Дело № 5-293/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Сыктывкар 16 мая 2017 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе председательствующего судьи Арефьевой Т.Ю., при секретаре Казариновой Н.Б., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - Рябий А.Г., защитника Носенко Е.П., должностного лица – инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару Тагакова А.А.,
рассмотрев в отношении Рябий А.Г., **.**.** года рождения, уроженца г. ..., зарегистрированного по адресу: ..., фактически проживающего по адресу: ..., работающего в АО «...»,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ,
установил:
**.**.**. инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару Тагаковым А.А. составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, из которого следует, что **.**.** в ... по адресу: ... водитель Рябий А.Г., управляя автомобилем марки ..., в нарушение п. 2.1.1 ПДД РФ не выполнил законного требования сотрудника полиции о предоставлении и передаче документов на право управления транспортным средством, свидетельства о регистрации транспортного средства, страхового полиса ОСАГО, и отказывался предоставить установочные данные.
В судебном заседании Рябий А.Г. с протоколом об административном правонарушении не согласен и пояснил, что правил дорожного движения не нарушал, в связи с чем законности требований не увидел. Сотрудник полиции сослался на п. 20 ст. 13 Закона «О полиции», но в данной ситуации не было оснований для остановки и требования документов, т.к. это не стационарный пост ГАИ, на котором сотрудники проводят проверки в соответствии с Административным регламентом № 185. Документы у него были при себе, и он их предъявил впоследствии в дежурной части ОП №2.
Защитник Носенко Е.В. в судебном заседании считает необходимым производство по делу прекратить, т.к. имеются процессуальные нарушения при оформлении дела об административном правонарушении. Так, должностным лицом ГИБДД не было рассмотрено ходатайство Рябий А.Г. о предоставлении адвоката, чем нарушено его право на защиту. Протокол об административном задержании составлен с нарушениями ст. 27.3, 27.4 КоАП РФ, поскольку Рябий А.Г. не были разъяснены права и обязанности и ст. 51 Конституции РФ, задержание проводилось без понятых, отсутствует дата проведения личного досмотра.
Представитель административного органа – инспектор ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару Тагаков А.А. в судебном заседании пояснил, что находясь на службе с Ш.. они осуществляли контроль за дорожным движением, при этом останавливали транспортные средства с целью выявления лиц, находящихся в состоянии опьянения или без документов. Когда остановили Рябий А.Г., тот отказался предоставить документы, в связи с чем им был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Рябий А.Г. по ст. 19.3 ч. 1 КоАП РФ, которого пришлось доставить в ОП №2, где он предоставил все документы.
Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, выслушав свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 30 ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей предусмотрена ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 681-О, Федеральный закон «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации устанавливает, что водитель механического транспортного средства должен иметь при себе определенный комплект документов, в том числе - подтверждающий его право управления транспортным средством, и передавать его сотрудникам полиции для проверки, полномочия по проведению которой закреплены пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
Данное правовое регулирование, имеющее целью защиту прав и законных интересов как собственников транспортных средств, так и других лиц.
Из материалов дела следует, что **.**.**. в ... возле дома по адресу ... водитель Рябий А.Г. не выполнил законное требование сотрудника полиции предоставить для проверки документы, указанные в п. 2.1.1 ПДД РФ, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также воспрепятствовал исполнению им служебных обязанностей.
Факт совершения Рябий А.Г. правонарушения подтверждается собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, рапортом должностного лица ДПС ГИБДД УМВД по г. Сыктывкару, аудиозаписью с места правонарушения, сведениями о привлечении к административной ответственности, показаниями инспекторов ГИБДД Тагакова А.А. и Ш.., подтвердивших факт отказа Рябий А.Г. в предоставлении документов, а также показаниями Рябий А.Г., который фактически не оспаривает, что документы не предоставил, т.к. счел требования сотрудников незаконными.
При таких обстоятельствах, действия Рябий А.Г. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Доводы Рябий А.Г. о незаконности требований должностного лица ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару о предоставлении документов вне поста ГИБДД, суд находит не обоснованными и противоречащими положениям «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (далее – Административный регламент), которым предусмотрено исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) на постах, в том числе стационарных, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве. При осуществлении контроля за дорожным движением сотрудником принимаются меры к предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения. Место, время и способ осуществления контроля за дорожным движением сотрудниками Госавтоинспекции определяется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России (35, 42, 45 Административного регламента).
Согласно п. 63 Административного регламента одним из оснований к остановке транспортного средства сотрудником является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС) (абз. 11).
При этом, из буквального толкования абзаца 11 пункта 63 Административного регламента следует, что на стационарных постах ДПС проводится проверка только документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.
Таким образом, действия сотрудников полиции соответствовали положениям п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» и Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Доводы защитника Носенко Е.П. о нарушении права Рябий А.Г. на защиту судом отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Как указал Конституционный Суд РФ, часть 3 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации устанавливает правило о разъяснении лицам - участникам производства по делу прав и обязанностей, предусмотренных данным Кодексом, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника при составлении протокола об административном правонарушении. Данное регулирование направлено на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельно либо через законных представителей (статьи 25.3 и 25.4 КоАП Российской Федерации) предпринимает меры для приглашения защитника к участию в деле (Определение от 28.03.2017 N 563-О, Определение от 05.02.2015 N 236-О).
Судом установлено, что правонарушение Рябий А.Г. было совершено **.**.**. в .... В этот же день составлен протокол об административном правонарушении, в котором Рябий А.Г. своей подписью подтвердил, что ему разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, при этом в объяснении потребовал помощь адвоката, не указав конкретное лицо.
Между тем, из вышеназванных норм следует, что положениями КоАП РФ не предусмотрена обязанность должностного лица административного органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, принимать меры к обеспечению привлекаемого за административное правонарушение лица защитником.
Своим правом на защиту Рябий А.Г. воспользовался при рассмотрении дела в суде, к подведомственности которого относится рассмотрение дел по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Согласно ч. 5 ст. 27.3, абз. 2 ч. 3 и ч.7 ст. 27.7 КоАП РФ задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки.
С учетом данных норм, доводы защитника о несоответствии протокола об административном задержании Рябий А.Г. от **.**.**. требованиям КоАП РФ суд находит обоснованными, поскольку в протоколе отсутствует подпись Рябий А.Г. о разъяснении ему прав по ст. 25.1 КоАП РФ либо запись об отказе от подписания данной графы. Кроме того, протокол не содержит сведений о ведении видеозаписи при досмотре Рябий А.Г., либо участии понятых. В связи с чем, указанные нарушения влекут невозможность использования данного протокола в качестве доказательства по делу, поскольку оно получено с нарушением требований КоАП РФ.
Между тем, данное обстоятельство не влияет на достаточность иных доказательств виновности Рябий А.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.
При назначении Рябий А.Г. административного наказания судом учитывается характер совершенного им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также сведения о личности виновного, имеющего постоянное место работы, с учетом которых суд считает необходимым назначить Рябий А.Г. наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
признать Рябий А.Г. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение 10 дней с момента получения или вручения его копии.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока, постановление о наложении административного штрафа направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов
Мотивированное постановление изготовлено 17.05.2017г.
Судья- Т.Ю.Арефьева
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
...
...
...