Решение по делу № 2а-507/2020 от 17.04.2020

№ 2а-507/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск                                               14 мая 2020 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего – судьи Ахмедшиной А.Н.,

при секретаре – Боровковой В.Э,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-507/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Митриковскому Станиславу Ивановичу о взыскании налога на имущество и земельного налога с физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Митриковскому С.И. о взыскании налога на имущество за 2017 год в сумме 4 144 рубля и пени с 01.05.2017 по 05.09.2018 в сумме 734 рубля 05 копеек, земельного налога за 2017 год в сумме 37 рублей и пени с 04.12.2018 по 17.12.2018 в сумме 00 рублей 13 копеек, общая сумма задолженности 4 915 рублей 18 копеек.

Требования мотивированы тем, что Митриковский С.И. в 2017 году являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 11.10.2017, дата утраты права 24.10.2017, в связи с чем, ему был начислен земельный налог с физических лиц за 2017 год в сумме 37 рублей. Кроме того, административный ответчик в 2017 году являлся собственником жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый номер , дата регистрации права 12.07.1997, дата утраты права 24.10.2017, и жилого дома по адресу: <адрес>, дата регистрации права 01.01.1990, в связи с чем, ему был начислен налог на имущество за 2017 год в сумме 4 144 рубля.

На уплату налогов административному ответчику были направлены налоговые уведомления, однако в установленный законом срок налог не уплачен, в связи с чем, ему были начислены пени на земельный налог за период с 04.12.2018 по 17.12.2018 в сумме 00 рублей 13 копеек, и пени на налог на имущество за период с 01.05.2017 по 05.09.2018 в сумме 769 рублей 88 копеек. Поскольку в установленные законом сроки налог налогоплательщиком не уплачен, для оплаты налога и пени ему были направлены требования. Налогоплательщиком была произведена частичная оплата пени по налогу на имущество в сумме 35 рублей 83 копейки, оставшаяся сумма задолженности составила 734 рубля 05 копеек. 14.10.2019 инспекцией направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Митриковского С.И. налогов и пени в общей сумме 4 915 рублей 18 копеек. 18.11.2019 мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа. До настоящего времени Митриковский С.И. налоги, пени не уплатил. Ссылаясь на положения статей 31, 48, 75 НК РФ, ст.ст. 286, 287 КАС РФ административный истец просит удовлетворить заявленные требования, а также признать причину пропуска срока на обращение в суд уважительной и восстановить пропущенный срок.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области Вальтер Н.В. не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, на заявленных требованиях настаивает.

Административный ответчик Митриковский С.И. в судебное заседание не явился, место его нахождения неизвестно. В этой связи, в соответствии с положениями ст. 54 КАС РФ, для защиты его интересов судом назначен адвокат Ялуторовского филиала некоммерческой организации Тюменской областной коллегии адвокатов.

Представитель административного ответчика Митриковского С.И. – адвокат Романов С.А., выступающий на основании ордера № 001779 от 14.05.2020, с административным иском не согласен. Указывает, что налоговой инспекцией пропущен срок для обращения в суд о взыскании задолженности по налогам за 2017 год и пени, место нахождения административного ответчика неизвестно, достаточных доказательств его розыска суду не представлено.

Суд, выслушав мнение лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.

Приходя к такому выводу суд, исходит из следующего:

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений указанной статьи.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст.388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, согласно п. 3 ст. 396 НК РФ, исчисляется налоговыми органами.

В силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пунктов 1, 5 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из материалов дела следует, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество, поскольку в 2017 году являлся собственником жилого дома по адресу: <адрес> (с 01.01.1990), и жилого дома по адресу: <адрес> (дата регистрации права 12.07.1997, дата утраты права 24.10.2017).

Ответчик также являлся плательщиком земельного налога, поскольку в 2017 году являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес> (дата регистрации права 11.10.2017, дата утраты права 24.10.2017).

В связи с тем, что Митриковский С.И. являлся плательщиком земельного налога и налога на имущество, ему был начислен за 2017 год земельный налог в сумме 37 рублей и налог на имущество в сумме 4 144 рубля (2217,00 рублей и 1927,00 рублей) – сроком уплаты не позднее 03.12.2018, что следует из налогового уведомления № 8660036 от 05.09.2018, направленного административному ответчику 10.09.2018 (л.д. 17, 40).

В связи с неуплатой указанных налогов в установленный в налоговом уведомлении срок, Митриковскому С.И. (согласно представленному расчету) были начислены пени по земельному налогу за период с 04.12.2018 по 17.12.2018 в сумме 00 рублей 13 копеек, и пени по налогу на имущество за период с 01.05.2017 по 05.09.2018 в сумме 683 рубля 52 копейки (л.д. 20-22).

18.09.2018 налоговый орган направил налогоплательщику заказным письмом требование №23040 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06.09.2018 – об уплате в срок до 03.12.2018 пени по налогу на имущество за 2017 год в сумме 769 рублей 88 копеек (л.д. 13, 16).

18.12.2018 административному ответчику выставлено требование №30128 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.12.2018 – об уплате в срок до 31.01.2019 недоимки по налогу на имущество в сумме 4 144 рубля, недоимки по земельному налогу в сумме 37 рублей и пени на земельный налог в сумме 00 рублей 13 копеек, которое направлено через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 12).

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику требований по уплате земельного налога, налога на имущество за 2017 года, и пени.

В силу п. 1 ст. 397 и п. 1 ст. 409 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 393, ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Исходя из этого, начисленные административному ответчику налоги за 2017 год подлежали уплате до 01.12.2018.

Доказательств уплаты налога за 2017 год административным ответчиком не представлено.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ срока для обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу.

При подаче настоящего административного искового заявления представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд о взыскании с Митриковского С.И. налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2017 год, пени, по причине большого объема работы налоговой инспекции, сокращенных сроков на обращение в суд, установленных законом, времени, требуемого для подготовки административного иска и выполнения обязательных процессуальных действий, с учетом того, что срок пропущен незначительно.

Из материалов дела усматривается, что в требовании об уплате недоимки по налогам и пени № 23040 от 06.09.2018 установлен срок его исполнения – до 03.12.2018, общая сумма пеней не превышает 3 000 рублей.

В требовании об уплате недоимки по налогам и пени № 30128 от 18.12.2018 установлен срок его исполнения – до 31.01.2019, общая сумма налогов, пеней превышает 3 000 рублей. В этой связи, применительно к положениям ч. 2 ст. 286 КАС РФ и абзацам 1, 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ последним днем обращения налоговой инспекции к мировому судье за взысканием недоимки является 31.07.2019.

Согласно материалам дела, к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании недоимки и пени, указанных в требованиях № 23040, №30128, инспекция обратилась 14.10.2019, то есть с пропуском установленного законом срока. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ялуторовского судебного района г. Ялуторовска Тюменской области судебный приказ от 18.12.2019 о взыскании с Митриковского С.И. налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 4 144 рубля и пени в сумме 734 рубля 05 копеек, земельного налога за 2017 год в сумме 37 рублей и пени в сумме 00 рублей 13 копеек, отменен (л.д. 23).

Суд не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, при этом учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Возможность восстановления пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налогов и пени процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления в установленном законом порядке, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, поскольку установленный законом срок для обращения налогового органа в суд за взысканием налога за 2017 год и пени истек, срок обращения в суд пропущен без уважительной причины и оснований для его восстановления не имеется, требования административного истца о взыскании с Митриковского С.И. налога на имущество за 2017 год в сумме 4 144 рубля и пени с 01.05.2017 по 05.09.2018 в сумме 734 рубля 05 копеек, земельного налога за 2017 год в сумме 37 рублей и пени с 04.12.2018 по 17.12.2018 в сумме 00 рублей 13 копеек, общая сумма задолженности 4 915 рублей 18 копеек, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России    № 8 по Тюменской области к Митриковскому Станиславу Ивановичу о взыскании налога на имущество и земельного налога с физических лиц, пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение суда составлено 19 мая 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                                 А.Н. Ахмедшина

2а-507/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №8 по Тюменской области
Ответчики
Митриковский Станислав Иванович
Суд
Ялуторовский районный суд Тюменской области
Судья
Ахмедшина Альфия Наримановна
Статьи
17.04.2020 Регистрация административного искового заявления
17.04.2020 Передача материалов судье
21.04.2020 Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020 Подготовка дела (собеседование)
20.04.2020 Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020 Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020 Судебное заседание
14.05.2020 Судебное заседание
19.05.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее