ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0007-01-2020-004569-50
Судья Кудряшова М.В.
Дело №21-311/2020 пост. 30.09.2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
02 ноября 2020 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 сентября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ от 03.08.2020 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты РБ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 сентября 2020 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо Цыбенов Б.Ц. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание стороны, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились. Министерство социальной защиты населения ходатайствовало о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Суд посчитал возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.04.2019 года, удовлетворены исковые требования ФИО5 к Министерству социальной защиты населения РБ об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства.
30 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство ....
09 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем, в рамках исполнительного производства, в адрес должника направлено требование об исполнении решения суда, срок исполнения которого установлен в течение 30 дней с момента получения требования. В этот же день вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
27 февраля 2020 г. должнику вручено повторное требование об исполнении решения суда в течение 30 дней с момента получения требования.
По состоянию на 31 марта 2020 года требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
22 июля 2020 года в отношении Минсоцзащиты РБ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Постановлением от 03 августа 2020 года Министерство признано виновным в совершении данного административного правонарушения.
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Минсоцзащиты РБ состава вмененного административного правонарушения, поскольку решение суда и требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены Министерством по независящим от него обстоятельствам.
Суд вышестоящей инстанции с выводами районного суда соглашается.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11.10.2012 №2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Также ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 №2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
На основании постановления Республики Бурятия от 14.03.2014 №107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017годы и на период до 2020 года)» исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот определено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Согласно Закона Республики Бурятия от 14.12.2019 №678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Хуралом РБ 05.11.2019) исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на Министерство социальной защиты населения РБ (ст. 11 данного закона).
27 декабря 2019 г., 30 января 2020 г., 5 февраля 2020 г., 18 февраля 2020 г., 16 марта 2020 г., 3 июня 2020 г., 23 июня 2020 г. в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, ГКУ РБ «УКС ПРБ» направлялась потребность, в том числе с указанием по судебным решениям по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, в целях исполнения судебных решений по предоставлению благоустроенных жилых помещений.
Также 13.03.2020 г. согласован график приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, лиц из их числа на 2020 г.
В настоящее время ГКУ РБ «УКС ПРБ» проводят процедуры электронных аукционов на основании статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом приведенных обстоятельств, вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к обоснованным выводам о наличии объективных препятствий в исполнении Минсоцзащиты РБ решения суда, обусловленных отсутствием сформированного специализированного жилищного фонда, недостаточным финансированием из республиканского бюджета, в связи с чем вина Минсоцзащиты РБ в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 сентября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Ихисеева М.В.