Дело № 2-110/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кулунда                             17 мая 2017 года

    Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Балухина В.Н.,

при секретаре Музычко О.И.,

с участием помощника прокурора Кулундинского района Присяжных Т.Н.,

истца Бирюковой Т.Н.,

представителя третьего лица Комитета по образованию и делам молодежи администрации Кулундинского района Алтайского края Калининой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах Бирюковой Т.Н. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 5 «Искорка» Кулундинского района Алтайского края и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5» Кулундинского района Алтайского края о признании права на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением районного коэффициента 25 %, о признании действий ответчиков по начислению заработной платы с районным коэффициентом 20 % незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с начислением районного коэффициента 25 % и выплатить сумму перерасчета,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кулундинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Бирюковой Т.Н. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 5 «Искорка» Кулундинского района Алтайского края и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5» Кулундинского района Алтайского края о признании права на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями и с последующим начислением районного коэффициента 25 %, о признании действий ответчиков по начислению заработной платы с районным коэффициентом 20 % незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с начислением районного коэффициента 25 % и выплатить сумму перерасчета, указав, что в ходе проверки исполнения трудового законодательства выявлены нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в том, что заработная плата при полной отработанной норме рабочего времени выплачивается истцу ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и районного коэффициента, установленного Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", согласно которого на территории Кулундинского района определен размер районного коэффициента 1,25. Считает, что ежемесячная заработная плата истца без учета районного коэффициента не могла быть менее минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент подлежал начислению сверх указанной суммы. В результате недоначисления и невыплаты ответчиком в полном размере заработной платы нарушены трудовые права Бирюковой Т.Н.

В судебном заседании помощник прокурора Присяжных Т.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив требования, пояснила, что до настоящего момента, вынесенное судом /////// решение было исполнено, в связи с чем просит не взыскивать с ответчика сумму перерасчета, в виду того, что она была выплачена.

Истец Бирюкова Т.Н. в судебном заседании уточненные прокурором исковые требования поддержала.

Представители ответчика МБДОУ «Детский сад № 5 «Искорка», МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5» Кулундинского района Алтайского края, комитета по финансам, налоаговй и кредитной политики / Министерство финансов Алтайского края/, в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Комитета по образованию и делам молодежи администрации Кулундинского района Алтайского края Калинина М.М. не возражала против удовлетворения исковых требований.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

    МБДОУ детский сад № 5 «Искорка» Кулундинского района Алтайского края является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением.

Решением Кулундинского районного суда от /////// требования прокурора были удовлетворены полностью.

Определением Кулундинского районного суда от ///////г. было удовлетворено заявление МБДОУ «Детский сад № 5 «Искорка» о пересмотре решения по новым обстоятельствам, которым указанное выше решение от /////// было отменено.

Согласно ч. 3 ст. 397 ГПК РФ в случае отмены судебного постановления по новым обстоятельствам дело рассматривается судом по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

На момент возникновения спорных правоотношений Бирюкова Т.Н. состояла в трудовых отношениях с МБДОУ детский сад № 5 «Искорка», работая в нем в должности помощника воспитателя с ///////.

Согласно трудового договора от /////// №№№№, дополнительного соглашения к нему и расчета начисленной заработной платы, заработная плата истцу начислялась с /////// исходя из должностного оклада в размере 2079 выплаты стимулирующего характера - 3059 рублей, районный коэффициент 443 рубля, то есть при полностью отработанной истцом норме рабочего времени ее заработная плата с районным коэффициентом составляла 5554 рубля (л.д.13-17). При этом районный коэффициент применялся работодателем до доведения заработной платы истца до минимального размера оплаты труда, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Действующей в настоящее время ч.3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст.133 ТК РФ).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствие со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 г № 82-ФЗ (в ред. от 02.12.2013 г) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5554 рубля в месяц.

Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой истцом должности в 2014 году был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.

Вместе с тем из материалов дела следует, что размер ежемесячной заработной платы истца с учетом оклада по должности, начисленных надбавок, районного коэффициента, составляет минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в 2014 году, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, довод прокурора и истца о том, что районный коэффициент необходимо начислять сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу ст.133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

    Учитывая изложенное, исковые требования в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента на начисленную заработную плату удовлетворению не подлежат.

Ссылка прокурора в обоснование заявленных исковых требований на статьи 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, заслуживает внимания, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента (20%), что нарушает право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно ч.2 ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации, в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. было принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов повышен с 1,15 до 1,20.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Кулундинского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.1 и 2 ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст.148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, нормы указанного выше Постановления Правительства устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в Кулундинском районе Алтайского края, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению истцу заработной платы с районным коэффициентом 20%, являются незаконными и требования истца о начислении с августа 2014 года, заработной платы с начислением районного коэффициента в размере 25% являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Период, за который прокурор просит произвести перерасчет, соответствует требованиям ст. 392 ТК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Между МБОУ «Кулундинская СОШ № 5» и МБДОУ детский сад № 5 «Искорка» заключен договор на бухгалтерское обслуживание, согласно которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание, которое включает в себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности. На основании указанного договора начисление заработной платы работником детского сада осуществляет бухгалтер МБОУ «Кулундинская СОШ № 5».

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в начислении заработной платы не в полном объеме, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению частично с ответчика МБДОУ детский сад № 5 «Искорка».

При обращении в суд с иском государственная пошлина истцом не оплачивалась (п.п. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ), она была взыскана с ответчика в доход бюджета на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, и оплачена им /////// на основании решения от ///////, в связи с чем, повторному взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 5 «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░ ///////, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1,25.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-110/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Бирюкова Т.Н.
Прокурор Кулундинского района Носков Д.С.
прокурор Кулундинского района Роот А.П.
Ответчики
МБОУ "Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5"
МБОУ детский сад № 5 "Искорка"
Другие
Комитет по образованию администрации Кулундинского района
Министерство финансов Алтайского края
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политики администрации Алтайского края
Суд
Кулундинский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
kulundinsky.alt.sudrf.ru
23.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.03.2017Передача материалов судье
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2017Судебное заседание
17.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее