Дело № 3а-54/2021
10OS0000-01-2021-000049-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ18 марта 2021 года г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Овсовой Л.В.,
с участием представителя административного истца Гарбузовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-54/2021 по административному иску Конюшенного А. А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Конюшенный А.А. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости – помещения площадью (...) кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (.....), в размере его рыночной стоимости, равной 542000 руб. по состоянию на 04.02.2014 года, определенной на основании отчета об оценке №. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость помещения, установленная компетентным органом, в размере 2039465,57 руб. является завышенной, что затрагивает его права как налогоплательщика. Конюшенны й А.А. ходатайствовал о восстановлении срока обращения в суд с настоящим иском.
Административный ответчик - Правительство Республики Карелия - в отзыве на административное исковое заявление разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда. Указало на то, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия утверждены результаты кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 31.01.2020 в размере 596759,12 руб., тем самым, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость здания является архивной. Обращает внимание на то, что установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.
Административный соответчик - Управление Росреестра по Республике Карелия - в отзыве на иску указал, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № была определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в 2011-2012 гг. в размере 1026009,82 руб. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия утверждены результаты кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая по состоянию на 31.01.2020 составила 596759,12 руб. Разрешение спора по существу оставляют на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо - филиал ФГУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» - в отзыве на иск разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда.
Представитель административного истца Гарбузова К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы административного иска поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Судом установлено, что Конюшенный А.А. с ХХ.ХХ.ХХ является собственником помещения, назначение – нежилое, площадью (...) кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (.....). Указанный объект по договору от ХХ.ХХ.ХХ передан в аренду ООО «Алекс-Л» сроком на пять лет.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Массовые работы по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства Республики Карелия проводились в 2011-2012 годах. Результаты данных работ были утверждены Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 года № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия.
В государственный кадастр недвижимости (ныне – ЕГРН) 20.05.2014 были внесены сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером № в размере 1026009,82 руб., определенной по состоянию на 04.02.2014 года.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05 ноября 2019 года № 191 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия (за исключением земельных участков).
В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером №, утвержденной Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05 ноября 2019 года № 191, в размере 596759,12 руб., определенной по состоянию на 01.01.2019, дата внесения сведений – 31.01.2020, дата начала применения – 01.01.2020.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость в размере 1026009,82 руб. является архивной.
В п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть пересмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Закона).
Административный истец как собственник объекта недвижимости, расположенного на территории Республики Карелия, является в силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком налога на имущество физических лиц, исчисляемого с 01.01.2017 исходя из его кадастровой стоимости (Закон Республики Карелия от 01 ноября 2016 года №2058-ЗРК «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»).
В соответствии с п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Положения п.2.1 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц за прошлый период, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Положения п.7 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Таким образом, поскольку на момент разрешения настоящего спора у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще, чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще, чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).
Сведения об оспариваемой кадастровой оценке вышеуказанного объекта недвижимости внесены в ЕГРН 20.05.2014, с настоящим административным иском административный истец обратился в суд 16.02.2021, то есть с пропуском установленного ч. 3 ст. 245 КАС РФ срока.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск пятилетнего срока оспаривания не является основанием для отказа в принятии заявления судом. Срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен, если по истечении установленного периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта.
Между тем, следует отметить, что п.7 ст.4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч.1 ст.24.12 Закона слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены
Учитывая дату внесения в ЕГРН актуальных сведений о кадастровой стоимости спорного объекта, суд полагает, что срок для обращения Конюшенного А.А. в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного здания подлежит восстановлению.
В соответствии со ст. 11 Закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно ст. 12 Закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке №, согласно которому по состоянию на 04.02.2014 рыночная стоимость здания с кадастровым номером № составляет 542000руб.
Частью 5 ст. 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст.64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Мотивированных возражений по представленному Конюшенным А.А. отчету об оценке административными ответчиками, заинтересованными лицами не заявлено.
Проанализировав отчет об оценке, представленный административным истцом, исходя из положений ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а определенную рыночную стоимость признает достоверной.
Отчет об оценке содержит подробное описание проведенных оценщиком исследований. В отчете указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи ее проведения, содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объектов оценки, указаны источники информации. Выводы отчета мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до 31 января 2020 года (дата внесения актуальных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Конюшенного А. А. удовлетворить.
Установить по состоянию на 04.02.2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – помещение, назначение – нежилое, площадью (...) кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (.....), в размере его рыночной стоимости, равной 542000 (пятьсот сорок две тысячи) рублей на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение составлено 19.03.2021