Дело № 2-173/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Юрья Кировской области 21 апреля 2015 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Марушевской Н.В.,
с участием помощника прокурора Юрьянской районной прокуратуры Дубровина Н.Н.
при секретаре Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Чарушниковой С.А. к администрации МО «Юрьянский район» о признании действий администрации незаконными, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юрьянского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Чарушниковой С.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Юрьянский район» о признании действий незаконными, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой по обращению Чарушниковой С.А. выявлены нарушения её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Чарушникова С.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец Ч.А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ г., мать П.Е.А. по решению Юрьянского районного суда Кировской области от 17.05.2005 г. лишена родительских прав. Распоряжением главы администрации Юрьянского района <№> от 21.06.2005 года за Чарушниковой А.С. и ее сестрой П.А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 26,7 кв.м.
В настоящее время в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают Чарушникова С.А., ее дети Ч.Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А.А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также сестра П.А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
21.01.2015 г. Чарушникова С.А. обратилась к ответчику с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с тем, что жилая площадь на 1 человека менее установленной учетной нормы площади жилого помещения 9 кв.м..
03.02.2015 года администрацией Юрьянского района отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что уменьшение жилой площади произошло в 2009 году в связи с регистрацией по месту жительства Ч.Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент закрепления жилого помещения за истцом учетная норма не была нарушена. Предусмотренное Законом Кировской области от 04.12.2012 г. № 222-ЗО, вступившим в силу с 01.01.2013 года, право на установление факта невозможности проживания на данный случай не распространяется.
Прокурор полагает, что увеличение количества проживающих в жилом помещении лиц и уменьшении жилой площади на 1 человека не исключает право Чарушниковой С.А. на дополнительные гарантии социальной поддержки, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании помощник прокурора Дубровин Н.Н. уточнил исковые требования, просил обязать муниципальное образование «<адрес>» в лице администрации МО «Юрьянский район» признать за Чарушниковой С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на постановку на учет и обеспечении жилым помещением, как лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Чарушникова С.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в 2005 году за ней и за ее сестрой П.А.А. в связи с лишением их матери родительских прав было закреплено указанное жилое помещение площадью 26,7 кв.м. В 2009 году у нее родилась дочь Ч.Е.М., а в 2010 году она окончила училище и вернулась в п. Юрья, вселилась в закрепленное за ней жилое помещение. Однако органами опеки и попечительства ей не было разъяснено право на получение жилья во внеочередном порядке. О правах детей, оставшихся без попечения родителей, она узнала от сестры лишь в 2014 году. В январе 2015 г. обратилась в отдел социальной работы с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом ею жилом помещении, поскольку в нем зарегистрированы 5 человек и норма площади не соблюдается. Однако в установлении данного факта ей было отказано.
Представитель ответчика администрации МО «Юрьянский район» Маракулина Т.А. в судебном заседании возражала против иска, мотивируя тем, что с 17.03.2015 года истец утратила статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Юрьянского района от 21.06.2005 г. <№> за ней закреплялось жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 26,7 кв.м., которое при обследовании в 2015 году было признано пригодным для проживания. Поскольку истец является выпускницей 2009 года, на нее распространяется Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей до 01.01.2013 г.)
Представитель третьего лица отдела социальной работы администрации Юрьянского района Тарасова Ю.А. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица муниципального управления образования администрации ЗАТО Первомайский Руденко М.А. в судебном заседании считала требования прокурора, подлежащими удовлетворению, пояснила, что органом опеки и попечительства ЗАТО Первомайский до истицы не доводилась информация о дополнительных гарантиях, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, в том числе право на внеочередное предоставление жилья.
Третье лицо Устюжанинова В.И. в судебном заседании просила удовлетворить требования прокурора, суду пояснила, что являясь опекуном над несовершеннолетней Чарушниковой С.А. и ее сестрой П.А.А. она не доводила до них информацию о дополнительных гарантиях лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку не знала положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Представитель третьего лица департамента образования Кировской области в судебное заседание не явился, в адрес суда направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без их участия. Из содержания отзыва следует, что Чарушникова С.А. не имеет право на обеспечение жилым помещением согласно Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. ( в редакции, действующей с 01.01.2013года) и Закону Кировской области от 04.12.2012 г. № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию». На момент окончания образовательного учреждения в 2009 году действовал Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции до 01.01.2013 г.), которым не была определена возможность признания фактов невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении. Распоряжением главы администрации Юрьянского района <№> от 21.06.2005 г. за истицей было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 26,7 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица- департамента образования Кировской области.
Свидетель П.А.А. суду пояснила, что в 2012 году она обращалась в администрацию Юрьянского городского поселения с просьбой предоставить ей жилое помещение, поскольку в квартире по адресу: <адрес> проживает семья ее сестры Чарушниковой С.А. Однако ей было разъяснено, что она будет постановлена в общую очередь и жилье не получит. В октябре 2014 года в институте ей разъяснили права детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на получение жилья. Поскольку ей уже исполнилось 23 года, она сообщила об этом сестре и та обратилась в органы опеки и попечительства.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 05.03.2009 N 376-О-П, от 07.06.2011 N 746-О-О, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что Чарушникова С.А. являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец умер согласно свидетельству о смерти 12.06.2000 г. ( л.д. 11), мать П.Е.А. решением Юрьянского районного суда Кировской области от 17.05.2005 г. лишена родительских прав ( л.д. 12-13)
Распоряжением главы Юрьянского района от 21.06.2005 г. <№> за истцом и ее несовершеннолетней сестрой П.А.А. закреплено жилое помещение: однокомнатная неблагоустроенная квартира площадью 26,7 кв.м. по адресу: <адрес>(л.д. 15)
Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра имущества МО Ю. городское поселение ( л.д. 27)
Из материалов дела следует, что на момент закрепления за истицей указанного жилого помещения, в квартире проживали и были зарегистрированы 3 человека: мать П.Е.А., Чарушникова С.А., П.А.А.( л.д. 69)
С учетом площади указанного жилого помещения (26,7 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных в нем и обладающих в отношении него правом пользования (истица, ее сестра и мать) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из названных лиц, в 2005 году была менее учетной нормы площади жилого помещения, которая утверждена Постановлением главы Юрьянского района № 180 от 30.11.2005 г. и составляет 9 кв. м (26,7 кв. м : 3 чел. = 8,9 кв. м).
На момент окончания истицей ГОУ НПО ХХХ в 2010 году в спорной квартире были зарегистрированы 4 человека, в том числе дочь истицы Ч.Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого составила 6,6 кв.м.
Однако как установлено судом, органами опеки и попечительства, а также опекуном Устюжаниновой В.И. не были приняты необходимые и достаточные меры для постановки истца как лица, оставшегося без попечения родителей, на учет нуждающихся, при наличии оснований для постановки на такой учет, поскольку на момент закрепления за истицей жилого помещении и на момент окончания профессионального училища, она не была обеспечена жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
21.01.2015 года, до достижения 23 летнего возраста, истица обратилась к ответчику с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с тем, что жилая площадь на 1 человека менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, а также о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Как следует из справки ОУФМС России по Кировской области в Юрьянском районе от 12.03.2015 г. <№> в квартире <№> дома <№> по ул. <адрес> зарегистрированы 5 человек: истица, ее дети Ч.Е.М.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А.А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра П.А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать П.Е.А.
03.02.2015 года администрацией Юрьянского района истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку истица в период обучения и после окончания лицея не была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей опекуном и органами опеки и попечительства, обратилась с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, после 01.01.2013 года, но до достижения ею 23 лет, к спорным правоотношениям в настоящее время подлежат применению нормы Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 года.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичная норма содержится в ст. 20 Закона Кировской области от 04.12.2012 г. N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию"
Согласно п. 2 Постановления администрации Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области от 21.01.2011 г. № 8 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 9-ти квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом площади указанного жилого помещения (26,7 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных в нем и обладающих в отношении него правом пользования (в настоящее время истица, ее 2 несовершеннолетних детей, мать (не признанная судом безвестно отсутствующей, либо умершей), сестра), общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из названных лиц, менее учетной нормы площади жилого помещения (26,7 кв. м : 5 чел. = 5,3 кв. м).
Установленные по делу обстоятельства в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства и законодательства Кировской области являются основанием для признания за истицей права на постановку на учет и обеспечение жилым помещением, как лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем указанные нормы закона ответчиком при обращении истицы с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не применены, не учтено, что на момент возвращения из образовательного учреждения и на момент обращения с заявлением истица, имеющая право на меры социальной поддержки, не обеспечена жилым помещения не менее установленных социальных норм.
23-летнего возраста на момент обращения к ответчику истица не достигла, ранее жилым помещением по нормам названного Федерального закона не обеспечивалась, жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено ей, сестре и ее матери по иным основаниям, других жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности она не имеет, поэтому на нее распространяются дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные указанным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, требования прокурора в интересах Чарушниковой С.А. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п.19 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Чарушниковой С.А. к муниципальному образованию «Юрьянский район» в лице администрации муниципального образования «Юрьянский район» удовлетворить.
Признать за Чарушниковой С.А. право на постановку на учет и обеспечение жилым помещением, как лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня его вынесения решения.
Судья Марушевская Н.В.