Решение по делу № 33-2246/2022 от 07.06.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Наумова А.В.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-378/2022

УИД: 04RS0021-01-2021-007816-59

пост. 07.06.2022 г.

дело № 33-2246/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2022 года                                                  г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей коллегии Базарова В.Н., Болдонова А.И.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, МУ «Улан-Удэстройзаказчик» о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Ардоновой А.В. на решение Советского районного суда гор. Улан-Удэ от 12.04.2022 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия удовлетворить.

Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов:

- с земельного участка, частично расположенного в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории и в границах земельного участка с кадастровым номером ... по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03
X Y
1 536526.81 4145277.41
2 536528.31 4145260.69
3 536535.65 4145237.35
4 536539.03 4145233.58
5 536545.48 4145240.86
6 536547.33 4145243.28
7 536548.91 4145245.34
8 536558.63 4145258.05
9 536558.39 4145286.07
10 536558.20 4145308.69
11 536563.25 4145334.80
12 536546.98 4145356.98
13 536511.27 4145366.04
14 536523.75 4145361.49
15 536521.84 4145360.33
16 536512.78 4145354.85
17 536511.47 4145354.06
18 536509.34 4145352.77
19 536509.63 4145348.35
20 536516.05 4145342.63
21 536517.19 4145325.06
22 536523.15 4145317.11
23 536523.92 4145299.69
24 536526.15 4145282.99

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала ... площадью <...> кв.м. на неразграниченной территории по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03
X Y
1 536166.03 4144376.58
2 536164.71 4144375.4
3 536151.2 4144378.64
4 536128.24 4144381.21
5 536107.81 4144386.27
6 536109.53 4144370.76
7 536127.69 4144366.56
8 536161.26 4144360.77
9 536174.26 4144367.15
10 536173.26 4144377.54

Возложить на МУ «Улан-Удэстройзаказчик» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером ... по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03
X Y
X Y
9 536558.39 4145286.07
10 536558.20 4145308.69
11 536563.25 4145334.80
12 536546.98 4145356.98
13 536511.27 4145366.04
14 536523.75 4145361.49
9 536558.39 4145286.07

Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд к Администрации г. Улан-Удэ, прокурор Советского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов с земельного участка, частично расположенного в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории и в границах земельного участка с кадастровым номером ... с указанием координат характерных точек;с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала ... площадью <...> кв.м. на неразграниченной территории с указанием координат характерных точек; обязать МУ «Улан-Удэстройзаказчик» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером 03... с указанием координат характерных точек.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой выявлены факты несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном вблизи лицея интерната №... по ул. <...> (северо-западнее примерно около 300 м.). Свалка в указанном месте состоит из твердых бытовых отходов. Государственная или муниципальная собственность на земельный участок, на котором располагается указанная свалка ТКО, не разграничена. Кроме того, несанкционированная свалка находится на земельном участке, расположенном недалеко от моста в квартале <...> микрорайона <...>. Государственная или муниципальная собственность на земельный участок, на котором располагается свалка ТКО, не разграничена. Непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

Определением суда в качестве соответчиков по делу привлечены Бредний Р.И., МУ «Улан-Удэстройзаказчик».

Определением суда производство по делу в отношении Бредний Р.И. прекращено в связи с отказом от иска к данному ответчику.

В судебном заседании представитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Тесленко Ю.В. требования, изложенные в иске, поддержала с учетом представленного суду уточнения, заявила об отказе от требований к ответчику Бредний Р.И.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Ардонова А.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на их необоснованность. Считает администрацию города ненадлежащим ответчиком по делу, исходя из положений Федеральных законов № 89-ФЗ, 131-ФЗ, 184-ФЗ у Администрации г. Улан-Удэ нет прямой обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов, полномочия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Вина Администрации в образовании несанкционированных свалок не установлена. В местном бюджете отсутствуют средства для ликвидации свалок, справка от 8 апреля 2022 года не может быть принята во внимание, так как она не соответствует действительности.

В судебное заседание ответчик Бредний Р.И., представитель ответчика МУ «Улан-Удэстройзаказчик» не явились.

В судебном заседании представитель ответчика Бредний Р.И. по доверенности Бухольцева И.С. пояснила, что в настоящее время ответчик не является пользователем земельного участка, он передан Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, приняты меры по уборке твердых бытовых отходов с территории земельного участка, находившегося на праве аренды у Бредний Р.И.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ЭкоАльянс» по доверенности Лукьянова Т.А. указала на обоснованность требований прокурора.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия не явился.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Ардонова А.В. просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, принять по делу решение об отказе в иске к Администрации г. Улан-Удэ. Указывает, что вывод суда о том, что органы местного самоуправления выполняют функции собственника земельного участка, противоречит нормам действующего законодательства. Истцом не доказано, что собственником отходов является Администрация. Кроме того, органы местного самоуправления не наделены законодательно полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Ардонова А.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители истца Козлова С.Н., Сметанина И.Г.просили решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика МУ «Улан-Удэстройзаказчик», представитель третьего лица ООО «ЭкоАльянс» в суд не явились, надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия по доверенности Ласая Л.И. просила отклонить доводы жалобы и оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Законе N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пунктом 1 ст.13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).

В ходе прокурорской проверки зафиксировано фактическое наличие на указанных в иске земельных участках в черте г.Улан-Удэ несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Разрешая спор, суд, исходя из того, что фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории городского округа «Город–Улан-Удэ», которые являются неразграниченными, а также земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, ответственность по надлежащему содержанию земельных участков возложил на Администрацию г. Улан-Удэ и МУ «Улан-Удэстройзаказчик».

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.

Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

В силу пунктов 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч. 2, 3 ст. 8 указанного Федерального закона).

Статья 12 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Частью 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

При этом названный Федеральный закон допускает накопление отходов только в местах (площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).

В ч. 3 ст. 8 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" от 09.03.2010 N 1254-IV предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Согласно п. 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 N 393 собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 2611, вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Помимо этого, на основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

В ходе проверки прокурором собственник отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, а также земельном участке, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования не установлен.

Вопреки доводам жалобы, органы местного самоуправления, вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Наличие несакционированных свалок отходов свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г. Улан-Удэ за соблюдением правил благоустройства, о также ненадлежащем земельном контроле.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

С доводом жалобы о том, что Администрация города не вправе распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, судебная коллегия согласиться не может.

В силу пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом.

По смыслу приведенной нормы права земельные участки, расположенные на территории входящего в муниципальный район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования, находятся в ведении органа местного самоуправления муниципального района.

Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы направлены на повторное изложение своей позиции по делу, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда гор. Улан-Удэ от 12.04.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-2246/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Муниципальное учреждение «Улан-Удэстройзаказчик»
Бредний Раиса Иннокентьевна
Другие
ООО ЭкоАльянс
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Бухольцева Ирина Сергеевна
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Нимаева Оюна Зориктуевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
07.06.2022Передача дела судье
22.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2022Передано в экспедицию
22.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее