Дело № 2а-4738/2021
УИД 35RS0010-01-2021-005399-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 06 мая 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваленко С. О. к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области, инспектору отдела иммиграционного контроля по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области Голованову В.А., УМВД России по Вологодской области, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания, решения о депортации,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко С.О. обратился в суд с указанным выше административным иском.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является гражданином Украины. 10.02.2021 в отношении Коваленко С.О. было вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации. С указанным распоряжением истец был ознакомлен 12.02.2021. Считает, что не представляет угрозы общественному порядку, правам и интересам других лиц. Полагает вышеуказанное распоряжение незаконным и необоснованным, вынесенным без учета данных о личности и его семейном положении. Указывает, что состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, не совершал нарушений миграционного законодательства. Кроме того, 20.02.2021 инспектором отдела иммиграционного контроля по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области Головановым В.А. принято решение о депортации Коваленко С.О. Указывает, что в решении указана недостоверная информация относительно исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание по приговору суда.
Просит суд отменить и признать распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 10.02.2021, принятое в отношении Коваленко С.О. незаконным; отменить и признать решение инспектора отдела иммиграционного контроля по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области Голованова В.А. о депортации Коваленко С.Ю. № от 20.02.2021 незаконным.
Протокольным определением суда от 22 апреля 2021 года УМВД России по Вологодской области, ФСИН России привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков. Первый заместитель директора Министерства юстиции Российской Федерации Рудый А.А. привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Коваленко С.О., принимающий участие посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме. Уточнил, что оспариваемое распоряжение вынесено ФСИН России, а не Министерством юстиции Российской Федерации, как указано в исковом заявлении. Министерство юстиции Российской Федерации указал в качестве административного ответчика ошибочно. Сообщил, что решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию не обжаловано и не отменено. Данное решение не оспаривает. Сообщил, что на территории Российской Федерации проживают его супруга и мать, несовершеннолетних детей в России не имеет. В Украине проживает ребенок от первого брака с бывшей супругой, однако в дальнейшем сын намерен жить и учиться в Москве. Дом, принадлежащий бабушке административного истца, расположенный в <адрес>, разрушен, что подтверждается фотоснимками, иного жилья в стране гражданской принадлежности не имеет. Недвижимость на территории Российской Федерации также отсутствует.
В судебном заседании административный ответчик инспектор отдела иммиграционного контроля по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области и представитель административных ответчиков УМВД России по Вологодской области, Управления по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области по доверенности Голованов В.А. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве. Оспариваемое распоряжение ФСИН России издано уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Оснований для отмены распоряжения не имеется. 04.02.2021 УФСИН России по ВО принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении С.О. Коваленко №. Во исполнение вышеуказанного решения миграционным органом принято оспариваемое решение о депортации административного истца за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФСИН России по доверенности Козлова Г.Ю. возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. ФСИН России принято распоряжение № от 10.02.2021 в отношении Коваленко С.О., гражданина Республики Украина, о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации до погашения судимости за совершение тяжкого преступления на основании ч.3 ст. 86 УК РФ по приговору Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербург от 29.11.2017. Наличие у Коваленко С.О. супруги, проживающих на территории Российской Федерации, не может быть расценено как несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь административного истца, не освобождает последнего от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их исполнение.
В судебное заседание представители административных ответчиков Министерства юстиции Российской Федерации, заинтересованное лицо первый заместитель директора Министерства юстиции Российской Федерации Рудый А.А. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В данном случае такой совокупности условий не усматривается.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2, 55).
Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон № 114-ФЗ), также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).
В соответствии со статьей 25.10 названного закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).
В развитие данного положения закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», которым ФСИН России наделен полномочиями по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть пятая статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть шестая статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ).
Депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (абзац семнадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции (часть седьмая статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ).
Согласно пункту 11 статьи 31 Закона № 115-ФЗ в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Закона № 115-ФЗ, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 указанного закона).
Как установлено судом, Коваленко С.О. является гражданином Республики Украина.
Приговором Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербург от 29.11.2017 Коваленко С.О. осужден по п. «г» ч.4 ст. 228.1, ч.2 ст.228, ч.3 ст. 69 УК РФ (с учетом апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 13 июня 2018 года) к 06 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Шекснинского районного суда Вологодской области от 01.02.2021 Коваленко С.О. в соответствии с ч.2 ст. 80 УК РФ неотбытое наказание по вышеупомянутому приговору суда в виде 2 лет 9 месяцев 26 дней лишения свободы заменено принудительными работами на тот же срок с удержанием из заработной платы 7 % в доход государства ежемесячно.
В настоящее время Коваленко С.О. отбывает дальнейшее наказание в УФИЦ при КП-7 УФСИН России по Вологодской области.
04.02.2021 УФСИН России по Вологодской области принято решение № о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Коваленко С.О. сроком на 10 лет после отбытия наказания, в связи с наличием указанной судимости. Указанное решение в установленном законом порядке не обжаловано, что подтвердил административный истец Коваленко С.О. в судебном заседании.
10.02.2021 распоряжением ФСИН России № признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Украина Коваленко С.О. на основании ч. 3 ст. 86 УК РФ сроком на 10 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости. О принятом распоряжении Коваленко С.О. уведомлен под роспись 12.02.2021.
20.02.2021 УВМ УМВД России по Вологодской области в отношении гражданина Республики Украина Коваленко С.О. принято решение о депортации №.
При рассмотрении спора по существу суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Как следует из миграционной карты, Коваленко С.О. прибыл на территорию Российской Федерации 12.04.2014. До осуждения истец мер к получению гражданства Российской Федерации не предпринимал, с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в Управление по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области в установленном законом порядке не обращался. Имеет на территории Российской Федерации родственников: мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и супругу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющихся гражданами России. Детей в России не имеет, недвижимое имущество на территории Российской Федерации отсутствует. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Коваленко С.О. оседлости на территории Российской Федерации, отсутствии у него устойчивой связи с Россией.
Утверждение Коваленко С.О. об отсутствии места жительства в стране гражданской принадлежности, отсутствии транспортного сообщения между Россией и Украиной не может являться основанием для признания оспариваемых решений незаконными.
Гражданин Украины Коваленко С.О. лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, им на территории Российской Федерации совершено умышленное преступление, связанное со сбытом наркотических средств, отнесенное к особо тяжкой категории и с хранением наркотических средств, отнесенное к тяжкой категории.
Таким образом, каких-либо исключительных обстоятельств, как основания для оставления Коваленко С.О. на территории Российской Федерации не имеется.
Более того, пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года, и пунктом 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Статьей 8 названной Конвенции допускается вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от 24 апреля 1996 года «Бугханеми против Франции»).
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение (постановление от 19 марта 2003 года № 3-П).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики.
Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
Принимая оспариваемые распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина и решение о депортации, административные ответчики на законных основаниях отдали приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, совершившего в период пребывания на территории Российской Федерации преступления, наличие на территории России родственно-семейных или его нежелания покидать территорию Российской Федерации, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения не имеется.
На основании изложенного выше оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Коваленко С. О. в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.05.2021.
Судья О.А. Гарыкина