.2020, №35510 от 04.04.2019, №25808 от 25.06.2020, №81077 от 25.06.2019, №32094 от 24.06.2019, №24506 от 21.06.2018, №24506 от 21.06.2018, что является основанием к отказу в удовлетворении административного иска в этой части.
Однако, что касается требования о взыскании недоимки по требованию № 5844 от 08.02.2021 года, суд приходит к следующим выводам.
Так, требование № 5844 от 08.02.2021 года должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 25.03.2021 года, следовательно, срок на обращение в суд с данным требованием не истек.
Административный истец просит взыскать по требованию № 5844 от 08.02.2021 страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: 8426 руб. по сроку уплаты 31.12.2020, пеня в размере 45,36 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии: 32448 руб. по сроку уплаты 31.12.2020, пеня в размере 174,68 руб., транспортный налог в размере 1766 руб. по сроку уплаты 01.12.2020, пени в размере 17,01 руб.
Доказательства оплаты недоимки административным ответчиком в суд представлено не было.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога в установленный срок по требованию № 5844 от 08.02.2021 не исполнена, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с требованиями п.3 ст. 75 НК РФ начислена сумма пени.
МИФНС России № 23 по Ростовской области предоставлен расчет недоимки по требованию № 5844 от 08.02.2021. Проверив расчет, суд считает возможным положить его в основу решения по делу, поскольку он является арифметически верным.
Таким образом, суд приходит к выводам о частичном удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного 1486,31 руб. от уплаты, которой административный истец освобожден в силу закона.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования законными, обоснованными, а потому подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области к ФИО о восстановлении срока для подачи искового заявления, взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: 8426 руб. по сроку уплаты 31.12.2020, пеня в размере 45,36 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии: 32448 руб. по сроку уплаты 31.12.2020, пеня в размере 174,68 руб., транспортный налог в размере 1766 руб. по сроку уплаты 01.12.2020, пени в размере 17,01 руб., а всего на общую сумму 42877,05 руб.
Взыскать с ФИО в доход местного бюджета госпошлину в размере 1486,31 руб.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: