Решение по делу № 33-3-8716/2022 от 18.08.2022

Судья Никитенко Т.Н. дело № 33-3-8716/2022,

№ 2-1792/2022,

УИД 26RS0002-01-2022-002134-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

04 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Трушкина Ю.А.,

судей

Селюковой З.Н., Быстрова О.В.,

с участием секретаря

Вяхиревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – Зафировой А.Б. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 мая 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Терентьевой Ю. С. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Селюковой З.Н.,

установила:

Терентьева Ю.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Ставрополя, мотивируя свои требования тем, что она является членом СНТ «Станкостроитель-3» (ранее ДСНТ «Станкостроитель-3») и пользователем земельного участка № … в СНТ «Станкостроитель-3» на основании решения общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3» от 14 июня 2020 года, что было также подтверждено впоследствии решением общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3» от 15 января 2021 года (протокол № 1). Истец открыто владеет и пользуется выделенным ей земельным участком как своим собственным, использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает членские и целевые взносы и иные платежи в товарищество, задолженности по их уплате не имеет, обрабатывает землю, выращивает культурные растения и деревья, несет бремя содержания указанного земельного участка.

14 июня 2020 года состоялось общее собрание членов СНТ «Станкостроитель-3», на котором в повестку дня среди прочих был включен вопрос о принятии истца Терентьевой Ю.С. в члены товарищества. По результатам голосования решением общего собрания было постановлено принять пользователя закрепленного за ней земельного участка № … Терентьеву Ю.С. в члены СНТ «Станкостроитель-3».

Согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садовыми участками, площадь – … кв.м., кадастровый номер …, зарегистрированные права на указанный объект недвижимости отсутствуют. В 2020 году истцом было принято решение привести имеющиеся у нее документы на земельный участок, который был распределен ей, как члену товарищества, в соответствие с действующим законодательством, а также реализовать свое право оформления в собственность данного земельного участка. Терентьева Ю.С. неоднократно пыталась оформить право собственности на предоставленный ей земельный участок, в связи с чем обращалась в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги на предоставление в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: г. Ставрополь, СТ «Станкостроитель-3» № …, однако, получала отказы. В качестве оснований для отказа КУМИ г. Ставрополя ссылался на представление документов не в полном объеме. Также в уведомлениях сообщалось, что при анализе представленных истцом документов выявлены противоречивые сведения в отношении даты проведения общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3», которым принято решение о принятии истца в члены товарищества и распределении ей испрашиваемого земельного участка, а также противоречивые сведения относительно адреса испрашиваемого земельного участка. Помимо этого комитет ссылается на имеющуюся информацию о том, что земельный участок № … в СНТ «Станкостроитель-3» распределен иному лицу.

Кроме того комитетом указывалось, что выписка из протокола общего собрания, приложенная к заявлению истца, не может являться основанием для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Дополнительно было сообщено, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе администрации г. Ставрополя, испрашиваемый земельный участок полностью располагается в водоохранной зоне реки Мамайка, а также прибрежной защитной полосе реки Мамайка.

Учитывая изложенное, истец просила суд признать право собственности на земельный участок, с кадастровым номером …, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садовыми участками, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, СТ «Станкостроитель-3».

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 мая 2022 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – Зафирова А.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов указывает, что в документах архива комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя имеются сведения о распределении спорного участка иному лицу. В архиве также имеются противоречивые данные относительно даты проведения общего собрания, в результате которых истцу был передан земельный участок, также относительно адреса испрашиваемого земельного участка. Также указывает на отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории СНТ «Станкостроитель-3», проекта межевания, сведений об уточнении границ данной территории. Кроме того, суд невправе был подменять орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться собственностью муниципалитета. Просит обжалованное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Терентьевой Ю.С. – Малярчук И.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителя истца Терентьевой Ю.С. – Малярчук И.Д., просившую обжалуемое решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких нарушений судом первой инстанции не было допущено.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 3, 4 указанной статьи земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Положениями части 1 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 марта 2031 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 указанной статьи предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя, к которому прилагаются:

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения (независимо от даты вступления в его члены).

Кроме того, с 1 марта 2015 года условиями для бесплатной передачи садоводу земельного участка является его образование из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению и распределение образованных или образуемых земельных участков между членами некоммерческого объединения согласно проекта межевания территории на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Таким образом, действующее до 01 марта 2015 года и с 01 марта 2015 года законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.

Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия, в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы, установили, что истец является членом СНТ «Станкостроитель-3» (ранее ДСНТ «Станкостроитель-3») и пользователем земельного участка № … в СНТ «Станкостроитель-3» на основании решения общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3» от 14 июня 2020 года.

Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 19 марта 2021 года №08/16-2075с истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в законную силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация», утвержденного приказом заместителя главы администрации г. Ставрополя от 02 ноября 2020 года №5-П, основанием для отказа в предоставлении услуги является предоставление документов не в полном объеме.

Согласно выписке №1 от 13 февраля 2021 года из протокола общего собрания №1 от 14 июня 2020 года Терентьевой Ю.С. был выделен земельный участок №… из СНТ «Станкостроитель-3».

Указанная выписка, как и протокол общего собрания от 14 июня 2020 года в установленном законом порядке никем не были оспорены и не были отменены.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 19 марта 2022 года, земельный участок с кадастровым номером … имеет площадь … кв.м., имеет адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, садоводческое товарищество "Станкостроитель-3". Кадастровый номер присвоен 22 июля 2015 года, правопритязания отсутствуют. Вид разрешенного использования – под садовыми участками. Сведения об объекте недвижимости имеют статус – «временные». Указано, что земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права. Имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 26.12.2.136 Приказ №480 от 23 декабря 2014 года. При этом, на кадастровый учет участок был поставлен без порядкового номера. Однако, по фактическому пользованию и согласно проекта застройки территории ДСНТ «Станкостроитель-3» данный участок имеет адрес: садоводческое товарищество "Станкостроитель-3" №.. .

Согласно сообщению руководителя архивного отдела управления делопроизводства и архива администрации г. Ставрополя Е.Ю. Зайцевой от 01 марта 2021 года №737 в базе данных архивного фонда «Администрация города Ставрополя» за 1991-2014 годы и документах архивного фонда «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Ставрополя», в поступивших на хранение книгах регистрация свидетельств на право собственности на землю (садово-огороднические участки) за 1992-1999 годы, не имеется сведений об издании постановлений главы (главы администрации) города Ставрополя, о выдаче свидетельства в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, СТ «Станкостроитель-3», №...

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 18 марта 2022 года, СНТ «Станкостроитель-3» образовано и зарегистрировано исполкомом народных депутатов Ставропольского края 07 октября 1992 года, регистрационный номер 1599, то есть до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из наличия законных оснований, установленных действующим гражданским и земельным законодательством для передачи спорного земельного участка истцу, не усмотрев какие-либо ограничения и/или обременения в его использовании истцом, в связи с чем, пришел к выводу о том, что заявленные требования Терентьевой Ю.С. являются обоснованными.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его соответствующим фактическим обстоятельства дела и требованиям действующего законодательства.

Судом первой инстанции с достоверностью было установлено, что истец Терентьева Ю.С. является членом садового товарищества «Станкостроитель-3», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; на законных основаниях пользуется спорным участком, расположенным на территории СТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства.

Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиками, что истец открыто владеет и пользуется выделенным ей земельным участком как своим собственным, использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, спорный земельный участок входит в границы СТ «Станкостроитель-3», что подтверждается проектом застройки территории ДСНТ «Станкостроитель-3».

В условиях состязательности процесса и равноправия сторон ответчиками каких-либо доказательств того, что садовый участок № … находится за пределами территории СТ «Станкостроитель-3» в г. Ставрополе, а также опровергающих то, что Терентьева Ю.С. является членом СТ «Станкостроитель-3» и ей предоставлен земельный участок в границах садоводческого товарищества, не представлены.

В силу прямого указания закона, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию используемого им на законных основаниях земельного участка, входящего в территорию садоводческого объединения, образованного до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что по данным архивного фонда комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя имеются сведения о предоставлении спорного участка иному лицу, опровергаются сведениями из ЕГРП на недвижимое имущество, а также вышеуказанным сообщением руководителя архивного отдела управления делопроизводства и архива администрации г. Ставрополя Е.Ю. Зайцевой от 01 марта 2021 года №737.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в архиве комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя также имеются противоречивые данные относительно адреса испрашиваемого земельного участка, являются необоснованным.

По общему правилу, земельный участок считается поставленным на кадастровый учет не с момента внесения в ЕГРН (ГКН) сведений о границах земельного участка или применительно к земельным участкам, поименованным в пункте 2 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведений о государственной регистрации права на земельный участок, а с момента присвоения кадастрового номера.

Положения же пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" предусматривают определение принадлежности земельного участка к определенной категории земель как в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, так и в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, и применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.

Если земельный участок из земель населенных пунктов поставлен на кадастровый учет до 1 января 2016 г., основания полагать о безусловном приоритете сведений из информационной системы администрации г. Ставрополя над сведениями ЕГРН отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии проекта межевания спорного земельного участка, сведений об уточнении границ данной территории, судебная коллегия также не может принять во внимание.

Постановлением администрации г. Ставрополя от 03 июня 2014 года №1922 утверждены уточненные границы территории дачного садоводческого некоммерческого товарищества «Станкостроитель-3» в Ленинском районе города Ставрополя и считать ее площадью … кв.м. Дачному садоводческому некоммерческому товариществу «Станкостроитель-3» был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером …, площадью … кв.м, для ведения садоводства (земельный участок общего пользования) дачного садоводческого некоммерческого товарищества «Станкостроитель-3» в Ленинском районе города Ставрополя, категория земель - земли населенных пунктов. Дачному садоводческому некоммерческому товариществу «Станкостроитель-3» постановлено осуществить государственную регистрацию права на земельный участок в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам возникновения при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими, дачными некоммерческими объединениями за 2010 - 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2014 г., указано, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность гражданина, в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", необходимо, наличие трех обстоятельств:

1) испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

2) данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", т.е. до 23 апреля 1998 г.;

3) гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Вышеприведенные нормы закона не ставят вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества.

В рассматриваемом случае, истец имеет в пользовании участок, площадью … кв. м, участок этой же площадью индивидуализирован и поставлен на кадастровый учет, каких либо претензий со стороны СТ «Станкостроитель-3» и членов этого товарищества к истцу не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд подменил собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность, также не влекут отмену решения ввиду того, что основаны на ошибочном толковании закона.

В силу прямого указания закона, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию используемого им на законных основаниях земельного участка, входящего в территорию садоводческого объединения, образованного до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок полностью располагается в водоохранной зоне реки Мамайка, а также прибрежной защитной полосе реки Мамайка, что также препятствует предоставлению его в собственность, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, что отражено в обжалуемом решении.

По смыслу статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Ответчик вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Между тем, пункт 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации допускает ограничение предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд в соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).

Согласно пункту 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.

Судебная коллегия полагает, что отказ истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка является необоснованным, поскольку каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.

Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств

Решение постановлено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – Зафировой А.Б. без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Никитенко Т.Н. дело № 33-3-8716/2022,

№ 2-1792/2022,

УИД 26RS0002-01-2022-002134-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

04 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Трушкина Ю.А.,

судей

Селюковой З.Н., Быстрова О.В.,

с участием секретаря

Вяхиревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – Зафировой А.Б. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 мая 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Терентьевой Ю. С. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Селюковой З.Н.,

установила:

Терентьева Ю.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Ставрополя, мотивируя свои требования тем, что она является членом СНТ «Станкостроитель-3» (ранее ДСНТ «Станкостроитель-3») и пользователем земельного участка № … в СНТ «Станкостроитель-3» на основании решения общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3» от 14 июня 2020 года, что было также подтверждено впоследствии решением общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3» от 15 января 2021 года (протокол № 1). Истец открыто владеет и пользуется выделенным ей земельным участком как своим собственным, использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает членские и целевые взносы и иные платежи в товарищество, задолженности по их уплате не имеет, обрабатывает землю, выращивает культурные растения и деревья, несет бремя содержания указанного земельного участка.

14 июня 2020 года состоялось общее собрание членов СНТ «Станкостроитель-3», на котором в повестку дня среди прочих был включен вопрос о принятии истца Терентьевой Ю.С. в члены товарищества. По результатам голосования решением общего собрания было постановлено принять пользователя закрепленного за ней земельного участка № … Терентьеву Ю.С. в члены СНТ «Станкостроитель-3».

Согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садовыми участками, площадь – … кв.м., кадастровый номер …, зарегистрированные права на указанный объект недвижимости отсутствуют. В 2020 году истцом было принято решение привести имеющиеся у нее документы на земельный участок, который был распределен ей, как члену товарищества, в соответствие с действующим законодательством, а также реализовать свое право оформления в собственность данного земельного участка. Терентьева Ю.С. неоднократно пыталась оформить право собственности на предоставленный ей земельный участок, в связи с чем обращалась в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги на предоставление в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: г. Ставрополь, СТ «Станкостроитель-3» № …, однако, получала отказы. В качестве оснований для отказа КУМИ г. Ставрополя ссылался на представление документов не в полном объеме. Также в уведомлениях сообщалось, что при анализе представленных истцом документов выявлены противоречивые сведения в отношении даты проведения общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3», которым принято решение о принятии истца в члены товарищества и распределении ей испрашиваемого земельного участка, а также противоречивые сведения относительно адреса испрашиваемого земельного участка. Помимо этого комитет ссылается на имеющуюся информацию о том, что земельный участок № … в СНТ «Станкостроитель-3» распределен иному лицу.

Кроме того комитетом указывалось, что выписка из протокола общего собрания, приложенная к заявлению истца, не может являться основанием для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Дополнительно было сообщено, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе администрации г. Ставрополя, испрашиваемый земельный участок полностью располагается в водоохранной зоне реки Мамайка, а также прибрежной защитной полосе реки Мамайка.

Учитывая изложенное, истец просила суд признать право собственности на земельный участок, с кадастровым номером …, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садовыми участками, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, СТ «Станкостроитель-3».

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 мая 2022 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – Зафирова А.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов указывает, что в документах архива комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя имеются сведения о распределении спорного участка иному лицу. В архиве также имеются противоречивые данные относительно даты проведения общего собрания, в результате которых истцу был передан земельный участок, также относительно адреса испрашиваемого земельного участка. Также указывает на отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории СНТ «Станкостроитель-3», проекта межевания, сведений об уточнении границ данной территории. Кроме того, суд невправе был подменять орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться собственностью муниципалитета. Просит обжалованное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Терентьевой Ю.С. – Малярчук И.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителя истца Терентьевой Ю.С. – Малярчук И.Д., просившую обжалуемое решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких нарушений судом первой инстанции не было допущено.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 3, 4 указанной статьи земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Положениями части 1 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 марта 2031 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 указанной статьи предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя, к которому прилагаются:

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения (независимо от даты вступления в его члены).

Кроме того, с 1 марта 2015 года условиями для бесплатной передачи садоводу земельного участка является его образование из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению и распределение образованных или образуемых земельных участков между членами некоммерческого объединения согласно проекта межевания территории на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Таким образом, действующее до 01 марта 2015 года и с 01 марта 2015 года законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.

Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия, в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы, установили, что истец является членом СНТ «Станкостроитель-3» (ранее ДСНТ «Станкостроитель-3») и пользователем земельного участка № … в СНТ «Станкостроитель-3» на основании решения общего собрания членов СНТ «Станкостроитель-3» от 14 июня 2020 года.

Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 19 марта 2021 года №08/16-2075с истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в законную силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация», утвержденного приказом заместителя главы администрации г. Ставрополя от 02 ноября 2020 года №5-П, основанием для отказа в предоставлении услуги является предоставление документов не в полном объеме.

Согласно выписке №1 от 13 февраля 2021 года из протокола общего собрания №1 от 14 июня 2020 года Терентьевой Ю.С. был выделен земельный участок №… из СНТ «Станкостроитель-3».

Указанная выписка, как и протокол общего собрания от 14 июня 2020 года в установленном законом порядке никем не были оспорены и не были отменены.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 19 марта 2022 года, земельный участок с кадастровым номером … имеет площадь … кв.м., имеет адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, садоводческое товарищество "Станкостроитель-3". Кадастровый номер присвоен 22 июля 2015 года, правопритязания отсутствуют. Вид разрешенного использования – под садовыми участками. Сведения об объекте недвижимости имеют статус – «временные». Указано, что земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права. Имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 26.12.2.136 Приказ №480 от 23 декабря 2014 года. При этом, на кадастровый учет участок был поставлен без порядкового номера. Однако, по фактическому пользованию и согласно проекта застройки территории ДСНТ «Станкостроитель-3» данный участок имеет адрес: садоводческое товарищество "Станкостроитель-3" №.. .

Согласно сообщению руководителя архивного отдела управления делопроизводства и архива администрации г. Ставрополя Е.Ю. Зайцевой от 01 марта 2021 года №737 в базе данных архивного фонда «Администрация города Ставрополя» за 1991-2014 годы и документах архивного фонда «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Ставрополя», в поступивших на хранение книгах регистрация свидетельств на право собственности на землю (садово-огороднические участки) за 1992-1999 годы, не имеется сведений об издании постановлений главы (главы администрации) города Ставрополя, о выдаче свидетельства в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, СТ «Станкостроитель-3», №...

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 18 марта 2022 года, СНТ «Станкостроитель-3» образовано и зарегистрировано исполкомом народных депутатов Ставропольского края 07 октября 1992 года, регистрационный номер 1599, то есть до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из наличия законных оснований, установленных действующим гражданским и земельным законодательством для передачи спорного земельного участка истцу, не усмотрев какие-либо ограничения и/или обременения в его использовании истцом, в связи с чем, пришел к выводу о том, что заявленные требования Терентьевой Ю.С. являются обоснованными.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его соответствующим фактическим обстоятельства дела и требованиям действующего законодательства.

Судом первой инстанции с достоверностью было установлено, что истец Терентьева Ю.С. является членом садового товарищества «Станкостроитель-3», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; на законных основаниях пользуется спорным участком, расположенным на территории СТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства.

Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиками, что истец открыто владеет и пользуется выделенным ей земельным участком как своим собственным, использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, спорный земельный участок входит в границы СТ «Станкостроитель-3», что подтверждается проектом застройки территории ДСНТ «Станкостроитель-3».

В условиях состязательности процесса и равноправия сторон ответчиками каких-либо доказательств того, что садовый участок № … находится за пределами территории СТ «Станкостроитель-3» в г. Ставрополе, а также опровергающих то, что Терентьева Ю.С. является членом СТ «Станкостроитель-3» и ей предоставлен земельный участок в границах садоводческого товарищества, не представлены.

В силу прямого указания закона, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию используемого им на законных основаниях земельного участка, входящего в территорию садоводческого объединения, образованного до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что по данным архивного фонда комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя имеются сведения о предоставлении спорного участка иному лицу, опровергаются сведениями из ЕГРП на недвижимое имущество, а также вышеуказанным сообщением руководителя архивного отдела управления делопроизводства и архива администрации г. Ставрополя Е.Ю. Зайцевой от 01 марта 2021 года №737.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в архиве комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя также имеются противоречивые данные относительно адреса испрашиваемого земельного участка, являются необоснованным.

По общему правилу, земельный участок считается поставленным на кадастровый учет не с момента внесения в ЕГРН (ГКН) сведений о границах земельного участка или применительно к земельным участкам, поименованным в пункте 2 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведений о государственной регистрации права на земельный участок, а с момента присвоения кадастрового номера.

Положения же пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" предусматривают определение принадлежности земельного участка к определенной категории земель как в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, так и в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, и применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.

Если земельный участок из земель населенных пунктов поставлен на кадастровый учет до 1 января 2016 г., основания полагать о безусловном приоритете сведений из информационной системы администрации г. Ставрополя над сведениями ЕГРН отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии проекта межевания спорного земельного участка, сведений об уточнении границ данной территории, судебная коллегия также не может принять во внимание.

Постановлением администрации г. Ставрополя от 03 июня 2014 года №1922 утверждены уточненные границы территории дачного садоводческого некоммерческого товарищества «Станкостроитель-3» в Ленинском районе города Ставрополя и считать ее площадью … кв.м. Дачному садоводческому некоммерческому товариществу «Станкостроитель-3» был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером …, площадью … кв.м, для ведения садоводства (земельный участок общего пользования) дачного садоводческого некоммерческого товарищества «Станкостроитель-3» в Ленинском районе города Ставрополя, категория земель - земли населенных пунктов. Дачному садоводческому некоммерческому товариществу «Станкостроитель-3» постановлено осуществить государственную регистрацию права на земельный участок в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам возникновения при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими, дачными некоммерческими объединениями за 2010 - 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2014 г., указано, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность гражданина, в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", необходимо, наличие трех обстоятельств:

1) испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

2) данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", т.е. до 23 апреля 1998 г.;

3) гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Вышеприведенные нормы закона не ставят вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества.

В рассматриваемом случае, истец имеет в пользовании участок, площадью … кв. м, участок этой же площадью индивидуализирован и поставлен на кадастровый учет, каких либо претензий со стороны СТ «Станкостроитель-3» и членов этого товарищества к истцу не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд подменил собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность, также не влекут отмену решения ввиду того, что основаны на ошибочном толковании закона.

В силу прямого указания закона, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию используемого им на законных основаниях земельного участка, входящего в территорию садоводческого объединения, образованного до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок полностью располагается в водоохранной зоне реки Мамайка, а также прибрежной защитной полосе реки Мамайка, что также препятствует предоставлению его в собственность, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, что отражено в обжалуемом решении.

По смыслу статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Ответчик вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Между тем, пункт 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации допускает ограничение предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд в соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).

Согласно пункту 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.

Судебная коллегия полагает, что отказ истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка является необоснованным, поскольку каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.

Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств

Решение постановлено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – Зафировой А.Б. без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-8716/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Терентьева Юлия Сергеевна
Ответчики
Администрация города Ставрополя
Другие
ТСЖ "Станкостроитель-3"
КУМИ г. Ставрополя
Малярчук Ирина Дмитриевна
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Селюкова Злата Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
18.08.2022Передача дела судье
04.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2022Передано в экспедицию
04.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее