Решение по делу № 2а-690/2018 от 11.12.2017

Дело № 2а-690/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 января 2018 года г. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи Склянной Н.Н.,

при секретаре Паршиной Е.Н.,

с участием административного истца Сафьянова С.В.,

представителя административного истца     Ильичева Рђ.РЎ.,

представителей административного ответчика Толстенкова Д.В.,

Терещенко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафьянова С.В. к Брянской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании требования об уплате таможенных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Сафьянов С.В. обратился в суд с административным иском к Брянской таможне об оспаривании требования об уплате таможенных платежей.

В обоснование иска указал, что 05.11.2017 года на МАПП Троебортное Брянской области при прохождении таможенного контроля государственным инспектором в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.18 КоАП РФ, по факту не вывоза с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенного автомобиля «Mersedes-Bens Vito 108D» в установленный Брянской таможней срок - до 04.11.2017 года. Причиной несвоевременного прибытия на МАПП Троебортное Брянской области явилась поломка автомобиля на трассе и многочасовая очередь машин, следующих в Украину через данный таможенный пост.

13.11.2017 года административному истцу выставлено требование № 2327 об уплате таможенного платежа в отношении ввезенного для личного пользования автомобиля и пеней. Административный истец просил суд признать незаконным решение Брянской таможни, выраженное в требовании об уплате таможенных платежей от 13.11.2017 года № 2327 в сумме 780 987,91 рублей.

Административный истец, представитель административного истца в судебном заседании поддержали административный иск, просили суд требования удовлетворить.

Представители административного ответчика Толстенков Д.В., Терещенко Н.Н. административный иск не признали, просили отказать в удовлетворении иска, поскольку 04.11.2016 года по пассажирской таможенной декларации на таможенном посту МАПП Троебортное Брянской таможни оформлен временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства «Mersedes-Bens Vito 108D» регистрационный №..., идентификационный №... сроком до 04.11.2017 года. До указанного срока транспортное средство не было вывезено, следовательно, у заявителя возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Оспариваемое требование об уплате таможенных платежей и действия сотрудников таможни по его выставлению соответствуют требованиям закона.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На момент спорных правоотношений порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования определялся гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь, и Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее Соглашение) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 - с 1 января 2018 года) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Ч. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) было предусмотрено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

При этом, в соответствии с п. 15 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 при выпуске временно ввозимых транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, с освобождением от уплаты таможенных платежей, в основном и дополнительных листах основного формуляра декларации должностным лицом таможенного органа в графу «Для служебных отметок» вносится запись: «Срок временного ввоза до __________» с указанием даты (день, месяц и год) включительно, до истечения которой декларант обязан обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза, вывезти транспортные средства с таможенной территории либо совершить иные действия, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза.

В соответствии со ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. До истечения срока временного ввоза указанные транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным Кодексом Таможенного союза.

В силу п. 1 ст. 5 названного Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и данным Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При этом, в соответствии с п. 3 ч. 6 ст.14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.

В силу 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном в пределах срока временного ввоза. В случае если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном ч. 7 ст.14 Соглашения.

Таким образом, вывоз транспортного средства физическим лицом по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза не влечет за собой прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

При этом основанием для начисления таможенных пошлин и налогов является факт не вывоза автомобиля в установленный срок.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.11.2016 года по пассажирской таможенной декларации на таможенном посту МАПП Троебортное Брянской таможни оформлен временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства «Mersedes-Bens Vito 108D» регистрационный №..., идентификационный №... сроком до 04.11.2017 года. О сроках временного ввоза административный истец уведомлен, что подтверждается его подписью в пассажирской таможенной декларации от 04.11.2016.

В указанный срок транспортное средство не было вывезено, следовательно, у заявителя возникла обязанность по уплате таможенных платежей в порядке, установленном ч. 7 ст. 14 Соглашения, а требование Брянской таможни об уплате таможенных платежей № 2327 от 13.11.2017 г. соответствует положениям таможенного законодательства, действовавшего на момент спорных правоотношений, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Указанное требование выставлено 13.11.2017 г. с соблюдением сроков, установленных ч. 5 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», т.е. в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта неуплаты, зафиксированного таможенным органом в акте №... от 09.11.2017 г.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд с иском 11.12.2017, т.е. с соблюдением установленного законом срока.

Ч. 1 ст. 93 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

П. 1 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.

В силу п. 4 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный Таможенным кодексом Таможенного союза срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней. До применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей, в соответствии со ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно ст. 151 Закона при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени. За исключением случаев, предусмотренных ч. 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Брянской таможней в адрес Сафьянова С.В. выставлено требование № 2327 от 13.11.2017 г. об уплате таможенных платежей в сумме 779 059,74 рублей и пени с 05.11.2017 года по 13.11.2017 года в размере 1 928,17 рублей, а всего – 780 987,91 рублей.

Расчет платежей произведен следующим образом: ставка 4.8 евро за 1 куб. м. объема двигателя (пункты 11,12 приложения 5 к Соглашению между Правительством России, Правительством республики Беларусь и Правительством республики Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», объем двигателя-2299 куб.м., курс евро на 04.11.2016 года составлял – 70.5977.

70.5977С…2299С…4.8 =779 059,74 СЂСѓР±.

Пени за период с 05.11.2017 года по 13.11.2017 года (8 дней) составляет 1 928,17 руб.

Суд соглашается с расчетом таможенных платежей и пеней, представленным Брянской таможней, поскольку он произведен в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Довод Сафьянова С.В. об уважительности причины, по которой он не смог вывезти транспортное средство, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза обратный вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться лишь в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

Анализ положений названной правовой нормы и ст. 14 Соглашения свидетельствует о том, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей является исчерпывающим.

Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27.04.2001 года № 7-П субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

Таким образом, право физического лица, перемещающего транспортное средство через таможенную границу Таможенного союза и претендующего на получение льгот по уплате таможенных платежей, сопряжено с обязанностью, предусматривающей определенную степень заботливости и осмотрительности в отношении такого транспортного средства. Данная обязанность имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов, либо внешних обстоятельств, препятствующих ее исполнению (болезнь члена семьи, поломка, последующий ремонт и прочие).

Из пояснений Сафьянова С.В. следует, что сроки вывоза транспортного средства были нарушены ввиду поломки автомобиля на трассе и многочасовой очереди машин, следующих в Украину через данный таможенный пост.

В материалы дела представлена справка №1946 от 03.11.2017 года, из которой следует, что Сафьянов С.В. с 31.10.2017 года по 03.11.2017 года находился на амбулаторном лечении с диагнозом – <данные изъяты>

Данные обстоятельства не могут быть признаны непреодолимым препятствием для надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

Сафьяновым С.В. не было реализовано право на своевременный вывоз транспортного средства с территории Российской Федерации, что не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.

Следовательно, суд приходит к выводу, что оспариваемое требование принято в соответствии с законом в пределах полномочий таможенного органа, его принятие не свидетельствует о нарушении прав административного истца, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Сафьянова С.В. к Брянской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании требования об уплате таможенных платежей отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Склянная

Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2018 года.

Мотивированное решение составлено 15 января 2018 года.

2а-690/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сафьянов С. В.
Ответчики
Брянская таможня
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Склянная Наталия Николаевна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
11.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
12.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018[Адм.] Судебное заседание
09.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее