Решение по делу № 33а-3057/2022 от 16.08.2022

Дело № 2а-5175/2022                                                                          Дело №33а-3057/2022

Судья Макаров М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск                                                      05 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Смирниковой В.Г.,

при секретаре Кузьминовой А.К.,

с участием представителей административного истца Сергеева Ю.В., Евдокименко Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года по делу по административному иску Сергеева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании уведомления незаконным.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

Сергеев В.А. обратился в суд с административным иском, которым просит признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об отказе государственного учета и государственной регистрации прав от 16 марта 2022 г. В обоснование иска указал, что обратился в Управление Росреестра по РС (Я) с заявлением о государственной регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – гаражного бокса, расположенного по адресу: ........... К данному заявлению были приложены решение третейского суда о признании права собственности на указанный гараж, определение Якутского городского суда о выдаче исполнительного листа и технический план помещения. Отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности был обоснован тем, что ГЭПК «Восход» не являлся надлежащим ответчиком по делу, рассмотренному третейским судом, что технический план не соответствует требованиям п.10 ст.24, п.3 ст.71 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Просит обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявление о проведении государственной регистрации права и кадастрового учета.

Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, представитель административного истца обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное постановление ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверного применения норм материального права. В обоснование доводов жалобы указано о том, что пункт 5.1 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" прямо предусматривает осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании решений третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов. Выводы суда о том, что при подаче заявления на регистрацию были предоставлены не все документы, является необоснованным.

В судебное заседание административный ответчик не явился, извещен о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права.

Судебной коллегией такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления усматриваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов административного дела, решением Третейского суда при Общественной организации «Дальневосточная гильдия юристов по Республике Саха (Якутия)» от 05.06.2020 г. по делу № ... признано право собственности Сергеева В.А. на гараж (бокс) № ..., назначение: нежилое, площадью 24 кв.м., расположенный по адресу: ...........

Определением Якутского городского суда от 16.09.2020 г. Сергееву В.А. выдан исполнительный лист на исполнение вышеуказанного решения третейского суда.

26 ноября 2021 г. Сергеев В.А. обратился в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на гараж, на которое 13 декабря 2021 г. направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 28 февраля 2022 г. в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ № 218-ФЗ).

16 марта 2022 г. Сергееву В.А. было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в соответствии со ст.27 Федерального закона № 218-ФЗ, со ссылкой на следующие нарушения: 1) представленная справка о выплате паевого взноса и приобретении права собственности подписана неправомочным лицом; 2) отсутствие акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, подписанный государственной приемочной комиссией; 3) при подготовке технического плана не были использованы разрешение на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Сергеева В.А., исходил из того, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона и принято уполномоченным органом, не нарушает права и законные интересы административного истца, что у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 ФЗ № 218-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами (пункт 5.1), технический план (пункт 7.3).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Согласно пункта 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта удостоверяется в надлежащем оформлении копии судебного акта, вступлении его в законную силу, в наличии в нем сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража", следует, что решение третейского суда, вынесенное по спору о правах на недвижимое имущество, в том числе не требующее принудительного приведения в исполнение, само по себе не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Для целей осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании такого решения третейского суда требуется соблюдение процедуры, установленной главой 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм права и толкования их применения, а также в связи с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 июня 2011 года N 10-П, вопрос о праве собственности может быть предметом рассмотрения в третейском суде. Третейское решение может являться основанием для регистрации права только при наличии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда.

В рассматриваемом случае правомерность решения третейского суда от 05 июня 2020 года была проверена Якутским городским судом 16 сентября 2020 года при рассмотрении вопроса о выдаче исполнительного листа. Определение вступило в законную силу и не обжаловано.

Требования к техническому плану, в том числе документы, на основании которых он может быть подготовлен, установлены в статье 24 Федерального закона N 218-ФЗ.

Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости (часть 8).

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11).

Согласно части 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В нарушение приведенных норм закона в техническом плане помещения от 25 ноября 2021 г. отсутствует указание на разрешения на строительство здания и на ввод его в эксплуатацию и на проектную документацию здания. Однако данное обстоятельство не может повлечь как приостановление, так и отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект, поскольку оно было преодолено решением третейского суда о признании права собственности истца на указанный объект, проверенным судом общей юрисдикции при вынесении определения о выдаче исполнительного листа, и достаточным для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации права собственности.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1 «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Территориальные подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входят в систему органов государственной власти и не вправе не исполнять вступивший в законную силу судебный акт.

В связи с допущенным нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела принятое по настоящему делу решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым административный иск Сергеева В.А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Уведомление (решение) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 16 марта 2022 года № ... об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на гараж по адресу: ...........

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) повторно в установленные сроки и порядке рассмотреть заявление Сергеева В.А. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на гараж по адресу: ...........

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3057/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергеев Владимир Александрович
Ответчики
Управление Росреестра
Другие
ГЭПК Восход
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
vs.jak.sudrf.ru
16.08.2022Передача дела судье
05.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022Передано в экспедицию
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее