Судья Петрова Н.Н.
Дело № 2-5979/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-12989/2021
08 ноября 2021 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Плотниковой Л.В., Шушкевич О.В.,
при секретаре Разорёновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иконникова Виталия Олеговича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 27 июля 2021 года по иску Иконникова Виталия Олеговича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».
Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иконников В.О. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД по Челябинской области) о возложении обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий».
В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В период с 30.08.1994 года по 29.11.2012 года он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, выслуга лет на день увольнения со службы составила 18 лет 02 месяца 29 дней. Согласно выписке из приказа он находился в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения <адрес> в составе оперативно-следственной группы МВД РФ в период с 21.05.1994 года по 21.06.1994 года и принимал участие в боевых действиях. Согласно справке за подписью начальника Группы оперативного управления МВД РФ (<адрес>) он находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в составе сводного отряда милиции МВД РФ для несения службы на границе с <адрес> в период 12.07.1997 года по 15.09.1997 года и принимал участие в боевых действиях, в связи с чем имеет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». При обращении в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о выдаче такого удостоверения ему отказано, что препятствует ему в получении предусмотренных законодательством льгот и мер социальной поддержки.
Истец Иконников В.О. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени его проведения, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.32-34).
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Иконникову В.О. отказал.
В апелляционной жалобе истец Иконников В.О. просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в иске.
Истец, представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, истец просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно частям 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Федеральный закон «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах" (пункт 3 статьи 3 данного Федерального закона).
Разделом III этого Перечня предусмотрено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Иконников В.О. является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В период прохождения службы в органах внутренних дел он находился в служебной командировке на территории <адрес> в период с 12.07.1997 года по 15.09.1997 года.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований Иконникова В.О. о возложении на ГУ МВД по Челябинской области обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О ветеранах», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года №65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», проанализировав справки начальника Группы оперативного управления силами органов внутренних дел (далее – ГОУ ОВД) на административной границе <адрес>, исходил из того, что в материалах дела не содержится сведений, подтверждающих факт прохождения истцом службы в условиях вооруженного конфликта в <адрес> и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории <адрес> с 01.08.1999 года.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно п.п. «в» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, входящим в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях необходимо засчитывать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 года – руководителем контртеррористической операции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» была утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, а также вменено, в том числе, Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) совместно с другими федеральными органами исполнительной власти внести в 3-месячный срок изменения в правовые акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов боевых действий, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом МВД России от 07.05.2004 года № 282 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России (далее – Инструкция о порядке выдачи удостоверений) действовавшая по 03.01.2011 года.
Из содержания приведенных выше нормативных правовых актов, а также п.п. 3.2., 3.3. Инструкции о порядке выдачи удостоверений следует, что непосредственное участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта, в ходе контртеррористических операций может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены выписки из приказов соответствующих начальников (командиров) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, документы о полученных в связи с этим ранениях, контузиях или увечьях, либо реализованный наградной материал.
Приказом МВД России от 27.11.2020 года N 808, действующим с 04.01.2021 года, утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с пунктами 8.1, 8.2 которого для получения удостоверения ветерана боевых действий сотрудники (граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел) наряду с рапортом (заявлением) подают аналогичные документы, подтверждающие факт прохождения службы, работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта; устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, архивные справки, содержащие сведения о данных приказах.
Обосновывая исковые требования и доводы апелляционной жалобы, Иконников В.О. ссылается на выписку из приказа о нахождении в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения <адрес> в составе оперативно-следственной группы МВД России в период с 21.05.1994 года по 21.06.1994 года и участии в боевых действиях, однако доказательств в подтверждение данных обстоятельств им не представлено.
Вопреки данным доводам, из послужного списка Иконникова В.О. и копии трудовой книжки от 23.08.1990 года следует, что службу в органах внутренних дел истец проходил в период с 30.08.1994 года по 29.11.2012 года, ранее – с 27.08.1990 года по 29.08.1994 года - работал в Акционерном обществе «<данные изъяты> металлургический комбинат» (л.д.7-9, 35-46).
Представленная истцом справка за подписью ФИО9. - <данные изъяты> на административной границе <адрес> о нахождении Иконникова В.О. в период с 12.07.1997 по 15.09.1997 года в служебной командировке в одном из подразделений ГОУ ОВД на административной границе <адрес> и районах, прилегающих к ней, для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, по защите конституционных прав и свобод граждан не содержит сведений о непосредственном участии истца в боевых действиях, выполнении задач в условиях вооруженного конфликта (л.д.11).
Более того, в данной справке содержится ссылка на постановление Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривавшее зачет лицам, указанным в нем, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца.
Между тем, согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 г. N 65 командированным сотрудникам ОВД РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, включая территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
В послужной список Иконникова В.О. внесены сведения о нахождении в служебной командировке в составе группы оперативного управления силами ОВД МВД России на административной границе <адрес> в период с 14.07.1997 года по 12.09.1997 года и о зачете в выслугу лет данного периода из расчета 1 день за 1,5 дня.
Основанием для такой записи послужили: справка за подписью ФИО6 - <данные изъяты> на административной границе <адрес> о нахождении Иконникова В.О. в указанный период в служебной командировке и выполнении служебно – боевых задач в составе Временной оперативной группировки сил на территории <адрес>, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации № от 07.05.1997 года (л.д.47); приказ Управления МВД г. Магнитогорска № от 03.10.1997 года об утверждении льготного стажа при исчислении пенсии и сроков выслуги лет в специальных званиях в период с 14.07.1997 года по 12.09.1997 года с учетом 1 месяц службы за 1,5 месяца, включая Иконникова В.О. (л.д.49,50).
Имеющиеся расхождения в датах командировки не являются юридически значимыми, поскольку указанные документы не содержат необходимых сведений и в силу вышеизложенного не могут быть отнесены к надлежащим доказательствам, подтверждающим непосредственное участие истца в боевых действиях, выполнение им задач в условиях вооруженного конфликта, в ходе проведения контртеррористических операций на территории <адрес> региона Российской Федерации в период нахождения в данной служебной командировке.
Более того, период нахождения Иконникова В.О. в данной служебной командировке не соответствует периодам ведения боевых действий, предусмотренным Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к Федеральному закону «О ветеранах».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ГУ МВД по Челябинской области обязанности по выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции оценкой доказательств, они не могут являться основанием для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иконникова Виталия Олеговича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2021 года