Решение по делу № 2-460/2022 (2-1869/2021;) от 29.11.2021

УИД 47RS0003-01-2021-002643-34

Дело № 2-460/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Волхов 09 марта 2022 года

    Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,

при секретаре Керш А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино», администрации МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании разработать и утвердить программу производственного контроля, произвести лабораторные исследования, обследования технического состояния системы вентиляции, осуществить финансирование,

у с т а н о в и л:

Волховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино», администрации МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором просил:

- обязать МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» разработать и утвердить в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, произвести лабораторные исследования качества воды, замеры уровня естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях, и обследование технического состояния системы вентиляции в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать администрацию МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области осуществить необходимое финансирование МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» в целях исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска истец указал, что в ноябре 2021 Волховской городской прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Волховского муниципального района Ленинградской области.

Указывает, что в ходе проверки в деятельности МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, непосредственно влияющие на безопасные условия пребывания жителей поселения и работников учреждения культуры и спорта в учреждении, которое является местом массового пребывания людей.

Отмечает, что согласно Уставу МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» является некоммерческой организацией, основными целями деятельности которой является удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, социально-культурной активности населения, запросов потребителей, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала людей, их образования в сфере культуры, досуга и спорта, обеспечение населения информационными носителями через библиотечное обслуживание.

Собственником имущества и учредителем учреждения является администрация МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (п. п.1.7, 1.8 Устава).

Указывает, что в МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов не осуществляется. В частности, программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов не разработана, лабораторные исследования качества воды не проводились, замеры уровня естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях не проводились, обследование технического состояния системы вентиляции не осуществлялось, что является не допустимым, поскольку свидетельствует о недостаточном осуществлении контроля за безопасными условиями пребывания в учреждении культуры и спорта граждан.

Утверждает, что проведенной проверкой установлено невыполнение МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» требований СП 2.1.3678-20, СП 2.2.3670-20, в связи с чем на Учреждение должна быть возложена обязанность произвести лабораторные исследования качества воды, замеры уровня естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях, обследование технического состояния системы вентиляции; на администрацию МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области – обязанность по финансированию указанных мероприятий, как на учредителя и собственника имущества.

Отмечает, что несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает право неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения различных заболеваний и других, неблагоприятных для граждан последствий.

В судебном заседании процессуальный истец помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. исковые требования поддержал по доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» в судебном заседании не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дело в отсутствие представителя учреждения, указав, что приказом директора № ****** от 22 февраля 2022 года в МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» разработана и утверждена Программа производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил и выполнением противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино».

Представитель ответчика администрации МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не представлено.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия процессуального истца Супрунова Э.С. полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав процессуального истца помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ.

    Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
    В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    Как следует из п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

    Абзацем 9 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

    Статьей 3 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу статьи 32 указанного Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Согласно пункту 1 статьи 55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия, шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий (пункт 3).

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2020 года № 61953) (далее по тексту СП 2.1.3678-20).

Согласно п. 2.1 СП 2.1.3678-20 хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2.3 СП 2.1.3678-20 вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать гигиеническим нормативам.

Уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам (п. 2.5 СП 2.1.3678-20).

Согласно п. 2.6. СП 2.1.3678-20 помещения, в которых установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, должны быть обеспечены местной системой вытяжной вентиляции. Обследование технического состояния системы вентиляции проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года № 44 утверждены санитарные правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2020 года № 61893 (далее по тексту СП 2.2.3670-20).

Соблюдение указанных Санитарных правил является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности они обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные Санитарными правилами (п. п. 1.3, 1.4 СП 2.2.3670-20).

При этом в программу производственного контроля за условиями труда включаются: перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований (п.п. 2.5, 2.5.1, 2.5.2 СП 2.2.3670-20).

В силу п. 2.7 СП 2.2.3670-20 номенклатура, объем и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещенности, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах устанавливается хозяйствующими субъектами с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания в случаях, если указанные факторы идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения специальной оценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда. Контроль параметров микроклимата должен осуществляться не реже 1 раза в год.

Судом установлено, что в ноябре 2021 года Волховской городской прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Волховского муниципального района Ленинградской области.

В ходе проверки в деятельности МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, непосредственно влияющие на безопасные условия пребывания жителей поселения и работников учреждения культуры и спорта в учреждении, которое является местом массового пребывания людей. А именно, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов не осуществляется, в частности, программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов не разработана, лабораторные исследования качества воды не проводились, замеры уровня естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях не проводились, обследование технического состояния системы вентиляции не осуществлялось, что подтверждается актом проверки от 22 ноября 2021 года и (л.д. 16).

Данный факт подтверждается и ответом администрации МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 29 сентября 2021 года № ****** на требование Волховской городской прокуратуры № ****** от 21 сентября 2021 года (л.д. 17-18).

В письменном ходатайстве от 05 марта 2022 года директор МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» Игнатьева Т.А. указала, что приказом директора № ****** от 22 февраля 2022 года в МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» разработана и утверждена Программа производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил и выполнением противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино». При этом программа в подтверждение указанного факта суду не представлена, как не представлена и стороне истца.

В ходе судебного разбирательства также нашел подтверждение тот факт, что указанные в исковом заявлении прокурора нарушения до настоящего времени не устранены. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
    Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства в МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино», что нарушает право неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения различных заболеваний и других, неблагоприятных для граждан последствий.

Согласно Уставу МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино», утвержденному главой администрации МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2015 года, Учреждение является некоммерческой организацией.

В соответствии с п. 1.7 Устава Учредителем Учреждения является Муниципальное образование «Колчановское сельское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, полномочия и функции которого осуществляются администрацией МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 20-21).

Собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование «Колчановское сельское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области (п. 1.8 Устава).

В силу ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сфера.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.

Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на ответчиков обязанности устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.    

С учетом изложенного, суд, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, считает исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок производства указанных работ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, финансирования - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что Волховский городской прокурор Ленинградской области освобожден в силу требований законодательства РФ от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (п. 9 ст. 333.36 НК РФ), а также администрация МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (п. 19 ст. 333.36 НК РФ), при этом, принимая во внимание имущественное положение ответчика МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино», суд считает возможным в силу пункта 2 статьи 333.20 НК РФ освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц – удовлетворить.

Обязать МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, произвести лабораторные исследования качества воды, замеры уровня естественного и искусственного освещения инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях, и обследование технического состояния системы вентиляции.

Обязать администрацию МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области осуществить финансирование МБУКС «Культурно-спортивный комплекс - Алексино» в целях исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Волховский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 марта 2022 года.

Судья подпись М.Г. Кошкина

2-460/2022 (2-1869/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волховский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Колчановское сельское поселение
МБУКС"КСК-Алексино"
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Кошкина Марина Геннадьевна
Дело на сайте суда
volhovsky.lo.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2022Подготовка дела (собеседование)
27.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее