Судья: Пономарёва В.В. | дело № 33-2252/2024 (33-45413/2023;)УИД 50RS0001-01-2023-007874-21 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 15 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Петруниной М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амелиной Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 9 октября 2023 года,
Заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания.
В обоснование иска указал, что истец с членами семьи зарегистрирован по месту дислокации воинской части. Фактически истец с семьей проживает в служебной квартире на основании договора найма по адресу: <данные изъяты>.
Истец имеет статус ветерана боевых действий.
В августе 2023 года истец обратился в Министерство социального развития Московской области о предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», по месту фактического жительства.
Решением Министерства социального развития Московской области от 11 августа 2023 года истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки.
Истец просил суд признать за собой право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания, обязать ответчика предоставить истцу меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» по месту его фактического жительства с момента прекращения выплат с августа 2023 года.
Решением суда исковые требования ФИО удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца и ответчика, учитывая их надлежащее уведомление о месте, дне и времени рассмотрения дела и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статьям 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, что в августе 2023 года истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлениями о назначении компенсационных выплат как ветерану боевых действий, в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Решением Министерства социального развития Московской области <данные изъяты> от 11 августа 2023 года истцу было отказано в назначении ежемесячной компенсации платы за занимаемое жилое помещение в связи с тем, что адрес регистрации по месту жительства не соответствует адресу фактического проживания и или оплаты жилищно-коммунальных услуг (л.д.15).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, истец, являясь ветераном боевых действий, имеет место жительства в Московской области, в связи с чем, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление государственной услуги, связанной с получением ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10).
В соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19, 21 закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с пунктом 20 Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.
Как следует из пункта 21 Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Из материалов дела усматривается, что ФИО по настоящее время проходит военную службу по контракту.
ФИО с членами семьи зарегистрированы по месту дислокации воинской части по адресу: <данные изъяты> (л.д.7-8, 14).
На основании договора найма специализированного жилого помещения <данные изъяты> от 24 марта 2022 года истец с членами семьи, проживают в служебной квартире по адресу: <данные изъяты>; истец несет расходы по оплате жилого помещения, что подтверждается представленными квитанциями (л.д.25-26, 18-20).
Истец имеет статус ветерана боевых действий, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> № <данные изъяты>, выданным Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (л.д.13).
Кроме того, как указал суд первой инстанции, истец и его супруга не обращались за подобными мерами социальной поддержки по адресу: <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно статье 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 октября 2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Принимая во внимание приведенные выше положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской - Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», истец не может быть лишен предоставленного ему положениями Федерального закона «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, только по причине отсутствия постоянной регистрации по месту фактического проживания.
Учитывая, что истец и члены его семьи фактически проживают по адресу: <данные изъяты>, на основании, договора пользования служебным жилым помещением <данные изъяты> от 24 марта 2022 года, является ветераном боевых действий, в связи с чем, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, с получением ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оплачиваемых за жилое помещение по адресу: <данные изъяты>.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 9 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.01.2024 года