ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
председательствующий судья суда первой инстанции Каралаш З.Ю. (дело № 2-1792/2020)
УИД 91RS0003-01-2020-002255-82
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№ 33-932/2021 (№ 33-8805/2020))
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пономаренко А.В.,
судей Сокола В.С., Галимова А.И.
при секретаре Даевой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым в интересах Лазебной Александры Сергеевны к администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 октября 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Киевского района г. Симферополя Республики Крым обратился в суд в интересах Лазебной А.С. с указанным иском, в котором просит возложить на администрацию г. Симферополя Республики Крым обязанность предоставить Лазебной А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Киевского района г. Симферополя Республики Крым по обращению Лазебной А.С.проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Лазебная А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 октября 2020 года на администрацию г. Симферополя Республики Крым возложена обязанность предоставить Лазебной А.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, ответчик администрация г. Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что право на обеспечение Лазебной А.С. жилым помещением может быть реализовано при наличии бюджетных ассигнований и в строгом соответствии с решением о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год, поэтому исполнение принятого судом решения повлечет за собой нарушение норм действующего бюджетного законодательства на территории Республики Крым.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Лазебная А.С., представитель ответчика администрации г. Симферополя Республики Крым, представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, в связи с чем, на основании положений ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.
Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора Крупновой А.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы, в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Киевского района г. Симферополя Республики Крым на основании заявления Лазебной А.С. проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Лазебная А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать истца ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении был указан со слов матери (л.д. 6, 9, 11).
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Лазебной А.С. была установлена опека, опекуном назначена ФИО9 (л.д. 10).
В настоящее время истец достигла совершеннолетия.
На момент разрешения спора Лазебная А.С. как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, каким-либо жилым помещением, предназначенным для проживания, на основании договора социального найма не обеспечена, нанимателем или собственником, не является (л.д. 30).
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Лазебная А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 5-6).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Лазебная А.С. не является правообладателем объектов недвижимости на территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Лазебной А.С. права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее – Закон №46-ЗРК/2014), в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ, путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В силу ст. 9 Закона №46-ЗРК/2014, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №46-ЗРК/2014, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ (далее – список).
Формирование и ведение списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 вышеуказанной статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона №46-ЗРК/2014, жилые помещения специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, согласно ст. 11 Закона №46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Установив нарушение жилищных прав Лазебной А.С., суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г. Симферополя Республики Крым как органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится решение вопроса о предоставлении специализированных жилых помещений детям-сиротам, обязанность по предоставлению ей жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанный вывод является правильным, поскольку каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Право Лазебной А.С. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком администрацией г. Симферополя не оспаривается.
Лазебная А.С. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Симферополя Республики Крым сводятся к отсутствию достаточных финансовых средств для обеспечения Лазебной А.С. жилым помещением.
Рассматривая указанные доводы, судебная коллегия отмечает следующее.
Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из содержания указанной правовой нормы усматривается, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 8 Закона №46-ЗРК/2014.
Как установлено судом, Лазебная А.С. достигла возраста 18 лет, состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее находилась под опекой, жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
Таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Законодательным актом субъекта Российской Федерации, а именно Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 №359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанным Порядком установлена процедура предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и определена процедура формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Суждения апеллянта о невозможности обеспечения истца жилым помещением вне очереди несостоятельны, поскольку ни статья 8 Федерального закона №159-ФЗ, ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Таким образом, принимая во внимание, что у администрации г. Симферополя Республики Крым имеется неисполненное обязательство по обеспечению жилым помещением Лазебной А.С., признанной нуждающейся в жилье, состоящей на учете лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, суд, с учетом того обстоятельства, что обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, правомерно обязал администрацию г. Симферополя Республики Крым обеспечить истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
С учетом изложенного, доводы жалобы об отсутствии достаточных денежных средств в бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для обеспечения Лазебной А.С. подлежат отклонению, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а недостаточность финансирования не должна являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение по существу спора, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Несогласие апеллянта с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи: