Дело № 2-286/2024
11RS0009-01-2024-000114-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 15 февраля 2024 года гражданское дело
- по иску государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» об обязании устранить нарушения в работе насоса системы теплоснабжения в многоквартирном доме,
- по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Коми к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» об обязании устранить нарушения в работе насоса системы теплоснабжения в многоквартирных домах,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» об обязании обеспечить соответствие гигиеническим нормативам воздействия уровней физических факторов (общего шума) на человека в многоквартирных домах <№> и <№> по <адрес> при эксплуатации насосного оборудования системы теплоснабжения в срок до 15 февраля 2024 года.
Государственная жилищная инспекция по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей помещений в многоквартирном доме и других пользователей жилых помещений обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» (далее- ООО «УК «Уют») об обязании в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирном доме № <№> по <адрес> путем принятия мер, направленных на предотвращение воздействия на жителей дома шума от работы циркуляционного насоса внутридомовой системы теплоснабжения.
Определением от 22 января 2024 года указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Истцы- представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Ковтун С.С. и начальник Государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора Торлопова Н.В. в судебном заседании свои иски поддержали.
Ответчик -ООО «УК «Уют», надлежаще извещенное, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, представило отзыв относительно иска, указав в нем, что являются управляющей организацией многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес>, АО «КТЭК» ненадлежащим образом исполняет свою функцию о представлении тепловой энергии в многоквартирные дома, в связи с чем принято решение о необходимости установки индивидуального теплового пункта в домах, которые не имеют технической возможности на их установку. Неисправности звукоизоляции ограждающих конструкций, а также неудовлетворительная регулировка и установка оборудования, механизмов и приборов должна своевременно выявляться и устраняться при текущем и капитальном ремонтах. Шумоизоляция относится к капитальному ремонту многоквартирного дома, который может быть произведен только по решению собственников. Ответчик просит в иске отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, -Федорова Л.Л., Присяжная Н.Ю. в судебном заседании иски поддержали, пояснили, что в собственности каждого имеется жилое помещение, которое находится на первом этаже многоквартирного дома, в квартире проживать невозможно из-за шума и вибрации, доносившихся из подвального помещения дома, где установлен циркуляционный насос в системе отопления для поддержания температурного режима в помещениях дома. Их жалобы об устранении данного шума и вибрации ответчиком оставлены без удовлетворения.
Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика.
Суд, заслушав представителей истцов, третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив их, находит иски подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1). Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 2.1) соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее-Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 42 Правил № 491 установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Нормируемые параметры шума в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на селитебной территории установлены в таблице 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
Согласно пункту 104 СанПиН 1.2.3685-21 допустимые уровни шума следует принимать на 5 дБ (дБА) ниже значений, указанных в таблице 5.35, от оборудования систем вентиляции, кондиционирования воздуха, холодоснабжения, к шуму оборудования (системы отопления, водоснабжения, оборудование насосное, холодильное, лифтовое), обслуживающего здание и встроено-пристроенные помещения.
Судом установлено, что Федорова Л.Л. проживает в принадлежащем на праве собственности жилом помещении- квартире, находящейся по адресу: <адрес>. Присяжная Н.Ю. проживает в принадлежащем на праве собственности жилом помещении- квартире, находящейся по адресу: <адрес>. Жилые помещения расположены на первом этаже многоквартирных домов.
Управление указанными многоквартирными домами осуществляет управляющая организация -ООО «УК «Уют», которая обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме.
В подвальных помещениях указанных многоквартирных домов установлены циркуляционные насосы в систем теплоснабжения для соблюдения температурного режима теплоносителя в системе отопления, что подтверждается ответом ООО «УК «Уют» от 27.08.2023 в адрес Федоровой Л.Л., ответом ООО «УК «Уют» от 21.03.2023 в адрес Государственной жилищного инспекции по Княжпогостскому району.
В рамках рассмотрения обращений Федоровой Л.Л., Присяжной Н.Ю. Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» направлены поручения о проведении лабораторно-инструментальных исследований уровней звука в дневное и ночное время суток в жилых помещениях третьих лиц.
По результатам произведенных замеров составлены протокол лабораторных испытаний <№> от 14.11.2023, экспертное заключение <№> от 20.11.2023, согласно которым измеренные в квартире <адрес> (спальня) предположительно от работы насоса, установленного в подвальном помещении дома:
- уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами:250, 8000 Гц в ночное время суток превышают допустимые нормы и не соответствуют требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21(составили на частоте 250 Гц-34,8 дБ, при допустимом уровне-30 дБ; на частоте 8000 Гц-13,8 дБ, при допустимом уровне-13 дБ).
- уровень звука дБА в ночное время суток превышает предельно допустимый уровень и не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 раздела V СанПиН 1.2.3685-21 (составил 28,1 дБА при допустимом уровне-25 дБА).
Уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц, уровень звука дБА в дневное время суток, уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц не превышает допустимые нормы и соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21. Уровни виброускорения дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами Гц не превышают нормируемые показатели и соответствюет требованиям таблицы 5.36 пункта 110 раздела V СанПиН 1.2.3685-21.
По результатам произведенных замеров составлены протокол лабораторных испытаний <№> от 29.12.2023, экспертное заключение <№> от 09.01.2024, согласно которым измеренные в квартире <адрес> (спальня) предположительно от работы насоса, установленного в подвальном помещении пятого подъезда дома:
- уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами:250, 500, 8000 Гц в ночное время суток превышают допустимые нормы и не соответствуют требованиям пункта 5 таблицы 5.35 раздела с учетом пункта 104 V СанПиН 1.2.3685-21(составили на частоте 250 Гц-30,8 дБ, при допустимом уровне-30 дБ; на частоте 500 Гц-25,7 дБ, при допустимом уровне-24 дБ, на частоте 8000 Гц-13,8 дБ, при допустимом уровне-13 дБ).
- уровень звука дБА в ночное время суток превышает предельно допустимый уровень и не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21 (составил 27,0 дБА при допустимом уровне-25 дБА).
Уровни звукового давления дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц не превышает допустимые нормы и соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35 с учетом пункта 104 раздела V СанПиН 1.2.3685-21. Уровни виброускорения дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами Гц не превышают нормируемые показатели и соответствуют требованиям таблицы 5.36 пункта 110 раздела V СанПиН 1.2.3685-21.
В целях предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в адрес ООО «УК «Уют» направлено предостережение № 19 от 27.11.2023 о принятии мер, направленных не предотвращение воздействия уровней физических факторов (общего шума) на жителей многоквартирного дома <адрес> при работе насосного оборудования, установленного в подвальном помещении, и направить уведомление об исполнении предостережения. Информация об исполнении ООО «УК «Уют» предостережения в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Коми не поступила.
В целях предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, предусмотренных пунктом 3 «а» постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», пунктом 10 Правил № 491, пунктом 18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району на основании обращения Федоровой Л.Л. в адрес ООО «УК «Уют» объявлено предостережение <№> от 21.03.2023 о принятии мер, направленных на устранение шума и вибрации, создающихся при работе циркуляционного насоса во внутридомовой системе теплоснабжения многоквартирного дома <адрес>, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, и не позднее 28 апреля 2023 года направить в адрес инспекции уведомление об исполнении предостережения. Информация об исполнении ООО «УК «Уют» предостережения в адрес инспекции не поступила.
Оценив доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что несоответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 для ночного времени суток, инженерно-технологического оборудования- циркуляционных насосов, расположенных в домах <№> и <№> по <адрес>, которое является источником шума в квартирах третьих лиц, свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по поддержанию оборудования многоквартирного дома в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем, в том числе, благоприятные условия для проживания граждан.
Доводы ответчика о том, что установка циркуляционного насоса в подвальных помещениях многоквартирных домов является вынужденной мерой для поддержания температурного режима теплоносителя в системе теплоснабжения дома, не освобождает ответчика от обязанности по выполнению работ по обслуживанию и текущему ремонту, обеспечивающих нормативные условия проживания граждан, и обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в указанных домах.
Круг обязанностей управляющей организации, определенный в договоре управления многоквартирным домом, не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющая организация выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению, ответчика надлежит обязать привести в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» инженерно-технологическое оборудование- циркуляционные насосы, установленные во внутридомовой системе теплоснабжения и находящиеся в подвальном помещении многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес>, для устранения в жилых помещениях шума от работы циркуляционных насосов, установив срок исполнения обязанности в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, которого будет достаточно для устранения допущенного нарушения благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах.
Учитывая, что истцы в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в размере, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, действующего в интересах физических лиц, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины, в размере 300 руб. (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иски государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району Службы Республики Коми стройжилтехнадзора и Управления Роспотребнадзора по Республике Коми удовлетворить.
Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» (ОГРН 1151101009509) в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» инженерно-технологическое оборудование- циркуляционные насосы, установленные во внутридомовой системе теплоснабжения и находящиеся в подвальном помещении многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес>, для устранения в жилых помещениях шума от работы циркуляционных насосов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Княжпогостский» в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Черникова
Решение в полном объеме составлено 19 февраля 2024 года.