Решение по делу № 33-5073/2019 от 28.11.2019

Дело № 2-121/2019 судья Смирнова В.А. 2019 год

(№ 33-5073/2019) А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 декабря 2019 г. г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Климовой К.В.,

при секретаре судебного заседания Воробьёвой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

дело по апелляционной жалобе Матвеева А.Е.

на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 23 августа 2019 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Матвеева А.Е. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) об обязании провести перерасчет пенсии с учетом стажа работы в республике Беларусь и индексации пенсии с 1 мая 2011 года, отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Матвеев А.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области о перерасчета пенсии по старости с учетом стажа работы в Республике Беларусь и индексации новой пенсии с 01 мая 2011 г. Свои требования мотивирует тем, что с 01 мая 2011 г. ему назначена пенсия в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу с тяжелыми условиями труда и пунктом 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения в размере 4180 руб. 39 коп. Полагает, что пенсионным органом неверно исчислен размер пенсии, поскольку при подсчете не был учтен период работы в Республике Беларусь. Поскольку его страховой стаж в Российской Федерации составляет менее 25 лет (20 лет 4 месяца), то подсчет пенсии должен производиться согласно статье 12 Договора, а именно, с учетом стажа приобретенного на территории Республики Беларусь. Таким образом, при подсчете пенсии должен учитываться стаж работы не 244 месяца, а 319 месяцев и размер пенсии должен быть согласно представленного им расчета 5419 руб. 98 коп. Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом стажа работы в Республике Беларусь, проиндексировать новую пенсию с 01 мая 2011 г. и выплатить ее.

Определением суда от 04 июля 2019 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ – УПФР в Торопецком районе Тверской области на надлежащего: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) (далее – УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик).

В судебном заседании истец Матвеев А.Е. заявленные исковые требования поддержал.

Представители ответчика УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) Обухова С.В. и Чеммен Г.А. возражали по заявленным требованиям.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением Торопецкого районного суда Тверской области от 25 октября 2019 г., и в дополнениях к апелляционной жалобе Матвеев А.Е. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных им исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права.

На апелляционную жалобу УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. При таких обстоятельствах судебная коллегия с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя пенсионного органа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения истца Матвеева А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Матвееву А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 18 января 2008 г. была назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 на основании Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

В связи с переездом на территорию Российской Федерации Матвеев А.Е. 18 апреля 2011 г. обратился в УПФР в Торопецком районе Тверской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях (Список № 2) и на основании пункта 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

Решением УПФР в Торопецком районе Тверской области от 27 сентября 2011 г. № 170 Матвееву А.Е. с 01 мая 2011 г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу с тяжелыми условиями труда и пунктом 1 статьи 23 Договора в размере 4180 руб. 39 коп.

Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на то, что при назначении трудовой пенсии по старости ответчик необоснованно в трудовой стаж не включил периоды работы в Республике Беларусь с 13 марта 1992 г. по 18 июля 2008 г., всего 06 лет 03 месяца, что повлияло на размер трудовой пенсии по старости.

Разрешая спор и отказывая Матвееву А.Е. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленная истцу пенсия с 01 мая 2011 г. рассчитана в соответствии с требованиями закона, в связи с чем оснований для ее перерасчета с учетом стажа работы в Республике Беларусь не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

В пунктах 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173–ФЗ установлено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Положения части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливают, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, проживающих на территориях этих государств, урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее – Соглашение) и Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г., вступившим в силу 29 марта 2007 г. (далее – Договор).

Часть 1 статьи 7 Соглашения предусматривает, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Согласно пункту 2 статьи 10 Договора при переезде лица, которому назначена пенсия, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Договора при переезде пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г., по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.

При переезде с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из Договаривающихся Сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, назначившей пенсию, без применения норм настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 3 статьи 24 Договора).

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 12 Договора подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин на 300 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается) (абзац второй пункта 1 статьи 12 Договора).

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Договора в страховой (трудовой стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (абзац третий пункта 1 статьи 12 Договора).

Руководствуясь приведенными выше нормами, принимая во внимание, что истцу с 56 лет в Республике Беларусь была назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2, учитывая, что пенсия того же вида предусмотрена пенсионным законодательством Российской Федерации, и что в силу указанного выше Соглашения первичные основания назначения пенсии, такие как возраст, трудовой стаж в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются, условия назначения пенсии не пересматриваются, УПФР в Торопецком районе Тверской области на основании заявления Матвеева А.Е. в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при стаже на работах с тяжелыми условиями труда 10 лет 01 месяц 02 дня, страховом стаже 26 лет 05 месяцев, назначило ему пенсию за периоды трудового стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. (20 лет 04 месяца 07 дней).

Учтены следующие периоды работы: с 21 июля 1970 г. по 27 октября 1970 г.; с 02 ноября 1970 г. по 07 декабря 1972 г. (<данные изъяты>); с 09 января 1973 г. по 08 августа 1974 г.; с 08 октября 1974 г. по 24 июня 1975 г.; с 23 июля 1975 г. по 28 мая 1976 г.; с 20 января 1977 г. по 09 марта 1978 г.; с 13 марта 1978 г. по 21 июля 1978 г.; с 01 августа 1978 г. по 29 июня 1979 г.; с 26 июля 1979 г. по 03 января 1980 г. (работа по Списку № 2); с 04 февраля 1980 г. по 04 февраля 1981 г.; с 03 марта 1981 г. по 06 сентября 1981 г. (работа по Списку № 2); с 07 сентября 1981 г. по 09 сентября 1981 г.; с 10 сентября 1981 г. по 25 февраля 1982 г. (работа по Списку № 2); с 09 марта 1982 г. по 19 ноября 1982 г. (работа по Списку № 2); с 20 ноября 1982 г. по 17 мая 1983 г. (работа по Списку № 2); с 18 мая 1983 г. по 14 апреля 1988 г. (работа по Списку № 2); с 15 апреля 1988 г. по 31 декабря 1991 г.; с 01 января 1992 г. по 12 марта 1992 г. (работа по Списку № 2); с 13 марта 1992 г. по 31 декабря 1992 г. (работа по Списку № 2 Республика Беларусь); с 01 января 1993 г. по 29 июля 1994 г. (работа по Списку № 2 Республика Беларусь); с 03 марта 1999 г. по 17 марта 1999 г. (Республика Беларусь); с 14 марта 2003 г. по 03 апреля 2003 г. (Республика Беларусь); с 01 октября 2004 г. по 05 сентября 2007 г. (Республика Беларусь); с 23 ноября 2007 г. по 18 июля 2008 г. (Республика Беларусь).

Размер пенсии истца пересматривался УПФР в Торопецком районе Тверской области в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, действующем на момент назначения пенсии (часть 1 статьи 7 Соглашения, абзац 1 пункта 1 статьи 12 Договора).

Данные действия ответчика соответствуют требованиям действующего на территории Российской Федерации пенсионному законодательству, а также Соглашению и Договору.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК/Т + Б, где:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в соответствии со статьей 14 и статьей 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего <данные изъяты> (<данные изъяты> месяцев);

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2562 руб. в месяц.

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, определяется в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 по формуле: ПК = ПК1+СВ +ПК2, где:

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01 января 2002 г.

Согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК1 = (РП - 450 руб.) х Т, где:

ПК1 - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 г.;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (в 2011 г. – <данные изъяты> месяца).

Определение расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 осуществляется по выбору застрахованного лица в соответствии с пунктом 3, пунктом 4 или пунктом 6 указанной статьи.

Как следует из пенсионного дела на имя Матвеева А.Е., определение расчетного размера трудовой пенсии производится истцу на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 (наиболее выгодный для истца вариант).

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 руб.).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 г., в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Пунктом 10 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.

Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии (пункт 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Согласно статье 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 % величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г., определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Как следует из пенсионного дела на имя Матвеева А.Е. общий страховой (трудовой) стаж истца, который должен учитываться в целях определения расчетного размера трудовой пенсии (по состоянию на 31 декабря 2001 г.), составил 22 года 09 месяцев 11 дней и включает в себя в том числе периоды работы в Республике Беларусь с 13 марта 1992 г. по 31 декабря 2001 г.

Стаж истца на соответствующих видах работ по Списку № 2, который должен учитываться в целях определения расчетного размера трудовой пенсии (по состоянию на 31 декабря 2001 г.) с учетом пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, составил 10 лет 01 месяц 02 дня и включает в себя в том числе периоды работы в Республике Беларусь с 13 марта 1992 г. по 29 июля 1994 г.

Конвертация (преобразование) пенсионных прав истца в расчетный пенсионный капитал осуществлялась ответчиком по наиболее выгодному для истца варианту: с применением стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа, который у истца на 31 декабря 2001 г. составляет менее 25 лет.

Для расчета пенсии истца учтен заработок за период с 01 января 1985 г. по 31 декабря 1989 г. (60 месяцев). Среднемесячный заработок за указанный период составил 207 руб. 01 коп.

Среднемесячный заработок по стране за этот же период – 223 руб. 18 коп.

Отношение среднемесячного заработка составило 0,928 (207 руб. 01 коп. : 223 руб. 18 коп.).

Расчет среднемесячного заработка для расчета пенсии, который осуществил пенсионный орган, истцом ни в исковом заявлении, ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, не оспаривался.

Рассчитываем расчетный размер пенсии для определения расчетного пенсионного капитала на 01 января 2002 г.:

РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП

СК при стаже на работе по Списку № 2 равном 10 годам составляет 0,55 (у Матвеева А.Е. – 10 лет 01 месяц 02 дня).

РП = 0,55 х 0,928 х 1671 руб. = 852 руб. 88 коп.

Расчетный пенсионный капитал Матвеева А.Е. на 01 января 2002 г., определенный по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 (ПК1), составил:

ПК = (РП – 450 руб.) х Т

ПК = (852 руб. 88 коп. – 450 руб.) х 204 месяца = 82187 руб. 52 коп.

Вместе с тем, при определении суммы расчетного пенсионного капитала необходимо учитывать положения Договора (статья 10, пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 24), которые базируются на пропорциональном принципе с элементами принципа территориальности, и положения Договора (пункт 1 статьи 12), из буквального толкования которого следует, что если стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, у мужчин составляет менее 25 лет, то исчисление размера пенсии производится пропорционально страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации.

Ссылка истца на то, что в данном случае необходимо учитывать страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь, отклоняется судебной коллегией как основанная на ошибочном толковании приведенной нормы Договора.

Как следует из пенсионного дела на имя Матвеева А.Е. страховой (трудовой) стаж истца на территории Российской Федерации на 31 декабря 2001 г. составляет 20 лет 04 месяца 07 дней или 244 месяца, что менее 25 лет. Следовательно, применяется пропорция по Договору 244/300 = 0,81333333.

Следовательно, ПК = 66845 руб. 85 коп. (82187 руб. 52 коп. х = 0,81333333).

Расчетный пенсионный капитал, необходимый для определения страховой части трудовой пенсии, подлежит индексации за весь период, начиная с 01 января 2002 г. до 01 мая 2011 г. (пункт 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3). Сводный коэффициент индексации с 2002 г. по 2011 г. составляет 4,2556743.

Примененный пенсионным органом в расчетах сводный коэффициент индексации истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривался и применялся им в своих расчетах.

Таким образом, с учетом математических округлений,

ПК1 = 66845 руб. 85 коп. х 4,2556743= 284474 руб. 17 коп.

Рассчитываем сумму валоризации - СВ (статья 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3).

Имеющийся у Матвеева А.Е. стаж на соответствующих видах работ до 01 января 1991 г. составил 07 лет 08 месяцев 16 дней, таким образом, сумма валоризации составляет:

СВ = 10 % + 7 % = 17 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3.

СВ = 284474 руб. 17 коп. : 100 *17 = 48360 руб. 61 коп.

Сумма страховых взносов, начисленных на обязательное пенсионное страхование, за Матвеева А.Е. с 01 января 2002 г. - 0.

Таким образом, сумма расчетного пенсионного капитала (статья 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-Ф3), с учетом которой рассчитывается страховая часть трудовой пенсии по старости на дату назначения истцу пенсии составляет:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2

ПК = 284474 руб. 17 коп. + 48360 руб. 61 коп.+ 0 = 332834 руб. 78 коп.

Определяем размер страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ=ПК/Т + Б

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) на день назначения истцу пенсии (01 мая 2011 г.) составлял 2963 руб. 07 коп.

Вместе с тем, расчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости должен производиться с учетом положений Договора (статья 10, пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 24, пункт 1 статьи 12).

Учитывая, что страховой (трудовой) стаж истца на территории Российской Федерации на 31 декабря 2001 г. составляет 20 лет 04 месяца 07 дней или 244 месяца, что менее 25 лет, то применяется пропорция по Договору 244/300 = 0,81333333.

Следовательно, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с учетом пропорции составил Б = 2963 руб. 07 коп. х 0,81333333 = 2409 руб. 96 коп.

Рассчитываем размер страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ = 332834 руб. 78 коп. : 204 + 2409 руб. 96 коп. = 4041 руб. 50 коп.

В соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на размещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан», осуществляется возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости в связи с зачетом в страховой стаж «нестраховых периодов», указанных в подпунктах 1, 3, 6-8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

С учетом вышеприведенной нормы период военной службы Матвеева А.Е. по призыву на территории Российской Федерации (СССР) с 02 ноября 1970 г. по 07 декабря 1972 г. (02 года 01 месяц 05 дней или 765 дней) подлежит возмещению.

Стоимость страхового года в 2011 г. составляла 13509 руб. 60 коп. (стоимость одного страхового дня – 37 руб. 03 коп. (13509 руб. 60 коп. : 365 дней)).

Расчет суммы возмещения: 765 дней х 37 руб. 03 коп. : 204 = 138 руб. 89 коп.

Таким образом, общий размер трудовой пенсии по старости Матвеева А.Е. на 01 мая 2011 г. составил 4180 руб. 39 коп. (4041 руб. 50 коп. + 138 руб. 89 коп.).

Как указано выше, в соответствии с решением УПФР в Торопецком районе Тверской области от 27 сентября 2011 г. № 170 Матвееву А.Е. с 01 мая 2011 г. назначена трудовая пенсия по старости в размере 4180 руб. 39 коп.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что пенсионный орган при назначении трудовой пенсии не нарушил право истца на пенсионное обеспечение, продолжительность стажа при конвертации пенсионных прав и при определении суммы расчетного пенсионного капитала исчислена в соответствии с требованиями пенсионного законодательства, действующего на территории Российской Федерации, с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

Вопреки утверждениям истца приведенные выше расчеты пенсионного органа свидетельствуют о том, что продолжительность стажа при конвертации пенсионных прав истца исчислялась в том числе с учетом периода работы в Республике Беларусь по состоянию на 31 декабря 2001 г. Размер пенсии устанавливался исходя из продолжительности стажа, приобретенного на территории Российской Федерации.

Представленный Матвеевым А.Е. расчет размера пенсии, в котором продолжительность общего страхового (трудового) стажа при конвертации пенсионных прав исчисляется истцом по состоянию на 18 июля 2008 г., а не на 01 января 2002 г., не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку он основан на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, наиболее выгодным для истца вариантом определения расчетного размера трудовой пенсии является пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 с применением (с учетом пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) при конвертации (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал стажа соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа. Указанное обстоятельство подтверждается представленным ответчиком в суд апелляционной инстанции расчетом пенсии Матвеева А.Е. по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 с учетом общего страхового (трудового) стажа.

Ссылка в суде апелляционной инстанции Матвеева А.Е. на то, что пенсионным органом неправильно рассчитан его среднемесячный заработок, неправильно применен суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку указанные доводы не приводились истцом в суде первой инстанции и не были предметом судебной проверки.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Торопецкого районного суда Тверской области от 23 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева А.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи Т.В.Кубарева

К.В.Климова

33-5073/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Матвеев А.Е.
Ответчики
ГУ - УПФР в Торопецком районе Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Пойменова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
10.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Передано в экспедицию
24.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее