Дело № 2-2643/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Чернышовой Т.В.,
с участием истца Баранова Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Д. В. к ФГУ «Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском и, с учетом уточнения, просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что является нанимателем квартиры <адрес>. Указанная квартира была предоставлена отцу истца по ордеру <номер> от <дата>. В настоящее время в спорной квартире зарегистрирован истец и его брат, Баранов П.В., который от приватизации отказался. Истцом были направлены обращения в Министерство обороны РФ, однако до настоящего времени ответа не последовало. В приватизации жилых помещений истец участия не принимал.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков – Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Департамент жилищного обеспечения» Минобороны России, представители третьих лиц - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений против заявленных требований не представили, об отложении слушания дела не просили.
Третье лицо Баранов П.В. в судебное заседание не явился, извещен, ранее в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что не желает принимать участие в приватизации квартиры.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Спорным является право истца на бесплатную приватизацию квартиры № <адрес>.
Данная квартира была предоставлена по ордеру <номер> от <дата>. Баранову В.В. на состав семьи из трех человек: жены И. и сына Баранова Д.В. (л.д. 8).
Согласно выписки из домовой книги в настоящее время в квартире зарегистрированы только Баранов Д.В. и Баранов П.В. (л.д. 9). Баранов П.В. от участия в приватизации отказался, дал свое согласие на приватизацию Барановым Д.В. (л.д. 16).
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП сведений право собственности на жилое помещение по <адрес> не зарегистрировано (л.д.15).
Ранее свое право на приватизацию Баранов Д.В. не использовал, что подтверждается справкой БТИ (л.д. 13).
На обращение истца в Минобороны России с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации (л.д. 6-7), ответ не представлен.
В дело истцом представлен кадастровый паспорт спорного жилого помещения (л.д.14), копия лицевого счета на квартиру (л.д. 10).
По сообщению администрации Серпуховского района спорное жилое помещение к служебному жилищному фонду не отнесено (л.д. 22).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что приватизации не подлежат жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Распоряжением правительства РФ от 17.04.2012 года № 487-р военный городок Серпухов-15 исключен из перечня закрытых военных городков Министерства обороны РФ.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который согласно Приказу Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 г. N 1455 является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда РФ» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного Закона право на приобретение собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданами равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со ст.8 названного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он в праве обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию, принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 03.07.2007 года № 425-0-0, в соответствии с которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановление 03.11.1998 года №25-П).
Исходя из изложенных норм закона, установлению при разрешении настоящего спора подлежит статус спорного жилья на момент рассмотрения иска и факт проживания истца в спорном жилом помещении на условиях социального найма.
В соответствии со ст.7,8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилья в собственность оформляется договором передачи, заключаемым с гражданином, а решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься в двухмесячный срок.
Судом установлено, что спорное жилое помещение – квартира, расположенная по <адрес>, предоставлена истцу на условиях социального найма.
Таким образом, по независящим от истца обстоятельствам, он не может реализовать свое право на приватизацию. Указанные обстоятельства не могут быть положены в обоснование отказа в иске, так как право истца не может быть нарушено из-за допущенных упущений со стороны ответчика. Обстоятельств, исключающих реализацию права истца на приобретение занимаемого им спорного жилого помещения по договору социального найма в собственность, в ходе судебного разбирательства не установлено.
При таких данных, в связи с тем, что истец изъявил желание на приватизацию жилого помещения, ранее не использовал свое право на бесплатную приватизацию другого жилого помещения, суд считает требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Разрешая спор, суд руководствуется положениями Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу о том, что истец имеет право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Государство, установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма.
Поскольку в данном случае жилое помещение, занимаемое истцом, предоставлено ему на законных основаниях по договору социального найма, ранее участия в приватизации истец не принимал, военный городок исключен из перечня закрытых военных городков Министерства обороны РФ, жилое помещение не отнесено к служебным жилам помещениям, отсутствие государственной регистрации прав на жилой фонд не может нарушать права истца на получение им жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в связи с чем, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности истцов на спорное жилое помещение, и внесения записи о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Барановым Д. В. право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2016 года.