УИД 36RS0005-01-2023-001379-50
Строка № 2.161г
В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2024 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи: Бабкиной Г.Н.,
при секретаре: Полякове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1705/2023 по заявлению ТСЖ «Наш дом» об уменьшении размера государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение Советского районного суда г. Воронежа от 14 ноября 2023 года по иску Архипова Владислава Сергеевича к ТСЖ «Наш Дом» о возмещении ущерба, расходов, штрафа, компенсации морального вреда,
по частной жалобе ТСЖ «Наш дом» на определение судьи Советского районного суда г. Воронежа от 3 апреля 2024 года.
(судья районного суда Куприна В.Б.).
установил:
Архипов В.С. обратился в суд с иском к ТСЖ «Наш дом» о возмещении ущерба, расходов, штрафа, компенсации морального вреда (т.1 л.д. 4).
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 14 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены (т.2 л.д. 27, 28-35).
Не согласившись с решением суда, ТСЖ «Наш дом» обратилось в суд с апелляционной жалобой (т.2 л.д.43-44, 74-77), одновременно заявив ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины до
500 рублей, ссылаясь на отсутствие денежных средств на счетах.
Определением судьи Советского районного суда г. Воронежа от
3 апреля 2024 года постановлено: предоставить ТСЖ «Наш дом» отсрочку уплаты государственной пошлины в размере 2500 рублей при подаче апелляционной жалобы в суд до вступления в законную силу решения Советского районного суда г. Воронежа от 14 ноября 2023 года (т.2 л.д. 129).
В частной жалобе ТСЖ «Наш дом» просит определение судьи отменить, принять новый судебный акт, которым уменьшить размер государственной пошлины подлежащей уплате при подаче апелляционной жалобы (т.2 л.д. 143).
По правилам ч.3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Статья 331 ГПК РФ регламентирует порядок обжалования определений суда первой инстанции.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора закреплены в статье 334 ГПК РФ.
Проверив представленный материал, обсудив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 333.41 Налогового Кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по оплате госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, для отсрочек не превышающий одного года либо для рассрочек не превышающий трех лет, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка (далее в настоящей статье - сумма отсрочки или рассрочки), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты этим лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы; не предоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) не доведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также не перечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета денежных средств в объеме, достаточном для своевременной уплаты этим лицом налогов, сборов, страховых взносов, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд; угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов; имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов; производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер; наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании; невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Из приведенных выше норм следует, что отсрочка (рассрочка) уплаты государственной пошлины допускается исходя из имущественного положения истца, которое характеризуется комплексом показателей, при наличии которых судья может сделать вывод, что в силу трудного имущественного положения истец действительно в настоящее время не в состоянии уплатить государственную пошлину в требуемом законом размере.
Следует отметить, что освобождение от уплаты государственной пошлины является правом суда (судьи), но не обязанностью, и допускается исходя из имущественного положения заявителя.
При этом принятие судом решения о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины само по себе не может являться нарушением прав заявителя, поскольку является допустимым согласно п. 2 ст. 333.20 НК Российской Федерации.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанций установив, что оснований для уменьшения размера государственной пошлины не имеется, вместе с тем в целях беспрепятственного доступа к правосудию предоставил заявителю отсрочку по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы до вступления в законную силу решения Советского районного суда г. Воронежа от 14 ноября 2023 года.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных выше норм права, суд пришел к правильному выводу о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы являются несостоятельными, по своей сути повторяют доводы заявления. Оспариваемое определение вынесено законно и обоснованно. При отсутствии достаточных правовых оснований, в том числе нарушений норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 331 - 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Советского районного суда г. Воронежа от 3 апреля 2024 года оставить без изменения, частную жалобу ТСЖ «Наш дом» - без удовлетворения.
Судья: Г.Н. Бабкина