Решение по делу № 33-6116/2024 от 19.08.2024

г. Сыктывкар      УИД 11RS0002-01-2023-004988-95

Дело № 2-615/2024 (№ 33-6116/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.,

при помошнике П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2024 года дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2024 года, и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2024 года, которыми постановлено:

Исковые требования Г. удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Г. тарифную ставку (оклад) с 01 декабря 2022 г. в размере 18072 руб. 25 коп; произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и иных выплат с 01 декабря 2022 г. и выплатить задолженность, образовавшуюся в результате занижения тарифной ставки (оклада).

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Г. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 руб.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Г. задолженность по заработной плате за декабрь 2022 г. – декабрь 2023 г. в размере 606 145 руб. 77 коп.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 9 261 руб. 46 коп.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута») с иском о возложении на ответчика обязанности установить тарифную ставку (оклад) с 01.12.2022 в размере 18072 руб. 25 коп.; произвести перерасчет заработной платы с учетом установленного оклада с 01.12.2022; выплатить недополученную сумму заработной платы; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Судом приняты указанные выше решения, на которые МБУ «СДУ» поданы апелляционные жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых решений.

Судом установлено, что на основании трудового договора <Номер обезличен> от 09.09.2016 и приказа о приеме <Номер обезличен> от 09.09.2016 истец принят на работу в МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» с 12.09.2016 ... Участка хозяйственного обеспечения, с окладом в размере 3475 руб. Впоследствии дополнительным соглашением к трудовому договору от 29.09.2022 истцу по занимаемой должности установлен оклад с 01.09.2022 в размере 8 402 руб.

Копиями расчетных листков подтверждается, что заработная плата истцу выплачивалась, исходя из указанного размера оклада.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 45, 48, 129, 135, 143 ТК РФ, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что 11.12.2019 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 01.01.2020.

Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ» МОГО «Воркута», ни учредитель – администрация МОГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке, установленном частью 9 статьи 48 ТК РФ не направляли.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьями 45, 48 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно части 9 статьи 48 ТК РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.Для формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в 2022 году являлись обязательными положения п. 3.1 ОТС.

В соответствии с п. 3.2 ОТС пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Следовательно, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», как работодатель, обязано пересматривать размер тарифной ставки (оклада) не реже одного раза в год с 1 января каждого года, при этом определять ее размер следует, исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года.

Основными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 <Номер обезличен>, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденное приказом от 19.10.2018 <Номер обезличен> руководителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МОГО «Воркута» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

В соответствии с п. 3.1. ОТС базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда с 01.01.2022 в Республике Коми должна составлять 15 715 руб. (постановление Правительства Республики Коми от 21.01.2021 № 15 утверждена величина прожиточного минимума на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на весь 2021 год).

Таким образом, тарифная ставка (оклад) истца, по занимаемой должности, с 01.01.2022 должна составлять 18 072 руб. 25 коп. (15 715 руб. х 1,15).

Разрешая вопрос о применении срока исковой давности в части требований об установлении тарифной ставки (оклада), перерасчёте заработной платы с 01.11.2022, принимая во внимание ходатайство ответчика, с учетом положений статьи 392 ТК РФ, суд исходил из того, что о нарушении своего права истец мог знать, получая заработную плату два раза в месяц: за первую половину месяца – 30 числа текущего месяца (для февраля 28 или 29 числа), за вторую половину месяца – 15 числа, следующего месяца, с исковым заявлением обратился в суд 19.12.2023, то есть не пропустил установленный законом срок, который истекал 15.01.2024.

Поскольку заработная плата с 01.12.2022 была выплачена истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, возложив на ответчика обязанность по выплате недополученных сумм.

В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату по заработной плате.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не усматривает.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.

Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», судебная коллегия находит несостоятельными.

По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Как следует из Устава, МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута» МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.

Следовательно, МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.

По смыслу статей 48, 49 ТК РФ, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

В письменных возражениях указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута», ни администрация МОГО «Воркута» не направляли.

Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута».

Следовательно, действие данного соглашения распространяется на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.

Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс РФ, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.

Доводы апелляционных жалоб ответчика о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку Региональное ОТС не исключает обязанности ответчика исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2024 года и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 27 августа 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-6116/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гаевой Евгений Викторович
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение Специализированное дорожное управление МО ГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пунегов П.Ф.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
26.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024Передано в экспедицию
26.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее