Решение по делу № 11-12989/2021 от 05.10.2021

Судья Петрова Н.Н.

Дело № 2-5979/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-12989/2021

08 ноября 2021 года                         г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Плотниковой Л.В., Шушкевич О.В.,

при секретаре Разорёновой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иконникова Виталия Олеговича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 27 июля 2021 года по иску Иконникова Виталия Олеговича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».

Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иконников В.О. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД по Челябинской области) о возложении обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий».

В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В период с 30.08.1994 года по 29.11.2012 года он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, выслуга лет на день увольнения со службы составила 18 лет 02 месяца 29 дней. Согласно выписке из приказа он находился в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения <адрес> в составе оперативно-следственной группы МВД РФ в период с 21.05.1994 года по 21.06.1994 года и принимал участие в боевых действиях. Согласно справке за подписью начальника Группы оперативного управления МВД РФ (<адрес>) он находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в составе сводного отряда милиции МВД РФ для несения службы на границе с <адрес> в период 12.07.1997 года по 15.09.1997 года и принимал участие в боевых действиях, в связи с чем имеет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». При обращении в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о выдаче такого удостоверения ему отказано, что препятствует ему в получении предусмотренных законодательством льгот и мер социальной поддержки.

Истец Иконников В.О. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени его проведения, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.32-34).

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Иконникову В.О. отказал.

В апелляционной жалобе истец Иконников В.О. просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в иске.

Истец, представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, истец просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно частям 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Федеральный закон «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах" (пункт 3 статьи 3 данного Федерального закона).

Разделом III этого Перечня предусмотрено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Иконников В.О. является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В период прохождения службы в органах внутренних дел он находился в служебной командировке на территории <адрес> в период с 12.07.1997 года по 15.09.1997 года.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований Иконникова В.О. о возложении на ГУ МВД по Челябинской области обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О ветеранах», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года №65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», проанализировав справки начальника Группы оперативного управления силами органов внутренних дел (далее – ГОУ ОВД) на административной границе <адрес>, исходил из того, что в материалах дела не содержится сведений, подтверждающих факт прохождения истцом службы в условиях вооруженного конфликта в <адрес> и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории <адрес> с 01.08.1999 года.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Согласно п.п. «в» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, входящим в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях необходимо засчитывать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 года – руководителем контртеррористической операции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» была утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, а также вменено, в том числе, Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) совместно с другими федеральными органами исполнительной власти внести в 3-месячный срок изменения в правовые акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов боевых действий, установленных Федеральным законом "О ветеранах".

Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом МВД России от 07.05.2004 года № 282 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России (далее – Инструкция о порядке выдачи удостоверений) действовавшая по 03.01.2011 года.

Из содержания приведенных выше нормативных правовых актов, а также п.п. 3.2., 3.3. Инструкции о порядке выдачи удостоверений следует, что непосредственное участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта, в ходе контртеррористических операций может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены выписки из приказов соответствующих начальников (командиров) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, документы о полученных в связи с этим ранениях, контузиях или увечьях, либо реализованный наградной материал.

Приказом МВД России от 27.11.2020 года N 808, действующим с 04.01.2021 года, утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с пунктами 8.1, 8.2 которого для получения удостоверения ветерана боевых действий сотрудники (граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел) наряду с рапортом (заявлением) подают аналогичные документы, подтверждающие факт прохождения службы, работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта; устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, архивные справки, содержащие сведения о данных приказах.

Обосновывая исковые требования и доводы апелляционной жалобы, Иконников В.О. ссылается на выписку из приказа о нахождении в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения <адрес> в составе оперативно-следственной группы МВД России в период с 21.05.1994 года по 21.06.1994 года и участии в боевых действиях, однако доказательств в подтверждение данных обстоятельств им не представлено.

Вопреки данным доводам, из послужного списка Иконникова В.О. и копии трудовой книжки от 23.08.1990 года следует, что службу в органах внутренних дел истец проходил в период с 30.08.1994 года по 29.11.2012 года, ранее – с 27.08.1990 года по 29.08.1994 года - работал в Акционерном обществе «<данные изъяты> металлургический комбинат» (л.д.7-9, 35-46).

Представленная истцом справка за подписью ФИО9. - <данные изъяты> на административной границе <адрес> о нахождении Иконникова В.О. в период с 12.07.1997 по 15.09.1997 года в служебной командировке в одном из подразделений ГОУ ОВД на административной границе <адрес> и районах, прилегающих к ней, для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, по защите конституционных прав и свобод граждан не содержит сведений о непосредственном участии истца в боевых действиях, выполнении задач в условиях вооруженного конфликта (л.д.11).

Более того, в данной справке содержится ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривавшее зачет лицам, указанным в нем, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца.

Между тем, согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 г. N 65 командированным сотрудникам ОВД РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, включая территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.

    В послужной список Иконникова В.О. внесены сведения о нахождении в служебной командировке в составе группы оперативного управления силами ОВД МВД России на административной границе <адрес> в период с 14.07.1997 года по 12.09.1997 года и о зачете в выслугу лет данного периода из расчета 1 день за 1,5 дня.

    Основанием для такой записи послужили: справка за подписью ФИО6 - <данные изъяты> на административной границе <адрес> о нахождении Иконникова В.О. в указанный период в служебной командировке и выполнении служебно – боевых задач в составе Временной оперативной группировки сил на территории <адрес>, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 года (л.д.47); приказ Управления МВД г. Магнитогорска от 03.10.1997 года об утверждении льготного стажа при исчислении пенсии и сроков выслуги лет в специальных званиях в период с 14.07.1997 года по 12.09.1997 года с учетом 1 месяц службы за 1,5 месяца, включая Иконникова В.О. (л.д.49,50).

Имеющиеся расхождения в датах командировки не являются юридически значимыми, поскольку указанные документы не содержат необходимых сведений и в силу вышеизложенного не могут быть отнесены к надлежащим доказательствам, подтверждающим непосредственное участие истца в боевых действиях, выполнение им задач в условиях вооруженного конфликта, в ходе проведения контртеррористических операций на территории <адрес> региона Российской Федерации в период нахождения в данной служебной командировке.

Более того, период нахождения Иконникова В.О. в данной служебной командировке не соответствует периодам ведения боевых действий, предусмотренным Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к Федеральному закону «О ветеранах».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ГУ МВД по Челябинской области обязанности по выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.

Учитывая, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции оценкой доказательств, они не могут являться основанием для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Челябинска от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иконникова Виталия Олеговича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2021 года

11-12989/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Иконников Виталий Олегович
Ответчики
ГУ МВД России по Челябинской области
Другие
Дедова Вера Александровна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Плотникова Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
06.10.2021Передача дела судье
08.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021Передано в экспедицию
08.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее