№а-618/2021
УИД 21RS0№-94
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием: представителя административного истца - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Канашской межрайонной прокуратуры, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на «интернет-страницах», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Канашская межрайонная прокуратура Чувашской Республики обратилась в Канашский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, поданным в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-страницах: <данные изъяты>; <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства об образовании по результатам осуществления мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены интернет - ресурсы, на которых размещена информации о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие у гражданина образования на интернет-страницах: <данные изъяты>/.
Указанная информация размещена в свободном доступе для неограниченного круга лиц на указанных интернет-страницах. На сайтах предложено предоставление услуги по продаже (в том числе дистанционной) фиктивных документов об образовании без его действительного получения.
В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois-service.ru, www.nic.ru и www.reg.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах сайтов, его юридическом адресе, отсутствуют.
Законодательством Российской Федерации, предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями продажи дипломов о высшем образовании ВУЗов, колледжей, техникумов, аттестатов о среднем образовании, документов о квалификации, их продажа является противоправным деянием.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для установления факта признания указанной информации запрещенной к распространению.
В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2 административные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Территориального отдела в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д№).
В письменном отзыве, представленном на административное исковое заявление, представитель заинтересованного лица указал, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Роскомнадзор, его территориальные органы не являются распространителям информации, признаваемой запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке, не осуществляет распространение, обработку, хранение, не предоставляет вычислительные мощности владельцам ресурсов, не уполномочен осуществлять контроль в соответствующей сфере.
Надлежащим ответчиком по данной категории дел должны являться лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта в сети «интернет», на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Административное исковое заявление Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно частям 1, 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 названного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (частью 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статьей 9Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1Закона предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1Закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пунктом 2 части 5 статьи 15.1Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев (часть 3 статьи 327 УК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В Российской Федерации выдаются: 1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; 2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 1 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства об образовании выявлены Интернет-ресурсы, на которых размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие у гражданина образования: <данные изъяты>/, на которых предложено предоставление услуги по продаже фиктивных документов об образовании без его действительного получения.
Согласно справке старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики вход на интернет-страницы осуществляется свободно, не требуется регистрация и не запрашивается пароль. Ознакомиться с содержанием представленных страниц может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний, что подтверждается также скриншотами интернет-страниц (л.д.№).
Из отзыва Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доступ к спорным интернет-ресурсам не ограничен (л.д.№).
По данным общедоступной справочной службы Whois по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ регистратором доменного имени второго уровня названных интернет-страниц является <данные изъяты>., находящиеся за пределами Российской Федерации (л.д.№), в связи с чем установить владельцев интернет-ресурсов не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, информация, размещенная на указанных интернет-страницах вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования официальных документов за плату, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению, подрывает конституционный строй и авторитет Российской Федерации, а так же основы нравственности граждан России, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.
С учетом вышеизложенного информацию на вышеуказанных интернет-страницах следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На момент проверки, а также в настоящее время указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.
Учитывая, что вышеуказанные интернет-сайты не включены в Единый реестр, а установить их владельцев не представляется возможным, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-страницах: <данные изъяты> следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на спорных интернет-страницах, до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В силу части 3 статьи 89 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, суд считает необходимым сохранить принятые меры предварительной защиты до вступления настоящего решения в законную силу, поскольку административные исковые требования Канашского межрайонного прокурора удовлетворены.
Руководствуясь статьями 175, 177-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах: <данные изъяты>/, принятые определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлении в законную силу настоящего решения отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.