Решение по делу № 2-720/2024 от 04.03.2024

Дело № 2-720/2024

УИД: 23RS0020-01-2021-001949-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2024 года                                                                                                   г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Обуховой Я.В.,

при секретаре судебного заседания Журба А.А.,

с участием истца Мирошниченко А.А.,

представителя ответчика Государственной компании «Российские автомобильные

дороги» по доверенности Музыченко О.А.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно

предмета спора ООО «Земельный фонд Кубани»

по доверенности Паршиной Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирошниченко А.А. к ГК «Российские автомобильные дороги» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ГК «Российские автомобильные дороги» об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., категории земли - земли населенных пунктов, для размещения бригады, зданий, строений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска. Ответчик при обустройстве автодороги, перекрыл отбойными ограждениями и дорожной сеткой въезд на вышеуказанный участок, создав препятствия в его использовании.

На обращения истца об устранении препятствий в использовании и о предоставлении доступа для въезда, ответчик ответил письменным отказом, ссылаясь на положения п. 6.3 «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*». Полагает, что действия ответчика незаконны и не обоснованы, а так же создают препятствия в использовании его собственности по назначению.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На основании изложенного с учетом уточненных исковых требований просит обязать Государственную компанию «Автодор» устранить препятствия в пользовании принадлежащим истцу земельным участком с кадастровым номером , площадью кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, для размещения бригады, зданий строений,    используемых    для    производства,    хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска.

Обязать Государственную компанию «Автодор» реконструировать отбойные ограждения и дорожную сетку, организовать въезд (выезд) на земельный участок кадастровым номером , площадью кв.м., категории земли - земли населенных пунктов, для размещения бригады, зданий строений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска, посредством устройства доступа с автодороги М-4 «Дон».

Определением суда от 16.07.2023 произведена замена истца с Морозова С.А. на Мирошниченко А.А., поскольку собственником земельного участка, с кадастровым номером с 22.05.2023 является Мирошниченко А.А. на основании договора купли-продажи от 18.05.2023, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 22.05.2023.

В судебном заседании истец Мирошниченко А.А. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Государственной компании «Автодор» по доверенности Музыченко О.А. против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать в полном объеме, поскольку    истец не доказал, что у него когда-либо имелся законный доступ на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером . При этом, говоря о законном доступе, Государственная компания имеет ввиду надлежащим образом построенный съезд, обустроенный переходно-скоростными полосами, электроосвещением, дорожными и информационными знаками и указателями, а также иными средствами организации дорожного движения, построенный истцом и (или) за его счет на основании письменного согласия владельца автомобильной дороги М-4 «Дон» и с соблюдением выданных технических требований и условий, а также заключением договора субаренды части земельного участка полосы отвода, используемого под съезд и договора присоединения к федеральной автомобильной дороге.

Истец не доказал, что его земельный участок предоставлен ему в целях размещения объекта дорожного сервиса, факт согласования такого предоставления с Государственной компанией.

Более того, в соответствии с данными зонирования территорий, земельный участок истца находится в зоне озеленения и может быть использован исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, организации стоянки сельскохозяйственной техники или озеленения. Вид разрешенного использования земельного участка Истца, в соответствии с данными ЕГРН также не связан с размещением на нем объектов дорожного сервиса. Размещение объектов дорожного сервиса и какое-либо не относящееся к сельскому хозяйству строительство на данном земельном участке не только не разрешено, но и запрещено в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки. При этом со всех сторон земельный участок окружен землями сельскохозяйственного назначения, используемыми в целях сельскохозяйственного производства.

Обеспечение прямого индивидуального доступа к земельным участкам, не предназначенным для размещения объектов дорожного сервиса, с федеральной скоростной автомобильной дороги 1 категории - законодательством запрещено.

Одновременно, в случае изменения ПЗЗ, и разрешения на земельном участке истца какого-либо строительства, обеспечение транспортной доступности данного земельного участка и его транспортной связи с иными застроенными территориями городского Кореновского поселения отнесено к вопросам местного значения и не входит в компетенцию Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Наряду с эти следует отметить, что по центральной оси земельного участка истца, на всей его протяженности проходит ЛЭП, что также может являться препятствием для его застройки.

Основной функцией федеральной скоростной автодороги 1 категории общего пользования является обеспечение транспортной связи между субъектами Российской Федерации столицей государства и стратегически важными портовыми территориями, курортными зонами северного Кавказа и Крыма и европейскими маршрутами. Обеспечение транспортной связи между земельными участками находящимися в административных границах населенного пункта – не отнесено к функциям федеральной автомобильной дороги. Факт частичного прохождения федеральных трасс в границах населенных пунктов не создает обязанностей по обеспечению транспортных связей между разрозненными земельными участками, находящимися внутри поселений.

Земельный участок истца фактически может использоваться исключительно в сельскохозяйственных целях, при этом движение сельскохозяйственной техники по автомобильным дорогам первой категории - запрещено. Доступ к таким земельным участкам обеспечивается за счет полевых и внутрихозяйственных дорог с использованием уже существующих примыканий.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге федерального значения М-4 «Дон» выполнить съезд - примыкание к земельному участку истца на км <адрес> справа федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» не представляется возможным по причине несоблюдения требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», а также п. 19 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения утвержденного Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями на одном уровне, на дорогах 1 б технической категории (скоростная дорога) устройство примыканий допускается не чаще, через 5 км друг от друга.

В данном случае на км 1281+240, справа автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон», согласно действующей утвержденной дислокации технических средств организации дорожного движения, расположено существующее санкционированное примыкание с транспортной развязки на км <адрес> (от испрашиваемого участка км <адрес> до существующего примыкания - 390 м.)

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Земельный фонд Кубани» по доверенности Паршина Е.Ф. в судебном заседании возражала против заявленных требований.

Согласно письменным возражениям третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель ООО «Земельный фонд Кубани» по доверенности Паршина Е.Ф. просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, пояснив, что земельный участок, с кадастровым номером площадью кв.м., расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, юго-западная окраина, вид разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции, принадлежит на праве общей долевой собственности ООО «Земельный фонд Кубани» и более 20 гражданам. Земельный участок передан в аренду АО «Рассвет» на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателя от 21.03.2012, который прошел государственную регистрацию 19.04.2012.

Статьей 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что строительство, реконструкция примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Также капитальный ремонт, ремонт примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-Ф, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» разработан регламент выдачи согласий в письменной форме, содержащих технические требования и условия, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Таким образом обязательная процедура, продиктованная действующим законодательством Российской Федерации, предполагает получение документов и справок, необходимых для законного возведения и ремонта объектов вблизи автомагистралей, а также их стабильного функционирования.

В частности, получение технических условий на примыкание к автомобильным дорогам участка земли или здания, требует обязательного согласования с компетентными инстанциями. Только в таком порядке заявитель вправе получить документ, обеспечивающий законность примыкания к федеральной дороге.

Однако истцом в нарушение положений вышеуказанного Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» досудебная процедура в согласовании с Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» не соблюдена, согласование проектно-сметной документации не осуществлялось.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю не явилось, согласно письменных возражений представителя по доверенности Ищенко А.В. в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя, пояснив, что устройство нового съезда в рассматриваемом месте недопустимо, обеспечить транспортный доступ к земельному участка необходимо исключительно с существующего съезда транспортной развязки на км <адрес> (справа).

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации (далее - Перечень), обязательное применение которых обеспечивает безопасность, соблюдение положений нормативно-технических документов и их частей, включенных в Перечень, является обязательным.

Требованиями п. 6.3 Свода правил СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85» установлено, пересечения и примыкания к автомобильным дорогам I-Б категории вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 5 км.

Данная структурная единица (п. 6.3) СП 34.13330.2012 содержится в Перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 №2438-р. В настоящее время данная структурная единица из перечня не исключена, в связи с соблюдением вышеуказанного требования по периодичности расположения примыканий (съездов) является обязательным.

Установлено, что земельный участок, с кадастровым номером , расположен в непосредственной близости от разворотной транспортной развязки в разных уровнях. Ближайшее существующее санкционированное примыкание по данной стороне дороги расположено на 1281+240 (справа), то есть на расстоянии порядка 390 м. от запрашиваемого места организации новой точки доступа к земельному участку истца.

Таким образом, организация съезда (въезда) с автодороги федерального значения <адрес> (I-Б категории) к земельному участку с кадастровым номером не отвечает обязательным для соблюдения требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального образования Кореновский район не явилась, будучи своевременно и надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Кореновского городского поселения Кореновский район не явилась, будучи своевременно и надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) решение должно быть законным и обоснованным.

Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РПФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Статьей 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в ст. 12 Кодекса способами.

Перечень способов защиты гражданских прав, установленный ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

Гражданский Кодекс Российской Федерации не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу ст. 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако, избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:12:0608000:511, площадью 26983 кв.м., категории земли - земли населенных пунктов, для размещения бригады, зданий, строений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска.

Согласно выписки из Правил землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района, утвержденных Советом Кореновского городского поселения Кореновского района от 25.12.2013 № 396 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района», земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., по адресу: земли населенных пунктов, находится в территориальной зоне ИВ-1, зоне озеленения специального назначения, которая предназначена для организации охраны окружающей среды и создания защитных и охранных зон, в том числе санитарно-защитных зон, озелененных территорий, зеленых зон и иных защитных и охранных зон изъятых из интенсивного хозяйственного использования с ограниченным режимом природопользования. К видам разрешенного использования которого относится охрана природных территорий (9.1), улично-дорожная сеть (12.0.1), благоустройство территории (12.0.2), пчеловодство (1.12), питомники (1.17), к условно-разрешенным видам относится ведение огородничества (13.1).

Из материалов дела следует, что Морозов С.А. 09.04.2021 обращался с заявлением в ГК «Автодор» по вопросу обеспечения подъездных путей с автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон» для осуществления транспортного доступа к земельному участку.

По результатам рассмотрения указанного заявления, ГК «Автодор» направила в адрес Морозова С.А. письмо от ДД.ММ.ГГГГКрФ, содержащее информацию о невозможности устройства испрашиваемого съезда - примыкания к федеральной автомобильной дороге ввиду следующего. В рамках реализации объекта «Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1195 - км 1319, Краснодарский край» далее - Объект) не предусмотрено строительство примыкания на км <адрес> справа. В соответствии с проектной документацией Объекта, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы РФ № 1221-13/ГГЭ-8672/04 от 10.12.2013 в целях оптимизации, уменьшения количества примыканий в одном уровне - съезды, выезды, примыкания на км <адрес> не предусмотрены.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность Государственной компании включает в себя следующие виды деятельности: деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании; деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, переданных или передаваемых Государственной компании в доверительное управление; иная деятельность, направленная на достижение целей деятельности Государственной компании и предусмотренная ч. 4 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что на объект капитального строительства «Строительство и реконструкцию автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. «Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1195- км 1319, Краснодарский край» (автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, км 1195- км 1319 Краснодарский край) получено положительное заключение государственной экспертизы № .

Согласно разработанной схеме автомобильной дороги М-4 «Дон» км <адрес> - км <адрес> с учетом предложений по переводу в эксплуатацию на платной основе переезды и часть транспортных развязок подлежат перепланировке: на переездах для сельхозтехники ликвидируется выезд на М-4 «Дон», доступа местного транспорта на платную автодорогу осуществляется только через транспортные развязки в разных уровнях. Канализированные примыкания на М-4 «Дон» в одном уровне ликвидируются, движение предполагается осуществлять по полевым дорогам. Связь между разобщенными территориями возможна через переезды для сельхозтехники и транспортные развязки с использованием существующей транспортной сети.

Таким образом, в соответствии с проектной документацией объекта, построен переезд, предназначенный для проезда сельхозтехники к полям, расположенным по обе стороны от автодороги М-4 «Дон» на км <адрес>

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в Техническом паспорте федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», на участке федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км <адрес> автомобильная дорога относится к 1 Б технической категории и ближайшее примыкание к автомобильной дороге М-4 «Дон» находится на км <адрес> справа.

Судом установлено, что кроме переезда для проезда сельхозтехники к полям на км 1274+780, существует альтернативный съезд с транспортной развязки на км 1281+240, что подтверждается схемой.

Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» передана Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации в доверительное управление ГУ «Автодор» с 01.05.2010 на девяносто девять лет по передаточному акту от 30.04.2010 № 2-ГК/2-ПА на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2133-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ст. ст. 28, 36, 54 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ).

Земельные участки в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги «Дон», а также предназначенные для осуществления дорожной деятельности предоставляются без проведения торгов в аренду ГК «Автодор» на 49 лет (ст. 36 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ).

Из выводов заключения эксперта от 01.07.2022 № следует, что подъезды и подходы к земельному участку с кадастровым номером , площадью кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для размещения бригады, зданий, строений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска, при фактическом использовании, без нарушения интересов и прав третьих лиц - отсутствуют. Организация подъездов к земельному участку с кадастровым номером площадью <адрес> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для размещения бригады, зданий, строений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска, при фактическом использовании, без нарушения интересов и прав третьих лиц - не представляется возможным. Наиболее компромиссным (с учетом доводов Ответчика и ГУ МВД России по Краснодарскому краю) и доступным к реализации является организация подъезда к земельному участку с кадастровым номером , площадью кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для размещения бригады, зданий, строений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска, с минимальным затрагиванием интересов третьих лиц посредством устройства доступа с автодороги М-4 «Дон».

Вместе с тем, судом установлено и материалами дела подтверждено, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге федерального значения М-4 «Дон» выполнить съезд - примыкание к земельному участку истца на км 1280+850, справа федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» не представляется возможным по причине несоблюдения требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», а также п. 19 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.2010, рег.№ 16969) в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне, на дорогах I б технической категории устройство примыканий допускается не чаще, чем через 5 км друг от друга. В данном случае на км 1281+240, справа автомобильной дороги Федерального значения М-4 «Дон», согласно действующей утвержденной дислокации технических средств организации дорожного движения, расположено существующее санкционированное примыкание с транспортной развязки на км 1281+240 (от испрашиваемого участка км автодороги М-4 «Дон» до существующего примыкания - 390 м.).

Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены Правила, которые определяют порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации (далее - автомобильная дорога) и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

Согласно п.п.2,3 Правил автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы: а) автомагистраль; б) скоростная автомобильная дорога; в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Закона об автомобильных дорогах.

Согласно указанным Правилам участок автомобильной дороги федерального значения М-4 Дон» на км относится к автомобильной дороге I Б технической категории.

В соответствии с требованиями УГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, а также с требованиями ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне требуется расстояние 5 км, а в данном случае от испрашиваемого участка автомобильной дороги до существующего примыкания 390 м.

При таких обстоятельствах, удовлетворение требований будет угрожать безопасности дорожного движения и повлечет создание аварийных ситуаций на этом участке дороги.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускается.

Таким образом, из приведенных положений закона следует, что обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении преодолевает права и законные интересы владельцев земельных участков, осуществляющих хозяйственную деятельность на таких земельных участках.

При этом, в силу п. 6.3 «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные1) дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266) в целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах количество пересечений и съездов следует уменьшать до минимума. Пересечения и примыкания на дорогах I-б и II категорий следует проектировать, не менее чем через 5 км.

Из выводов дополнительной судебной землеустроительной экспертизы следует, что с целью определения координат поворотных точек границ съезда с примыкания к транспортной развязке на км <адрес> (географические координаты съезда <адрес>, <адрес>) и участка полевой, грунтовой дороги, по направлению к земельному участку с кадастровым номером а также их (съезда и участка полевой, грунтовой дороги) расположение относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами , выполнены полевые геодезические работы.

По материалам полевых работ составлена схема (план) границ объекта землеустройства земельного участка в масштабе 1:500, таблица произведенных измерений (каталог координат).

Координаты поворотных точек границ съезда с примыкания к транспортной развязке на км <адрес> (географические координаты съезда <адрес> и участка полевой, грунтовой дороги, по направлению к земельному участку с кадастровым номером , а также их (съезда и участка полевой, грунтовой дороги) расположение относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами , представлены в табличном виде - таблица произведенных измерений (каталог координат).

В ходе исследования определены площади съезда и полевой дороги в границах кадастровых участков, в отношении которых имеется необходимость установки сервитута, с целью обеспечения беспрепятственного въезда на территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, юго-западнее г. Кореновска: земельный участок с площадь - 76.21 м2;    кадастровым номером ; земельный участок с площадь - 36.29 м2; кадастровым    номером земельные участки с кадастровыми номерами , площадь - 77.79 м2; земельный участок с кадастровым номером 6, площадь - 78.07 м2; земельный участок без определения кадастрового номера, площадь - 10.14 м2; земельный участок с кадастровым номером площадь 120.38 м2; земельный участок с кадастровым номером , площадь-559.26 м2.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из разъяснений, данных в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушаются его право собственности или законное владение.

Лицо, обратившееся в суд с иском об устранении препятствий в пользовании имуществом (земельным участком) по правилам ст. 56 ГПК РФ должно обосновать принадлежность ему этого имущества, а также совершение ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем (собственником) прав в отношении имущества. Условием удовлетворения негаторного требования является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник (иной титульный владелец) претерпевает нарушения своего права.

Такое требование может быть удовлетворено при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности (иного законного права) и истца; наличия препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельств, подтверждающих то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.

В ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что действиями ответчика ГК «Автодор» нарушены его права, как собственника земельного участка, с кадастровым номером 23:12:0608000:511, а также не представлено доказательств, подтверждающих, что в случае удовлетворения заявленного иска его права будут восстановлены.

Кроме того, устранение препятствий в осуществлении проезда к земельному участку истца, при доказанности самого факта наличия таких препятствий, возможно путем установления сервитута.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(ст.ст. 19, 20, 25, 26), приказа Минтранса России от 13.01.2010 № 4 в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, возможно только строительства сооружений примыканий, пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами, объектов, предназначенных для обслуживания дорог, объектов ГИБДД МВД РФ, объектов дорожного сервиса, инженерных коммуникаций.

Таким образом, возможность организации съездов с федеральной автомобильной дороги к каждому земельному участку и (или) объекту, не являющемуся объектом дорожного сервиса и расположенным в границах придорожной полосы автомобильной дороги, не предусмотрена законодательством Российской Федерации, поскольку реализация каких-либо исключений из данного правила фактически сделала бы нормальное движение по автомобильной дороге невозможным (из-за слишком большого количества примыканий), а также повлекла возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Согласно Регламенту по выдаче согласий в письменной форме, содержащих технические требования и условия, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и заключению договоров на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги», и о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам Государственной компании «Российские автомобильные дороги», утвержденный приказом ГК «Автодор» от 21.11.2016 № 268 истец должен был обратиться с заявлением в ГК «Автодор» о выдаче согласия в письменной форме, содержащее технические требования и условия для строительства съезда к автомобильной дороги М-4 «Дон» на испрашиваемом участке. Настоящий Регламент, является регламентирующим документом Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и устанавливает единый в Государственной компании порядок по выдаче согласий в письменной форме (далее – Согласие), содержащих технические требования и условия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и/или придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, к автомобильным дорогам Государственной компании.

Законом на ГК «Автодор», осуществляющую государственные полномочия по использованию автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, не возложены обязанности за свой счет производить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, обеспечивающих объекты дорожного сервиса, исковые требования нельзя признать основанными на нормах закона. Таким образом, проведенные по делу экспертизы суд не может принять за основу в разрешении исковых требований.

При указанных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Мирошниченко А.А. к ГК «Автодор» об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мирошниченко А.А. к Государственной Компании «Российские автомобильные дороги» об устранении препятствий в пользовании земельным участком - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 29.07.2024.

Судья

Кореновского районного суда                                                                              Я.В. Обухова

2-720/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Сергей Алексеевич
Ответчики
Государственная компания "Российские автомобильные дороги"
Другие
Борисов М.В.
Администрация Кореновского городского поселения
Администрация МО Кореновский район
Зубов Владислав Евгеньевич
ГУ МВД РФ по КК
Сергиенко Павел Николаевич
ООО "Земельный фонд Кубани"
Суд
Кореновский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
korenovsk.krd.sudrf.ru
04.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.03.2024Передача материалов судье
04.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
16.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2024Дело оформлено
18.09.2024Дело передано в архив
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее