№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Семенова К.А. единолично, при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя истца - адвоката ФИО4, представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и действующего на основании доверенности,
представителя ответчика - главы МО «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) ФИО6, действующего на основании распоряжения и Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Муниципального образования «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка 2018 года и права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, об обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5, действующей в интересах ФИО1, обратилась в суд с указанным иском к администрации Муниципального образования «<адрес>» Усть-Майского улуса (района), мотивируя тем, что 13-ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка 2018 года, жилой дом по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, оказался затопленным от уровня пола на 135 см., пришли в негодность имущество первой необходимости. Он фактически проживает по указанному адресу. При обращении для включения в список на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, администрация по итогам заседания комиссии по определению ущерба причиненного имуществу решила отказать в предоставлении указанной помощи, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Просит признать пострадавшими от наводнения, признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 5000 руб. на человека из резервного фонда Правительства РС (Я) и 10 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства РФ, финансовой помощи в связи с утратой (полной или частичной) имущества первой необходимости в размере 20 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства РС(Я) и 100 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства РФ в связи с утратой имущества первой необходимости, обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить в списки пострадавших от наводнения для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой (полной или частичной) имущества первой необходимости.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая в интересах ФИО1, его представитель – адвокат ФИО4, свои требования поддержали полностью, уточнив исковые требования, что просят признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка 2018 года. Признать право на получение единовременной материальной и финансовой помощи с утратой имущества первой необходимости без указания сумм. Обязать ответчика включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика - глава МО «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) ФИО6, исковые требования с учетом уточнений признал полностью. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39 и 173 ГПК РФ разъяснены и понятны, о чем представил письменное заявление.
Суд, выслушав стороны и исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд приходит к выводу, что действия представителя ответчика по признанию иска не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом, выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - есть обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ на территории Муниципального образования «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) с ДД.ММ.ГГГГ был объявлен режим чрезвычайной ситуации, в связи с неблагоприятным развитием паводковой обстановки из-за образования затора на реке Алдан. Указанное обстоятельство является общеизвестным и в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
В силу ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
На основании п.1 ст.18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 252-3 №-III «О защите населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п.«г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п.«д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
В соответствии с приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ № «Положения о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации предусмотрена выплата единовременной материальной помощи и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Указанная единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества выплачиваются гражданам РФ, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или индивидуальных жилых домов в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу положений ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации», местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством.
Согласно ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации», граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства, а сам регистрационный учет осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
По смыслу указанных норм закона, местом жительства гражданина признается место его регистрационного учета, как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ и ст.150 ГК РФ.
В судебном заседании и материалами дела установлено, что в результате весеннего паводка 2018 года и повышения уровня воды в реке Алдан выше неблагоприятных отметок, жилое помещение, где проживают преимущественно истцы по адресу: <адрес> (Якутия) <адрес>, попал в зону затопления на территории Муниципального образования «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Уровень воды от уровня поля жилого помещения во время паводка составил 135 см. Указанные факты сторонами не оспариваются и подтверждаются фотографиями, имеющимися в материалах дела.
Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются; заявления граждан, списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что в месячный срок истцы обратились с заявлениями об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества реализовано своевременно.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, которым отказано истцам по причине отсутствия регистрации по адресу. Данный акт составлен членами комиссии, подписан членом семьи истца и утвержден главой поселка.
Протоколом заседания № комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано выплате единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, так как, по мнению комиссии, они фактически по указанному адресу не зарегистрированы.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование своих доводов о проживании стороной истца представлены суду копия паспорта истца, справка из администрации МО «<адрес>» о проживании истца по указанному адресу, копия домовой книги, справки подтверждающие о том, что он по указанному адресу несёт бремя расходов по оплате за потребленную электроэнергию, письменные показания свидетелей, из которых следует, что истец действительно проживает по указанному адресу в настоящее время. В результате паводка пострадал фундамент, завалинки дома, пропитаны водой половые доски, кирпичная печь. Пришли в негодность вещи первой необходимости – диван, кровать, шкафы, электрическая печь.
Учитывая, что в силу закона местом жительства является преимущественное проживание, а представленные стороной истца доказательства подтверждают данный факт, что является основанием для удовлетворения иска.
В настоящее время действуют методические рекомендации МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии требованиями главы 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, считает, что исковые требования с учетом уточнений обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Признание иска судом принимается, поскольку иск обоснован.
На основании норм установленных ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая социальный характер настоящего спора, а также значимость принятого решения суда для стороны истца и короткое летнее время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в течение которого возможно восстановление нанесенного ущерба весенним паводком, суд приходит к выводу, что приведение к немедленному исполнению решения суда позволит гражданам в кратчайшие сроки получить материальную и финансовую помощь и реализовать их по своему усмотрению на устранение последствий, вызванных чрезвычайной ситуацией, что полностью соответствует целям и задачам ст.212 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком - главой Муниципального образования «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ФИО6
Исковые требования ФИО1 к администрации Муниципального образования «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) удовлетворить.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Якутской АССР, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - весеннего паводка 2018 года и имеющим право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Обязать администрацию Муниципального образования «<адрес>» Усть-Майского улуса (района) включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.
Разъяснить истцам, что в силу ч.1 ст.212 ГПК РФ при допущении немедленного исполнения решения суд обязывает истцов обеспечить поворот его исполнения на случай отмены решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения окончательного решения через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий: К.А. Семенов