судья Цэдашиев Б.Г.
дело № 33-3040 поступило <...> г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2012 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Куницыной Т.Н.,
судейколлегии Раднаевой Т.Н., Эрхетуевой О.М.
при секретаре Бадмажаповой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Фархулиной Р.Ф. к Администрации МО «Северо-Байкальский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о включении в единый сводный список на предоставление жилищной субсидии по дате подаче заявления в <...> году поапелляционной жалобе Администрации МО «Северо-Байкальский район» на решение Северобайкальского городского суда РБ от 30 августа 2012 г., которым исковые требования Фархулиной Розы Фахытовны удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения Фархулиной Р.Ф., представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Меркушевой Н.Ю., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Фархулина обратилась в суд с иском к Администрации МО «Северо-Байкальский район» и Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о включении в единый сводный список на предоставление жилищной субсидии по дате подаче заявления в <...> году.
Исковые требования мотивированы тем, что в марте <...> г. органом местного самоуправления ей необоснованно отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом с местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Полагает, что данное право возникло у нее на основании ст. 1, 2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которыми жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
В судебном заседании Фархулина поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что в <...> г. ей стало известно, что она была постановлена на учет только с момента выхода ее на пенсию в <...> г. под № <...>, однако данное обстоятельство не соответствует действительности, поскольку ее обращение имело место в <...> г. В <...> г. она с заявлением о постановке её на учет не обращалась, никаких документов не предоставляла.
Представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» Груздев в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В материалах дела имеется заявление о признании им исковых требований.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия также не явился в судебное заседание. В отзыве представитель ответчика Меркушева с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения Фархулиной в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с <...> г. Истица состоит в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с <...> г. Эти сведения были указаны органом местного самоуправления, осуществляющим учет граждан, претендующих на получение жилищной субсидии. Полагала, что Фархулиной пропущен срок обжалования отказа Администрации МО «Северобайкальский район» в постановке на учет.
Районный суд исковые требования Фархулиной удовлетворил, обязав Администрации МО «Северо-Байкальский район» включить её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера по дате подачи заявления в <...> г.
В апелляционной жалобе глава Администрации МО «Северо-Байкальский район» Пухарев просит отменить решение суда, ссылаясь на то обстоятельство, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ввиду отсутствия соответствующего закона Республики Бурятия или иного нормативного акта, в соответствии с которым государственные органы субъекта делегируют указанные полномочия органам местного самоуправления. Кроме того, полагает, что суд, возложив обязанность по включению Фархулиной в список, не возложил корреспондирующую обязанность на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, которое ведет сводный список и утверждает его.
В заседание судебной коллегии представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» не явился. Принимая во внимание надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Фархулина просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Меркушева не согласилась с доводами апелляционной жалобы, пояснив, что сводный список составляется по сведениям, представленным Администрациями муниципальных образований. Если Администрацией МО «Северо-Байкальский район» Министерству будут представлены в отношении Фархулиной сведения в соответствии с решением суда, в сводный список будут внесены соответствующие изменения.
Выслушав указанных лиц, проверив в интересах законности решение суда в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Администрации МО «Северо-Байкальский район» в постановке истице на учет в <...> г.
Судебная коллегия считает, что данный вывод судом постановлен в соответствии с нормами материального права и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Как следует из материалов дела, Фархулина проживала на территории <...> района с <...> г. На момент обращения в орган местного самоуправлениия в марте <...> г. право на получение безвозмездной субсидии у Фархулиной возникло на основании «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937, и Федерального закона от 17 августа 1996 г. «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 г.».
Принимая во внимание наличие всех необходимых условий для включения Фархулиной в список на предоставление жилищной субсидии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа органа местного самоуправления, в соответствии с которым истица своевременно не была включена в указанный список.
Суд обоснованно возложил обязанность о включении Фархулиной в список на Администрацию МО «Северо-Байкальский район».
Довод жалобы о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подлежит отклонению.
Судом установлено, что Фархулина в сводный список с датой подачи заявления <...> г. включена на основании сведений, поступивших из Администрации муниципального образования. До настоящего времени такой порядок учета граждан сохранен, и учетные дела, содержащие все документы, подтверждающие наличие оснований для постановки граждан на учет, ведутся органом местного самоуправления.
Вместе с тем судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 Постановления от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, в связи с чем в ней должно быть четко и понятно сформулировано: что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу обязан предпринять; за какой из сторон признано оспариваемое право.
В нарушение названных положений суд первой инстанции, указав в резолютивной части обязанность ответчика включить Фархулину в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом с местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с <...> г., не определил конкретную дату постановки истицы на учет, что может явиться препятствием к восстановлению нарушенного права, за защитой которого истица обратилась в суд.
В материалах дела содержится письмо главы Администрации п. Новый Уоян от <...> г., в соответствии с которым Фархулиной было отказано в постановке на учет и было рекомендовано встать на очередь на получение жилья по месту работы в АО «Нижнеангарсктранстрой». Указанное свидетельствует, что обращение Фархулиной имело место до <...> г.
Поскольку иных сведений истица не представила, судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность на Администрацию МО «Северо-Байкальский район» включить Фархулину в список с датой подачи заявления <...> г.
Кроме того, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод жалобы о возложении корреспондирующей обязанности на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по включению Фархулиной в сводный список.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 г. распределение средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по субъектам РФ осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством РФ, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Право гражданина на получение жилищной субсидии подтверждается государственным жилищным сертификатом, который выдается уполномоченным органом субъекта РФ, каковым является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
При таких обстоятельствах, когда факт постановки гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, на учет в Администрации муниципального образования не является достаточным для получения жилищного сертификата, суду надлежало возложить соответствующую обязанность на орган исполнительной власти субъекта РФ.
В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ предоставить Фархулиной жилищную субсидию (сертификат) для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 г. №212-ФЗ с учетом даты постановки её на учет <...> г.
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Северобайкальского городского суда РБ от 30 августа 2012 г. изменить.
Пункт 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: Обязать Администрацию МО «Северо-Байкальский район» включить Фархулину Р.Ф. в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом с местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по дате подачи заявления <...> г.
Дополнить решение пунктом 3: Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ предоставить Фархулиной Р.Ф. жилищную субсидию (сертификат) для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002г. №212-ФЗ с учетом даты постановки на учет <...> г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Куницына Т.Н.
Судьи Раднаева Т.Н.
Эрхетуева О.М.