Судья: Коваленко Е.Н. дело № 33-11160/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2016 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей Козловской Е.В., Жабиной Н.А.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению К. детский сад «Малышок» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района <адрес>
на решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение К. детский сад «Малышок» возложена обязанность в восьмимесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению К. детский сад «Малышок», расположенному по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в здание пандусом или подъёмным устройством.
С муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения К. детский сад «Малышок» взыскана в доходмуниципального образования - Иловлинский муниципальный район <адрес> государственная пошлина в размере <.......> рублей
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора отдела прокуратуры <адрес> Скуратовой И.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (далее - МБДОУ) К. детский сад «Малышок» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений <адрес> установлено, что вход в здание К. детского сада «Малышок» не оборудован специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом (наклонной поверхностью), нескользящим покрытием, поручнями или подъёмным устройством.
Указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают конституционные права граждан, гарантирующие инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
С учётом изложенного просил суд обязать в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – МБДОУ К. детский сад «Малышок», расположенному по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом или подъёмным устройством.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района <адрес> оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его изменить, а именно продлить период исполнения возложенных на администрацию обязанностей на срок до одного года.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В силу статей 12, 130 - 133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных статьями 2, 7, 18 Конституции РФ.
Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (ч.1).
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленным законодательством Российской Федерации утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27 - 3.33).
Пункт 3.9 указанных СНиП 35-01-2001 предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п. 3.32 СНиП 35-01-2001).
Согласно пунктам 3.13, 3.14 и 3.29 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, обеспечение беспрепятственного доступа в общественные здания инвалидов, использующих кресло-коляску, производится путем устройства пандусов, максимальная высота одного подъема (марша) не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Наружные лестница и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об образовании, и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблице, в нарушение указанных норм, вход в здание МБДОУ К. детский сад «Малышок», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно при входе в здание школы отсутствуют пандус и поручни.
Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес>, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание МБДОУ Качалинский детский сад «Малышок», расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием и поручнями.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.
Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в <адрес>» финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района <адрес> в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района <адрес>.
Здание МБДОУ Качалинский детский сад «Малышок», находятся в муниципальной собственности Иловлинского муниципального района <адрес>.
При таких обстоятельствах, указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> о понуждении в восьмимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание МБДОУ К. детский сад «Малышок», расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования входа в здание пандусом или подъёмным устройством, обоснованы, заявлены на основе законе и подлежат удовлетворению.
Ссылки администрации Иловлинского муниципального района <адрес> в апелляционной жалобе на необходимость исполнить 28 решений суда в сфере антитеррористической безопасности, по выделению средств на изготовление образовательными учреждениями <адрес> паспортов на опасные отходы, на исполнение которых требуется выделение из бюджета значительных средств, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, влекущих отмену решения суда, поскольку не свидетельствуют о его незаконности.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: