УИД: 77RS0002-02-2023-018370-56
Дело № 2-2903/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года г.о. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе судьи Васильевой М.В., при секретарях Чатинян Е.В., с участием представителя истца Ехина А.М., представителя ответчика Попова А.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» об обязании реализовать мероприятия, предусмотренные паспортами транспортных средств,
установил:
Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, из содержания которого следует, что истцом по заданию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения транспортной безопасности на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что моторвагонный подвижной состав приписки моторвагонного депо «Железнодорожная» в рамках реализации требований в сфере транспортной безопасности имеет паспорта обеспечения транспортной безопасности. Моторвагонный подвижной состав указанных депо введен в эксплуатацию до 2020 года:
ЭД4М № - год ввода в эксплуатацию 2010;
ЭД4М № - год ввода в эксплуатацию 2010;
ЭД4М № - год ввода в эксплуатацию 2010;
ЭД4М № - год ввода в эксплуатацию 2010;
ЭД4М № - год ввода в эксплуатацию 2010.
Сроки реализации указанных паспортов обеспечения транспортной безопасности истекли, однако, данные паспорта не реализованы. Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4 паспортов транспортной безопасности указанных транспортных средств, предусматривается оснащение группы транспортных средств следующими средствами обеспечения транспортной безопасности: средства видеонаблюдения в кабине группы транспортных средств и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средства видеонаблюдения в пассажирском салоне группы транспортных средств, переходных тамбурах и технических помещениях; средства обработки и накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных. Таким образом, требования законодательства в сфере транспортной безопасности относительно моторвагонного подвижного состава Московской дирекции моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД» нарушены. Сложившая ситуация затрагивает интересы неопределенного круга лиц: пассажиров железнодорожного транспорта, поскольку нарушается их право на удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров железнодорожным транспортом.
Просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортами транспортных средств ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, а именно, оснастить указанные транспортные средства средствами видеонаблюдения в кабине группы транспортных средств и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне группы транспортных средств, переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки и накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Попов А.В. в судебном заседании пояснил, что ОАО «РЖД» не согласно с исковыми требованиями, поскольку оборудовать вагоны системами видеонаблюдения возможно только при проведении капитального ремонта КР-2, который осуществляется заводом-изготовителем. Направление подвижного состава на завод с нарушением производственного цикла или для проведения только модернизации по установке видеонаблюдения, повлечет возникновение риска образования дефицита эксплуатируемого парка и нарушения графика движения поездов, в связи с чем, возможно невыполнение заявки компании-перевозчика, недополучение прибыли компании ОАО «РЖД», а также ухудшение качества предоставляемых услуг. Кроме того, пояснил, что в составе ЭД4М № и ЭД4м № видеокамеры установлены, требования истца исполнены. Просил в иске отказать. В случае удовлетворения исковых требований, полагал установить срок для исполнения решения суда в течение 24 месяцев.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности").
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", основными задачами транспортной безопасности являются разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Пунктом 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что юридические лица обеспечивают выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления определенных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности транспортного средства возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2020 года № 1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта (Требования).
Согласно пп. 6 п. 6 Требований, субъект транспортной инфраструктуры должен оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиями ст. 12.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и обеспечивающими реализацию положений настоящего документа.
В соответствии с пп. 1 п. 10 Требований, субъект транспортной инфраструктуры должен оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Судом установлено, что Восточной транспортной прокуратурой по заданию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения транспортной безопасности поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что моторвагонные подвижные составы приписки моторвагонного депо «Железнодорожная», ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, введенные в эксплуатацию до 2020 года, имеют паспорта обеспечения транспортной безопасности, утвержденные ведущим инженером по ТБ Московской дирекции моторвагонного подвижного состава в январе 2022 года.
Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4 паспортов транспортной безопасности, в указанных транспортных средствах предусматривается оснащение группы транспортных средств следующими средствами обеспечения транспортной безопасности: средства видеонаблюдения в кабине группы транспортных средств и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средства видеонаблюдения в пассажирском салоне группы транспортных средств, переходных тамбурах и технических помещениях; средства обработки и накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Также паспортами данных транспортных средств установлено, что оснащение транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе системами видеонаблюдения, возлагается на ОАО "РЖД".
При этом в настоящее время мероприятия по оснащению транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, приведенные в пп. 6 п. 6 и п. 10 Требований, в пяти электропоездах ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М № моторвагонного депо «Железнодорожная» не реализованы.
Таким образом, в ходе проверки выявлено, что положения Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" в лице моторвагонного депо «Железнодорожная» не исполняются.
19.06.2023 года Восточной транспортной прокуратурой в адрес ОАО "РЖД" вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере транспортной безопасности №.
В процессе рассмотрения дела ответчиком были представлены документы, не оспоренные истцом, согласно которым по состоянию на 06.08.2024 года подвижные составы серии ЭД4М № и ЭД4М № оборудованы средствами видеонаблюдения, обработки, накопления и хранения видеоинформации.
При этом, пассажирские вагоны ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М № до настоящего времени не оснащены средствами видеонаблюдения в кабине группы транспортных средств и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных, что не оспаривалось представителем ответчика.
Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела.
Вопреки положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не было представлено доказательств, опровергающих доводы истца и представленные им доказательства. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком суду не представлено.
Довод представителя ответчика о том, что установка технических средств видеонаблюдения будет возможна только при проведении капитального ремонта КР-2, суд находит несостоятельным, поскольку исполнение требования по обеспечению транспортной безопасности является обязательным, установка технических средств видеонаблюдения не может быть поставлена в зависимость от решения собственника о проведении либо непроведении капитального ремонта его имущества и их сроков.
Тем более, что срок капитального ремонта по подвижному составу ЭД4М № был определен ответчиком в июле 2024 года, однако до настоящего времени ответчик к ремонту данного подвижного состава не приступил, тем самым самостоятельно без объективных причин нарушил установленные самим же сроки.
Довод представителя ответчика о невозможности одномоментного выполнения всех требований транспортной безопасности в отношении находящихся на балансе ОАО "РЖД" транспортных средств, суд также находит несостоятельным, поскольку ответчиком не представлено доказательств невозможности последовательного исполнения требований Федерального закона "О транспортной безопасности", а также Постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 года № 1653. По смыслу предписаний, содержащихся в указанных нормативно-правовых актах, обеспечение безопасности транспортного средства является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности, в связи с чем, обстоятельства финансового состояния субъекта транспортной инфраструктуры не освобождают его от выполнения необходимых требований.
На основании вышеизложенного, исковые требования Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в части в отношении поездов ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, как законные и обоснованные.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в отношении поездов ЭД4М №, ЭД4М №, поскольку в указанной части ответчиком требования истца исполнены.
При этом, с учетом проводимой уполномоченными государственными органами работы по изменению нормативно-правового регулирования, принятия ОАО "РЖД" всех возможных мер по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности на постоянной основе, сложности, длительности, стоимости выполнения и трудозатратности работ по оснащению пассажирских вагонов средствами видеонаблюдения, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации, суд считает возможным, в порядке ч.2 ст. 206 ГПК РФ, установить ответчику срок для исполнения требований прокуратуры – не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» об обязании реализовать мероприятия, предусмотренные паспортами транспортных средств – удовлетворить частично.
Обязать ОАО «РЖД» реализовать мероприятия, предусмотренные паспортами транспортных средств: ЭД4М №, ЭД4М №, ЭД4М №, а именно: оснастить указанные транспортные средства средствами видеонаблюдения в кабине группы транспортных средств и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства [локомотива]; средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне группы транспортных средств, переходных тамбурах и технических помещениях, средствами обработки и накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Указанные мероприятия подлежат реализации в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В иске Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» об обязании реализовать мероприятия, предусмотренные паспортами транспортных средств ЭД4М № и ЭД4М № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Судья М.В. Васильева
Решение в окончательной форме
изготовлено 23 августа 2024 года