дело № 5-320/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Йошкар-Ола 10 сентября 2018 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ в отношении
Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Марий Эл», <данные изъяты>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Марий Эл» (далее ФБУ «Марийский ЦСМ») по месту осуществления деятельности по <адрес>, нарушило правила учета используемых для проведения лабораторных исследований прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: соляной кислоты в концентрации 15 % и более, серной кислоты в концентрации 45 % и более, уксусной кислоты в концентрации 80 % и более, ацетонитрала в концентрации 45 % и более, диэтилового эфира в концентрации 45 % и более, что обнаружено должностным лицом Управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл 11 июля 2018 года, а именно:
- в нарушение пунктов 2, 3, 7, 9, 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 09 июня 2010 года № 419, ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее Правила), с 2015 по 2018 годы в лаборатории ФБУ «Марийский ЦСМ» специальные журналы регистрации операций утвержденной формы должным образом не велись; в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ записи ежемесячно не производилась; журнал ведется с 2014 года, а не в пределах одного календарного года, не все графы в журнале заполняются.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении в нарушение пунктов 5, 6, 10 Правил в лаборатории ФБУ «Марийский ЦСМ» в 2015-2017 годах не назначены лица, ответственные за ведение и хранение специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ; записи в журналах производятся и заверяются лицами, не назначенными ответственными за их ведение и хранение; в нарушение п. 4 ст. 30 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не соблюдаются требования по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц.
В судебном заседании представитель ФБУ «Марийский ЦСМ» Вишняков Д.Б. по доверенности вину юридического лица в совершении административного правонарушения признал в части ведения с нарушением Правил в учреждении специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Полагает, что административным органом доказательств ненадлежащего хранения прекурсоров, наличия доступа к ним посторонних лиц не представлено. С 21 марта 2012 года ответственным лицом за ведение и хранение специальных журналов назначен начальник отдела метрологических аналитических испытаний Ш.М., что следует из приказа №06/2, а с 16 апреля 2018 года эти обязанности возложены на инженера-лаборанта А.Н. Просил признать правонарушение малозначительным ввиду отсутствия наступления вредных последствий, устранения учреждением выявленных нарушений.
Представитель Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РМЭ Шадрин А.П. пояснил, что в действиях ФБУ «Марийский ЦСМ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, оно подлежит привлечению к ответственности. Полагал, что оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Изучив представленные материалы, выслушав стороны, свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно части 3 статьи 6.16 КоАП РФ те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
В таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681, включены, в том числе соляная кислота в концентрации 15 % и более, серная кислота в концентрации 45 % и более, уксусная кислота в концентрации 80 % и более, ацетонитрал в концентрации 45 % и более, диэтиловый эфир в концентрации 45 % и более, которые, как установлено в судебном заседании, используются для проведения лабораторных исследований в ФБУ «Марийский ЦСМ».
В силу пунктов 4, 12 статьи 30 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах" к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу III списка IV, относятся, в том числе, установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09 июня 2010 года № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом» утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10 Правил при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций. Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале. Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица и скреплены печатью юридического лица. Руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов. Запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных веществ, в т.ч. соляной кислоты в концентрации 15 % и более, серной кислоты в концентрации 45 % и более, уксуснойя кислоты в концентрации 80 % и более, ацетонитрала в концентрации 45 % и более, диэтилового эфира в концентрации 45 % и более, производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется. Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году. Запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.
Судом установлено, что ФБУ «Марийский ЦСМ» осуществляет деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции; в том числе провидит технические испытания, исследования, анализ и сертификацию.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон на основании распоряжения министра МВД по Республике Марий Эл №1/414р от 07 июня 2018 года сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РМЭ в период с 18 июня по 11 июля 2018 года проведена плановая проверка ФБУ «Марийский ЦСМ» на предмет соблюдения юридическим лицом обязательных требований в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических и психотропных веществ.
В ходе проверки административным органом установлено, что ФБУ «Марийский ЦСМ» в период с 2015 по 2018 года ежемесячно в ходе лабораторных исследований осуществлялся оборот (расход) прекурсоров: соляной кислоты в концентрации 15 % и более, серной кислоты в концентрации 45 % и более, уксусной кислоты в концентрации 80 % и более, ацетонитрала в концентрации 45 % и более, диэтилового эфира в концентрации 45 %. При этом журнал регистрации операций в лаборатории ФБУ «Марийский ЦСМ» велся в свободной форме с 2014 года, и не в пределах одного календарного года. Операции по ежемесячному обороту (расходу) уксусной кислоты, ацетонитрала, диэтилового эфира не отражены в специальном журнале регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров. Учет прекурсоров за период с 2015 года по 2018 год в учреждении должным образом не осуществлялся, вследствие чего расход и учет прекурсоров отследить не представляется возможным
Данные нарушения отражены в акте проверки №9 от 11 июля 2018 года и не оспариваются представителем юридического лица.
Вина ФБУ «Марийский ЦСМ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, выразившегося в нарушении указанных пунктов Правил в части отсутствия ежемесячной регистрации в специальных журналах операций с указанными выше прекурсорами, не заполнения всех граф журнала, подлежащих заполнению, ведения журнала не в пределах календарного года подтверждается протоколом об административном правонарушении № 3553 от 08 августа 2018 года; рапортом; актом проверки № 9 от 11 июля 2018 года; объяснениями сотрудников ФБУ «Марийский ЦСМ»; приказом от 18 июля 2018 года об организации деятельности ФБУ «Марийский ЦСМ», сопряженной с оборотом прекурсоров; журналом регистрации операций, карточками учета расхода реактивов прекурсоров, объяснениями свидетелей А.Н., Ш.М.
Таким образом, в действиях ФБУ «Марийский ЦСМ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ.
Кроме того, административным органом ФБУ «Марийский ЦСМ» вменено нарушение пункта 5 Правил, выразившееся в отсутствии в учреждении до 16 апреля 2018 года назначенных руководителем ответственных лиц за ведение и хранение специального журнала, а также пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ в части нарушения требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц, выразившегося в хранении прекурсоров в не запирающемся шкафу без ограничения доступа посторонних лиц.
Вместе с тем доказательства, подтверждающие факты доступа к прекурсорам в ФБУ «Марийский ЦСМ» посторонних лиц, административным органом не представлено.
Из данных в судебном заседании пояснений представителя ФБУ «Марийский ЦСМ», свидетелей Алексеевой Н.В. - инженера лаборанта ФБУ «Марийский ЦСМ» и Ш.М. – начальника отдела метрологических аналитических испытаний ФБУ «Марийский ЦСМ» следует, что прекурсоры хранятся в запирающемся шкафу у ответственного за хранение прекурсоров лица, которые в процессе работы выдаются для различных испытаний лаборантам В незапирающихся шкафах с вытяжкой прекурсоры хранятся в помещении лаборатории лишь в процессе работы лаборантов с данными пркурсорами. Доступа в лабораторию и к прекурсорам посторонних лиц не имеется.
Данные доводы представителем административного органа не опровергнуты.
Более того, указанным Законом №3-ФЗ не предусмотрено установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV. Утвержденные постановлением Правительства РФ №640 от 18.08.2010 Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, пунктом 8 которых предусмотрено хранение прекурсоров в металлическом шкафу (сейфе) или изолированном помещении, которые после окончания рабочего дня запираются на ключ и опечатываются (опломбировываются), распространяются на прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Кроме того в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы представителя административного органа об отсутствии в ФБУ «Марийский ЦСМ» в 2015-2017 годах лица, ответственного за ведение и хранение специальных журналов регистрации операций с прекурсорами.
Действительно из объяснений А.Н., данных должностному лицу УНК МВД по РМЭ10 июля 2018 года, следует, что она с 16 апреля 2018 года приказом от 16.04.2018 №26/А/1 была назначена ответственным лицом за ведение специальных журналов по учету регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, до указанной даты ответственные лица в учреждении назначены не были.
В судебном заседании свидетель А.Н. пояснила, что ей не было известно о том, что ранее имелся приказ о назначении ответственным лицом за ведение названных журналов Ш.М. – начальника отдела метрологических аналитических испытаний ФБУ «Марийский ЦСМ», которым наряду с нею велись записи в журнале учета прекурсоров.
Данные обстоятельства должностным лицом в ходе административного расследования не выяснялись, Ш.М. от имени которого как ответственного лица, в том числе в 2016, 2017 годах велись записи в журнале регистрации операций по учету прекурсоров, что следует из его содержания, не опрашивался. Также не опрашивался по данному факту руководитель ФБУ «Марийский ЦСМ».
В судебном заседании Ш.М. пояснил, что на основании приказа руководителя ФБУ «Марийский ЦСМ» от 21 марта 2012 года он (Ш.М) как начальник отдела метрологических аналитических испытаний был назначен ответственным лицом за хранение и ведение специальных журналов регистрации операций по учету прекурсоров.
Данное обстоятельство подтверждается представленным суду приказом и.о.директора ФБУ «Марийский ЦСМ» №06/2.
Кроме того, из приложения №1 к должностной инструкции инженера-лаборанта 1 категории отдела метрологических аналитических испытаний, утвержденной 01.11.2016, которое в ходе административного расследования представлялась административному органу, следует, что в должностные обязанности инженера-лаборанта входит регистрация операций, ведение и хранение специальных журналов регистрации, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. С данным приложением инженер-лаборант А.Н.была ознакомлена 01.11.2016.
Как отмечено выше из представленных административному органу специального журнала следует, что записи в них велись в 2016-2017 годах ответственными лицами Ш.М. и А.Н.
На основании изложенного оснований ставить под сомнение показания указанных свидетелей, предупрежденных об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах подлежит исключению из обвинения ФБУ «Марийский ЦСМ» нарушение пункта 5 Правил, а именно отсутствие лица, ответственного за ведение и хранение журналов до апреля 2018 года; а также нарушение пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ, выразившееся, как указано административным органом, в хранении прекурсоров в не запирающемся шкафу без ограничения доступа посторонних лиц.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Санкцией ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит признание вины, совершение правонарушения впервые.
Отягчающих обстоятельств судом не установлено.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, то обстоятельство, что ранее ФБУ «Марийский ЦСМ» не привлекалось к административной ответственности, финансовое положение юридического лица, судья полагает необходимым назначить ФБУ «Марийский ЦСМ» минимальное административное наказание по ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей без конфискации прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Суд не находит оснований для применения в данном конкретном случае положений ст.2.9 КоАП РФ.
Законодателем учтена опасность незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и предусмотрены меры контроля, предусматривающие регистрацию в специальных журналах любых операций с прекурсорами. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения охраны их жизни, регулируемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами, Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Марий Эл» к административной ответственности по ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Информация о получателе административного штрафа:
УФК по Республике Марий Эл (УМВД России по г. Йошкар-Оле)
Отделение - НБ Республика Марий Эл
Р/с 40101810100000010001,
БИК 048860001,
ИНН 1200001187,
ОКТМО 88701000,
КПП 121501001,
КБК 18811612000016000140,
УИН 18880412180000005215.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Г. Орлова