Судья: Каверина О.В. |
дело № 33-3364/2020 |
50RS0021-01-2018-002835-30
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Глумовой Л.А.,
при помощнике судьи Кузнецовой О.В.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании 27 января 2020 РіРѕРґР° апелляционную жалобу Министерства социального развития РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РЅР° решение Красногорского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 09 июля 2019 РіРѕРґР° РїРѕ делу <данные изъяты> РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ Рє Министерству социального развития Рј. <данные изъяты>, Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Рј. <данные изъяты> Рѕ выдаче удостоверения многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истицы, третьего лица,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ предъявила Рє Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Рј. <данные изъяты> Рё Министерству социального развития Рј. <данные изъяты> РёСЃРє Рѕ выдаче удостоверения многодетной семьи.
Р’ обоснование требований истица указала, что РѕРЅР° совместно СЃ мужем Р¤РРћ Рё тремя несовершеннолетними детьми проживает РїРѕ адресу Рј. <данные изъяты>. Решением Красногорского управления социальной защиты населения РѕС‚ 26.02.2018Рі ей отказано РІ выдаче удостоверения многодетной семьи РїРѕ тем основаниям, что ее СЃСѓРїСЂСѓРі Р¤РРћ постоянно зарегистрирован РІ <данные изъяты>, регистрация РІ Рј. <данные изъяты> Сѓ него отсутствует. Такой отказ считает незаконным, РїСЂРѕСЃРёС‚ обязать ответчиков выдать ей удостоверение.
Представитель ответчиков иск не признал.
Третье лицо Р¤РРћ считал исковые требования подлежащими удовлетворению, указывает, что РѕРЅ имеет постоянную регистрацию РІ <данные изъяты> РїРѕ адресу: <данные изъяты>, однако, СЃ момента регистрации брака СЃ истицей 21.07.2007Рі постоянно проживает СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ Рё детьми РІ <данные изъяты> Рј. <данные изъяты>. Регистрация РІ <данные изъяты> требуется ему РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РѕРЅ длительное время РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ лечение РІ ГБУЗ МГОБ <данные изъяты> <данные изъяты>.
Решением Красногорского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Рј. <данные изъяты> РѕС‚ 09 июля 2019 РіРѕРґР° РЅР° Министерство социального развития Рј. <данные изъяты> обязанность возложена обязанность выдать Р¤РРћ удостоверение многодетной семьи, дающее право РЅР° получение мер социальной поддержки.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от <данные изъяты> N 642/29, Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительнораспорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управляй Московской областью.
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п. 4).
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей. Пунктом 3 Указа меры социальной защити установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российский Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов Л осуществление мер. предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и) условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об обшив! принципах организации законодательных (представительных) и исполнительный органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочии органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерация.., указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе i соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансовой обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела, Р¤РРћ Рё Р¤РРћ (РґРѕ вступления РІ брак Сапа) Р’.Рќ. СЃ 21.07.2007Рі состоят РІ зарегистрированном браке, РѕС‚ брака имеют детей: Р¤РРћ 2008Рі.рождения, Р¤РРћ 2014Рі.рождения, Р¤РРћ 2018Рі.рождения.
Семья проживает по адресу: м. <данные изъяты>
Р¤РРћ обратилась РІ Красногорское управление социальной защиты СЃ заявлением Рѕ выдаче ей удостоверения многодетной семьи. Решением РѕС‚ 26.02.2018Рі <данные изъяты> РІ выдаче удостоверения ей отказано РїРѕ тем основаниям, что Сѓ СЃСѓРїСЂСѓРіР° Р¤РРћ отсутствует постоянная регистрация РїРѕ месту жительства РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области. РџСЂРё этом истица СЃ детьми имеет постоянную
регистрацию по месту жительства.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 года N 178/7 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи. Удостоверение согласно Порядку выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Пунктом 3 установлено, что для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в Подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копию паспорта заявила (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявление подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновлении пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновлений пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3x4 см.
На основании п. 7 удостоверение не выдается в случае: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанны» в пункте 3 Порядка.
РЎСѓРїСЂСѓРі истицы Р¤РРћ имеет постоянную регистрацию РїРѕ адресу: <данные изъяты>, факт его проживания РІ <данные изъяты> Рё подтверждается копией РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° ипотеки, РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° страхования, справкой ГБУЗ РњРћ КГБ <данные изъяты>, РіРґРµ адрес РІ <данные изъяты> указан РІ качестве фактического места жительства Р¤РРћ |
Таким образом, суд правильно указал, что истцом представлены доказательства, подтверждающие, факт проживания ее семьи в Московской области, в связи с чем семья имеет право на получение мер социальной поддержки и получение удостоверения многодетной семьи в силу положений Закона Московской области от <данные изъяты> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" на период проживания в Московской области, то есть, истица имеет право получить удостоверение многодетной семьи.
В связи с этим на Министерство социального развития м. <данные изъяты> правомерно возложена обязанность выдать истице удостоверение многодетной семьи, дающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в м. <данные изъяты>".
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 09 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё