Дело № 2-10/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2018 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре О.П. Евпловой,
с участием истца Е.И. Опариной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Опариной Е.И. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «Усть-Куломского района» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственных услуг возложении обязанности признать семью малоимущей,
установил:
Опарина Е.И. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «Усть-Куломского района» (далее – Центр) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги в виде признания семьи малоимущей, возложении обязанности признать семью малоимущей. В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении государственной услуги в виде признания семьи малоимущей. ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления отказано по следующим причинам: отсутствие права на признание права на признании права малоимущим согласно пункту 1 статьи 5 Закона от 12.11.2004 № 56-РЗ, по которой трудоспособные граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, не может считаться для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Считает, что отказом в предоставлении государственной услуги нарушены ее права и интересы. Согласно уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговом органе с ДД.ММ.ГГГГ она осуществляет предпринимательскую деятельность. Однако это не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Ее семья состоит из пяти членов семьи, она является многодетной матерью. Если учесть ее доходы и доходы ее супруга, то среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Коми.
Истец Опарина Е.И. исковые требования в судебном заседании поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения. В представленных письменных возражениях указал, что с исковыми требованиями истца не согласен, поскольку сумма доходов, полученная ответчиком от предпринимательской деятельности, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения. Статьей 5 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» установлено, что независящей причиной, по которой трудоспособные граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, не может считаться для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, наличие доходов ниже величины прожиточного минимума.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон «О государственной социальной помощи») государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Статьей 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В силу положений статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» учет права граждан на получение социальных услуг, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Согласно статье 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (далее - Закон Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми») в рамках полномочий субъекта Российской Федерации определены размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, проживающим в Республике Коми.
В целях реализации вышеуказанного Закона постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» утвержден Порядок признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, предоставления им государственной социальной помощи в виде социального пособия и пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста» (далее – Порядок).
В подпункте 1 пункта 13 Порядка указано, что основанием для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими является отсутствие права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по основаниям, установленным Законом Республики Коми, настоящими Порядком и условиями.
Статьей 5 Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» установлено, что государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан.
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Независящей причиной, по которой трудоспособные граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, не может считаться для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью либо использующих в качестве единственного источника дохода личное подсобное хозяйство, наличие доходов ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения.
Из материалов дела усматривается, что истец Опарина Е.И. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к ответчику о предоставлении государственной услуги в виде признания семьи малоимущей.
ДД.ММ.ГГГГ Центром вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, о чем истец Опарина Е.И. уведомлена ДД.ММ.ГГГГ №.
Опарина Е.И. проживает по адресу: <адрес>. По вышеуказанному адресу с ней проживают ее супруг ФИО1, несовершеннолетние дети: ФИО2, ФИО3, ФИО4 (справка администрации сельского поселения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серия №, свидетельства о рождении детей).
Супруг истца ФИО1 работает в <данные изъяты>). Общий доход за три месяца составляет <данные изъяты> рублей (справка о заработной плате и других доходах за 2017 год).
Согласно представленным документам истец является работником <данные изъяты>. Доход за три месяца составляет <данные изъяты> рублей.
Также Опарина Е.И. осуществляет трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ №В/2017).
В соответствии с налоговой декларацией денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления составляют <данные изъяты> рублей, из них: июль, август, сентябрь 2017 года по <данные изъяты> рублей.
Исходя из требований статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность является самостоятельная, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 20.07.2017 № 395 «Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми за II квартал 2017 года» (утратившим силу, но действовавшим на момент спорных правоотношений) в южной зоне, к которой относится Усть-Куломский район, размер величины прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 12 778 рублей.
Принимая во внимание, что сумма доходов, полученная ответчиком от предпринимательской деятельности, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения, на основании положений статьи 5 Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», ответчиком принято обоснованное решение об отказе в предоставлении государственной услуги о признании семьи малоимущей. Таким образом, суд находит исковые требования Опариной Е.И. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Опариной Е.И. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «Усть-Куломского района» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги и возложении обязанности признать семью малоимущей оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 26 января 2018 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца