Решение по делу № 8а-1178/2021 [88а-2779/2021] от 19.01.2021

         № 88а-2779/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск                                                                            16 февраля 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П., Трапезниковой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волкова Вячеслава Сергеевича, Красношеина Юрия Владимировича на решение Курганского городского суда Курганской области от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 30 сентября 2020 года, вынесенные по административному делу №2а-3101/2020 по административному иску Волкова Вячеслава Сергеевича, Красношеина Юрия Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, государственным регистраторам Барановой Ю.Б., Евтушенко Ю.А. о признании незаконным решения, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

Волков Вячеслав Сергеевич (далее – административный истец, Волков В.С.), Красношеин Юрий Владимирович (далее – административный истец, Красношеин Ю.В.) обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области) о признании незаконными действий выразившихся в отказе в государственном кадастровом учете изменений сооружения и государственной регистрации прав в отношении вновь созданных объектов недвижимости, просили возложить на Управление Росреестра по Курганской области обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении сооружения с кадастровым номером <данные изъяты>, а также государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении вновь созданных объектов недвижимости: указанных в заявлении Волкова В.С. - трех нежилых помещений площадью соответственно 19,1, 43,2 и 97,4 кв.м, кадастровые номера исходных объектов недвижимости <данные изъяты>, и указанного в заявлении Красношеина Ю.В. нежилого помещения площадью 31,9 кв.м, кадастровые номера исходных объектов недвижимости <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований, с учетом их изменения, указали, что решением Управления Росреестра по Курганской области от 12 ноября 2019 года административным истцам отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с отсутствием заявления собственника гаража № 1 о государственном кадастровом учете изменений сооружения, не предоставления разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости.

Полагают отказ незаконным застройка осуществлена на основании проекта и в соответствии с соглашением от 31 июля 2019 г., вновь созданные объекты недвижимости распределены между ними, а земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположены вновь созданные объекты, предоставлен физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 08 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 30 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Волков В.С., Красношеин Ю.В. обратились в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, поступившей в суд первой инстанции 12.01.2021, в которой просят судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда, обстоятельствам административного дела.

Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

В силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.3 ст. 328 Кодекса).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в г. Кургане по адресу: <данные изъяты>, находится гаражно-строительный кооператив № <данные изъяты> (далее - ГСК № <данные изъяты>), а именно на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположен объект недвижимости - одноэтажное сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>, год завершения строительства - 1973, в которое согласно данным государственного кадастрового учета входят 8 помещений, в том числе: помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты>, принадлежащие на праве собственности Волкову В.С., помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты>, принадлежащие на праве собственности Красношеину Ю.В., и помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого является <данные изъяты>

Земельный участок площадью 0,03 га предоставлен ГСК № <данные изъяты> в бессрочное пользование на основании решения исполнительного комитета Курганского городского Совета народных депутатов трудящихся Курганской области № 102 от 09 апреля 1969 г.

Согласно соглашению о принадлежности недвижимого имущества после реконструкции, заключенному административными истцами 31 июля 2019 г., в результате проведенной сторонами в соответствии с техническим планом от 22 июля 2019 г. реконструкции помещений были образованы 4 новых объекта недвижимости, из которых Волкову В.С. передаются нежилое

помещение общей площадью 43,2 кв.м, 1 и 2 этаж (кадастровые номера исходных объектов недвижимости <данные изъяты>), нежилое помещение общей площадью 97,4 кв.м, 1 и 2 этаж (кадастровые номера исходных объектов недвижимости <данные изъяты>) и нежилое помещение общей площадью 19,1 кв.м, 1 этаж (кадастровые номера исходных объектов недвижимости 45<данные изъяты>), Красношеину Ю.В. передается нежилое помещение общей площадью 31,9 кв.м, 1 этаж (кадастровые номера исходных объектов недвижимости <данные изъяты>

01.08.2019 Волков В.С. и Красношеин Ю.В. в лице их представителя Романова А.М. обратились в Управление Росреестра по Курганской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении сооружения с кадастровым номером <данные изъяты>, а также государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанных вновь созданных объектов недвижимости площадью 97,4 кв.м, 19,1 кв.м, 43,2 кв.м и 31,9 кв.м, расположенных по адресу: г. Курган, <данные изъяты>

Уведомлением государственного регистратора Евтушенко Ю.А. от 16.08.2019 заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости до 12 ноября 2019 г. в связи с тем, что: 1) в нарушение пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ с заявлением обратились не все собственники объекта недвижимости, помещение с кадастровым номером 45:25:070310:3608 находится в собственности иного лица, помещение с кадастровым номером 45:25:070310:2979 - по сведениям ЕГРН сведения о правообладателе отсутствуют; 2) в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 218-ФЗ и пункта 20 приказа Минэкономразвития России от № 953 сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании проектной документации такого сооружения, между тем в состав технического плана проектная документация на сооружение не включена; 3) в нарушение статей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не представлено разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Рекомендовано обратиться с новым заявлением всем собственникам гаражей, представить документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учет.

Уведомлением государственного регистратора Барановой Ю.Б. от 19.08.2019 заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 19.11.2019, поскольку не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно: 1) в соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального № 218-ФЗ не осуществлен государственный кадастровый учет сооружения, в котором расположены помещения; 2) технический план подготовлен на основании технического паспорта, который содержит неактуальные сведения о сооружении, в котором расположены помещения. Рекомендовано подготовить документы в соответствии с требованиями законодательства.

Уведомлением государственного регистратора Евтушенко Ю.А. от 12.11.2019 № КУВД-001/2019-9421393/5 заявителю сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении сооружения с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с истечением срока и неустранением указанных в уведомлении от 16.08.2019 причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Уведомлением государственного регистратора Барановой Ю.Б. от 19.11.2019 № КУВД-001/2019-943 7231/8 заявителю сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении помещений, расположенных по адресу: г. Курган, <данные изъяты> в связи с истечением срока и неустранением указанных в уведомлении от 19.08.2019 причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Не согласившись с таким отказом, Волков В.С. и Красношеин Ю.В. обратились в суд с настоящим административным иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что приостановление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и последующий отказ в их осуществлении соответствуют требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия находит выводы судов нижестоящих инстанций правильными, соответствующими установленным по административному делу фактическим обстоятельствам, и нормам закона, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками:, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Частью 6 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

Таким образом, изменение основных характеристик помещения возможно после учета изменений характеристик здания, в котором оно расположено.

Как ранее было установлено, одноэтажное сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>, содержит 8 помещений, в том числе: помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 2 и 3 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ). В техническом плане указываются, в том числе, новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона № 218-ФЗ).

Сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением № 1 к Приказу № 953.

В соответствии с ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, является реконструкцией объекта.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

На основании п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом

Судами, верно, учтено, что проведенные административными истцами работы по реконструкции принадлежащих им помещений, очевидно, повлекли изменение характеристик всего здания, конструктивным элементом которого являются данные помещения. В рассматриваемом случае имело место быть существенное изменение параметров сооружения с кадастровым номером 45:25:070310:533, стоящего на государственном кадастровом учете, поскольку произведена реконструкция гаражных боксов с созданием нового двух этажного здания.

Осуществление кадастрового учета отдельных помещений допускается законодательством, но не выводит соответствующие помещения из состава здания, и, если в результате произведенной реконструкции отдельного помещения в здании увеличивается его площадь или иные подлежащие учету характеристики, то осуществление кадастрового учета такого помещения не может осуществляться без внесения соответствующих изменений в сведения о здании в целом.

Следовательно, осуществление кадастрового учета спорного помещения без внесения соответствующих изменений в сведения о здании в целом в такой ситуации является недопустимым.

Учитывая, что согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащее <данные изъяты> на праве собственности, входит в сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>, которое было реконструировано, в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ требование государственного регистратора представить для осуществления регистрационных действий заявление собственника вышеуказанного помещения является законным и обоснованным.

Кроме того, для возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество необходимо соблюдение порядка, установленного законом либо иными правовыми актами, регламентирующего порядок создания такого объекта. В отношении объектов капитального строительства такой общий порядок установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации и включает, в частности, получение разрешения на строительство (ст. 51) и получение разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию (ст. 55). При этом именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным условием для государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества в соответствии с ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Право собственности на вновь созданные объекты капитального строительства, имеющие признаки недвижимого имущества, возникает при условии соблюдения установленного порядка создания таких объектов, включающего, в данном случае, и получение разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, такого разрешения административный истцы не получали, за его выдачей в уполномоченный орган не обращались.

В отсутствие выданного уполномоченного органом разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию не может быть подтвержден иными доказательствами факт выполнения строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета названные в ст. 26 указанного федерального закона в течение срока приостановления, не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).

В данном случае основанием для приостановления государственной регистрации послужили положения п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что подтверждается материалами дела.

По смыслу закона необходимым условием для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такая совокупность условий для признания оспариваемых решений незаконными, равно как и факты нарушения данными решениями прав и законных интересов Волкова В.С., Красношеина Ю.В., по делу не установлены.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителей в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка. Иное толкование авторами кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, и проверяет лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права при разрешении дела судами нижестоящих инстанций.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волкова Вячеслава Сергеевича, Красношеина Юрия Владимировича - без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

        Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16.02.2021 г.

    Председательствующий

Судьи

8а-1178/2021 [88а-2779/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
ВОЛКОВ ВЯЧЕСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ
КРАСНОШЕИН ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчики
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР ЕВТУШЕНКО Ю А
Управление Росреестра по Курганской области
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР БАРАНОВА Ю Б
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ермолаева Лариса Петровна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
16.02.2021Судебное заседание
16.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее