Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-4265/18
г. Наро-Фоминск 26.12.2018
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Катюхиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Наро-Фоминского городского прокурора в интересах Ходаковского С.Н. к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности по выдаче социальной карты жителя Московской области,
установил:
Наро-Фоминский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ходаковского С.Н. к Министерству социального развития Московской области, в котором просит обязать ответчика в лице Наро-Фоминского управления социальной защиты населения выдать Ходаковскому С.Н. социальную карту жителя Московской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора просит удовлетворить заявленные требования. Свои требования прокурор основывает на том, что Наро-Фоминской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Ходаковского С.Н., в ходе которой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году Ходаковский С.Н. обратился в Наро-Фоминское управление социальной защиты населения с заявлением по вопросу оформления карты жителя Московской области. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу отказано в оформлении социальной карты в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в Московской области. Ходаковский С.Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости. Ходаковский С.Н. имеет право на получение социальной карты по месту своего проживания, в Наро-Фоминском городском округе Московской области. При этом право на льготы, гарантированные законом, и реализация такого права не могут быть поставлены в зависимость от места его постоянной регистрации.
Ходаковский С.Н. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании ответчик Министерство социального развития Московской области в лице представителя Наро-Фоминского управления социальной защиты населения просит отказать в иске, представил отзыв на иск. В обоснование возражений указал, что свидетельство о регистрации по месту пребывания Ходаковского С.Н. не подтверждает факта постоянного проживания на территории Наро-Фоминского района Московской области. Меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан в Московской области установлены для граждан, имеющих место жительство в Московской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Наро-Фоминской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Ходаковского С.Н. о нарушении его прав в связи с отказом в выдаче социальной карты жителя Московской области.
В ДД.ММ.ГГГГ году Ходаковский С.Н. обратился в Наро-Фоминское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче социальной карты жителя Московской области.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в оформлении социальной карты жителя Московской области по причине того, что меры социальной поддержки установлены отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, Ходаковский С.Н. зарегистрирован по месту пребывания в Московской области временно.
В соответствии со ст. 1.1 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», утвержденного Постановлением Мособлдумы от 15.03.2006 № 5/171-П (далее - Закон Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03), настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации.
Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 устанавливаются меры социальной поддержки для лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 предусмотрено, что документом, подтверждающим право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения.
Согласно разделу 1. «Основные термины и определения» Положения о социальной карте жителя Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31, получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.
Согласно п. 8.1.1 названного Положения для получения социальной карты получатель социальной поддержки обращается в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с анкетой-заявкой на предоставление ему социальной карты, одновременно предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), документы о праве на социальную поддержку и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. Если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства, получателю социальной поддержки необходимо документально подтвердить наличие места жительства в Московской области.
Согласно пп. 18 п. 2.1 Административного регламента по предоставлению Министерством социального развития Московской области государственной услуги по выдаче, замене и прекращению действия социальных карт жителя Московской области, утвержденного распоряжением Минсоцразвития МО от 11.12.2017 N 19РВ-107 (ред. от 17.05.2018), лицами, имеющими право на получение государственной услуги, являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пункте 19.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25.06 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06 1993 № 5242-1) каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года №19-0-П регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Ограничение прав граждан по основаниям, не предусмотренным федеральными законами, является недопустимым, поскольку в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ходаковскому С.Н. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт не содержит отметки о регистрации по месту жительства.
При этом Ходаковский С.Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ года истец является получателем трудовой пенсии по старости бессрочно и состоит на учете в ГУ УПФР №20 по г. Москва и Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу.
Истец зарегистрирован по месту пребывания и проживает на территории Наро-Фоминского района Московской области более <данные изъяты> лет. Регистрацию по месту жительства истец не имеет.
Таким образом, Ходаковский С.Н. постоянно проживает на территории Московской области, является жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство Московской области. Право на льготы, гарантированные законом, и реализация такого права не могут быть поставлены в зависимость от наличия или отсутствия постоянной регистрации истца по месту жительства.
В силу вышеуказанных положений действующего законодательства, Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03, пп. 18 п. 2.1 Административного регламента Ходаковский С.Н. имеет право на получение социальной карты по месту своего проживания в Наро-Фоминском городском округе Московской области.
На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить исковое заявление Наро-Фоминского городского прокурора в интересах Ходаковского С.Н. к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности по выдаче социальной карты жителя Московской области.
Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Наро-Фоминского управления социальной защиты выдать Ходаковскому С.Н. социальную карту жителя Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова