Председательствующий – Тюхтенева Т.В. Дело № 33-266
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2019 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Солоповой И.В.,
судей – Ялбаковой Э.В., Черткова С.Н.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой Марины Николаевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 22 января 2019 года, которым
удовлетворены частично исковые требования Эткокова Чингиза Евгеньевича к администрации МО «Улаганский район» о признании незаконным постановления в части снятия с учета, обязании восстановить в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Признано незаконным постановление администрации МО «Улаганский район» от <дата> № в части снятия с учета гражданина, желающего выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - Эткокова Чингиза Евгеньевича.
На администрацию МО «Улаганский район» возложена обязанность восстановить Эткокова Чингиза Евгеньевича с 29 июня 2011 года в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «инвалиды».
Отказано в удовлетворении исковых требований в части восстановления в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды» с даты первоначального обращения - с 08 июня 2006 года.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эткоков Ч.Е. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» о признании незаконным постановления администрации МО «Улаганский район» от <дата> № в части, обязании администрации МО «Улаганский район» восстановить в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «инвалиды» с 08 июня 2006 года. Требования мотивированы тем, что с 08 июня 2006 года ФИО1, как мать ребенка-инвалида, состояла на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья. 29 июня 2011 года ФИО1, по просьбе секретаря жилищной комиссии, написала заявление в жилищную комиссию администрации МО «Улаганский район» о том, чтобы вместо нее на учет поставили сына инвалида с детства Эткокова Ч.Е. Постановлением администрации МО «Улаганский район» № от <дата> очередь ФИО1 переоформлена на имя сына Эткокова Ч.Е. в категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства». <дата> на заседании жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» принято решение о снятии Эткокова Ч.Е. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании п.п. «г» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, так как на момент постановки на учет Эткокову Ч.Е. было 10 лет. Истец полагает, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от <дата> № нарушены его права на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Николаева М.Н., просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что согласно положениям Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищной субсидии имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Мать Эткокова Ч.Е. – ФИО1, была принята на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 08 июня 2006 года по категории «инвалиды 1, 2 групп, инвалиды с детства» и включена в список без наличия к тому оснований, подтверждающих право ФИО1 состоять на учете по данной категории, так как она не относится ни к инвалидам 1, 2 групп, ни к инвалидам с детства. Постановлением администрации МО «Улаганский район» № от <дата> очередь ФИО1 незаконно была переоформлена на сына Эткокова Ч.Е., так как действующее федеральное законодательство предусматривает возможность переоформления очереди только в случае смерти очередника. Считает, что право на получение социальной выплаты возникает у гражданина, прожившего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, при наличии статуса «инвалид с детства», который определяется гражданину старше 18 лет, в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности». По утверждению апеллянта, в материалах учетного дела отсутствует заявление Эткокова Ч.Е. о постановке его на учет с 29 июня 2011 года, тогда как постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, носит заявительный характер. Администрацией муниципального образования Эткоков Ч.Е. не может быть восстановлен вместо матери в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, подлежит постановке на учет на общих основаниях при самостоятельной подаче соответствующего заявления. Кроме того, исходя из положений Федерального закона № 125-ФЗ, истец не имеет права состоять на соответствующем учете, поскольку родился после 01 января 1992 года. Также апеллянт полагает, что суд постановил решение по требованиям, которые истцом не заявлялись, поскольку Эткоков Ч.Е. не просил восстановить его в списке граждан с 29 июня 2011 года.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Эткоков Ч.Е. и его представитель Мекинова Р.П. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства регионального развития Республики Алтай – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаеву М.Н., поддержавшую доводы жалобы, представителя Эткокова Ч.Е. – Демину М.Ф., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Эткоков Ч.Е., <дата> года рождения, имеет инвалидность с детства, родился и проживает в Улаганском районе Республики Алтай, приравненном к районам Крайнего Севера.
С 08 июня 2006 года мать истца ФИО1 состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства», с составом семьи 2 человека, в том числе сын Эткоков Ч.Е.
29 июня 2011 года ФИО1 подано заявление о переводе ее очереди на имя сына Эткокова Ч.Е. – инвалида с детства, в котором указано, что она с 08 июня 2006 года состоит на учете, так как сын является инвалидом с детства.
29 июня 2011 года Эткоков Ч.Е. написал заявление (рапорт) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «инвалиды», в составе семьи указана мать ФИО1
Постановлением администрации МО «Улаганский район» от <дата> № переоформлена очередь ФИО1 в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на имя сына инвалида с детства Эткокова Ч.Е. в категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства».
Постановлением администрации МО «Улаганский район» от <дата> № Эткоков Ч.Е., состоящий в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, на основании подпункта «г» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
Считая свои права нарушенными постановлением администрации МО «Улаганский район» от <дата> № в части снятия с учета гражданина, желающего выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Эткоков Ч.Е. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 1 Федерального закона от <дата> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера, вправе состоять на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку он отвечает требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ, а именно: является инвалидом с детства, родился в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет необходимый 15-летний стаж проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что право на предоставление единовременной социальной выплаты в связи с переселением из района, приравненного к районам Крайнего Севера, и принятия на соответствующий учет, на основании положений Федерального закона № 125-ФЗ, могло возникнуть у Эткокова Ч.Е. не ранее достижения 15-летнего возраста, то есть с 20 марта 2011 года, вследствие чего по дате первоначальной постановки на соответствующий учет законного представителя ФИО1 – 08 июня 2006 года, истец не может быть восстановлен в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера, поскольку на указанную дату не имел 15-летнего стажа проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о том, что истец, имеющий инвалидность с детства, наделен правом на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера, вправе состоять на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Вместе с тем, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о восстановлении Эткокова Ч.Е. в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера, с 29 июня 2011 года – с даты написания заявления Эткоковым Ч.Е. о включении его в состав участников подпрограммы и по достижении им 15 летнего возраста.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации декларируется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879.
По смыслу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, порядок реализации прав граждан, указанных в его статье 1, на получение и использование жилищных субсидий предусматривает постановку их на учет по месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а при передаче осуществления государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, - органами местного самоуправления (статья 3 ФЗ № 125-ФЗ).
Из материалов дела следует, что полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, переданы администрации муниципального образования «Улаганский район».
Условия возникновения права на получение жилищных субсидий вместе с кругом лиц, имеющих такое право, определены статьей 1 данного Федерального закона, в соответствии с которой жилищные субсидии предоставляются, в том числе, инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Для признания за инвалидами с детства права на предоставление единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет необходима следующая совокупность условий:
наличие статуса инвалид с детства;
рождение гражданина в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени выраженности расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – «ребенок-инвалид».
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, до достижения 18 лет лицо, имеющее инвалидность с детства, является «ребенком-инвалидом», после достижения 18-летнего возраста и установления инвалидности на основании медико-социальной экспертизы лицу присваивается статус «инвалид с детства».
Таким образом, Эткоков Ч.Е., <дата> года рождения, получил статус «инвалид с детства» после <дата>, то есть после достижения им возраста 18 лет.
С указанной даты Эткоков Ч.Е. входит в круг лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, исходя из статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ, при выполнении определенных условий.
Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлен пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879. В числе прочих, к необходимым документам отнесены: заявление о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства.
В материалах дела имеется копия заявления Эткокова Ч.Е. от 29 июня 2011 года о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «инвалиды».
Таким образом, по достижению возраста 18 лет Эткоков Ч.Е., соответствующий требованиям статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», выразивший свою волю состоять на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, путем обращения в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в указанный список граждан, правомерно состоял на соответствующем учете граждан с <дата>.
На основании указанных обстоятельств решение суда первой инстанции подлежит изменению в части даты восстановления Эткокова Ч.Е. в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий. На администрацию МО «Улаганский район» необходимо возложить обязанность восстановить Эткокова Ч.Е. в указанном списке граждан с даты достижения им 18-летнего возраста, то есть с <дата>.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановлением администрации МО «Улаганский район» № от <дата> очередь ФИО1 незаконно была переоформлена на сына Эткокова Ч.Е., не имеет правового значения, поскольку Эткоков Ч.Е. самостоятельно выразил в заявлении волю состоять на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, и соответствовал условиям возникновения права, установленным Федеральным законом № 125-ФЗ.
Ссылки в апелляционной жалобе представителя Министерства регионального развития Республики Алтай на то, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, а Эткоков Ч.Е. не подавал заявление о принятии его на учет на получение субсидии, опровергаются материалами дела.
Отсутствие сформированного должностными лицами органами местного самоуправления нового учетного дела, а приобщение заявления Эткокова Ч.Е. от 29 июня 2011 года к учетному делу, зарегистрированному 08 июня 2006 года, не может являться основанием для ограничения предусмотренного Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» права истца на получение жилищной субсидии при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при соблюдении предусмотренных законом условий.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд постановил решение по требованиям, которые не были заявлены истцом, не влечет отмену судебного решения. Судом не допущен выход за пределы заявленных исковых требований, доводы жалобы в этой части необоснованны.
Доводы представителя Министерства регионального развития Республики Алтай о нарушении судом требований Федерального закона № 125-ФЗ со ссылкой на рождение истца в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, после 01 января 1992 года, основаны на ошибочном толковании закона.
Для инвалидов с детства, претендующих по получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года № 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Судебная коллегия отмечает, что термины «прибытие» и «рождение» не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенной нормы закона имеют разную смысловую нагрузку.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 22 января 2019 года изменить в части.
Возложить на администрацию МО «Улаганский район» обязанность восстановить Эткокова Чингиза Евгеньевича с <дата> в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «инвалиды».
В остальной части решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой Марины Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи Э.В. Ялбакова
С.Н. Чертков