Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-003310-65
Дело № 2а-2761/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания - Петрушечкиной Е.А.,
с участием помощника прокурора Гагаринского района города Севастополя Филимоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Нургалиеву Алибеку Талгатовичу, заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
в июне 2021 года прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать информацию, размещенную на интернет-странице https://buhdoc-legal.ru, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства, регулирующего правоотношения в сфере получения справок о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
В ходе мониторинга Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации выявлен сайт https://buhdoc-legal.ru на страницах которого размещена информация о возможности покупки справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации.
Указанная информация имеет противоправный характер, поскольку предоставляет возможность получения выплат и социальных льгот в нарушение действующего законодательства.
Размещение такой информации вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно правомерности приобретения и использования поддельных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, в данном случае - в сфере трудовых и налоговых отношений, что способствует совершению преступлений.
Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей сведения о свободной продаже справок 2-НДФЛ с внесенными сведениями о полученном доходе, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление об отсутствии необходимости в осуществлении трудовой деятельности, культивирует противоправное поведение и способствует совершению преступлений, предусмотренных статьёй 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Услуги по выдаче оформленной трудовой книжки с записями о трудовой деятельности, трудовом стаже, справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации оказываются с нарушением требований действующего законодательства.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен Нургалиев Алибек Талгатович, как администратор доменного имени.
В судебном заседании помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя доводы административного искового заявления поддержала по изложенным выше обстоятельствам.
Административный ответчик и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, явку их представителей не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Ранее, 06 июля 2021 года от Управления Роскомнадзора по Республике Крым и г.Севастополю поступила правовая позиция по административному делу, согласно которой обязанность операторов связи ограничить доступ к информации, распространение которой в Российской федерации запрещено, распространяемой посредством сети «Интернет». Возникает только после внесения такой информации в Единый реестр.
Заслушав пояснения прокурора, изучив позицию заинтересованного лица, исследовав доводы иска и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В Реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения определенного источника в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлен в ч. ч. 7 - 9 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, п. п. 9 - 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
В силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь является государственным органом, территориальным подразделением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, который создан в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на территории Республики Крым и города Севастополя (п. п. 2, 3, 6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 72).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства, регулирующего правоотношения в сфере получения справок о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
В ходе мониторинга Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации выявлен сайт https://buhdoc-legal.ru на страницах которого размещена информация о возможности покупки справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации.
Указанная информация имеет противоправный характер, поскольку предоставляет возможность получения выплат и социальных льгот в нарушение действующего законодательства.
Размещение такой информации вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно правомерности приобретения и использования поддельных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, в данном случае - в сфере трудовых и налоговых отношений, что способствует совершению преступлений.
Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей сведения о свободной продаже справок 2-НДФЛ с внесенными сведениями о полученном доходе, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление об отсутствии необходимости в осуществлении трудовой деятельности, культивирует противоправное поведение и способствует совершению преступлений, предусмотренных статьёй 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Услуги по выдаче оформленной трудовой книжки с записями о трудовой деятельности, трудовом стаже, справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации оказываются с нарушением требований действующего законодательства.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Также согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав граждан и защиты интересов государства указанная в настоящем иске прокурора информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административный иск Заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Нургалиеву Алибеку Талгатовичу, заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о признании информации запрещенной к распространению - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице https://buhdoc-legal.ru, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для включения страницы сайта в сети «Интернет»: https://buhdoc-legal.ru в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20.08.2021.
Председательствующий –