Дело №2-959/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 26 апреля 2022 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Калгановой С.В., при секретаре –Третьяк Н.В., с участием представителя истца ФИО9, представителей ответчика – ФИО4, адвоката ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному унитарному предприятию «Севэлектроавтотранс им. ФИО6» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию «Севэлектроавтотранс им. ФИО6» (далее – ответчик, ГУП «Севэлектроавтотранс»), в котором просит понудить ответчика к выполнению в натуре своего обязательства по размещению в остановочных пунктах «Больница» и «Площадь Суворова» изготовленных из антикоррозионных материалов или имеющей защитное покрытие II класса по ГОСТ 9.032 информационной таблички, содержащей сведения, предусмотренные пунктом 6.4 ГОСТ Р 58287-2018, с размером информационных надписей, обеспечивающими читаемость изображённой информации с расстояния до 3 метров.
Исковое заявление мотивировано тем, что 31.01.2022 истец намеревался воспользоваться услугами ответчика по перевозке пассажиров городским автомобильным транспортом, но был лишен возможности получить необходимую информацию о предоставляемой ответчиком услуге, а именно: в месте оказания услуги (остановочных пунктах «Больница» и «Площадь Суворова») отсутствовала информация, предусмотренная ГОСТ Р 58287-2018, в результате нарушения прав потребителя истец был лишен возможности выбрать требующуюся ему услугу, предоставляемую ответчиком и (маршрут и время отправления транспорта от остановочного пункта) и таким образом был лишен возможности воспользоваться услугой ответчика, хотя имел такое намерение.
Истец, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал, по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 6 ГОСТ Р 58287-2018 требует, чтобы в каждом остановочном пункте под информационно-указательным знаком была размещена информационная табличка со следующей информацией:
- наименование остановочного пункта;
- номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
- наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
- расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
При интервале движения подвижного состава не более 20 мин указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах.
Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж - по ГОСТ 9.104.
Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м.
Статья 8 ФЗ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю право потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о услугах.
Ответчик в своих возражениях указал, что исковое заявление предъявлено к ненадлежащему Ответчику, не имеющему по отношению к остановкам пассажирского городского транспорта (остановочным пунктам), расположенным на территории г. Севастополя, никаких прав владения и распоряжения, в том числе обязанностей по их обслуживанию, содержанию и контролю за соблюдением положений Государственных стандартов, в части размещения информационных табличек определённого образца.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», остановочный пункт - это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» - остановочный пункт является элементом обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства города Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП «Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя» (далее по тексту - Постановление № 844-ПП), субъектами в сфере благоустройства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане.
Подпунктом «в» п.2.2.1 Постановления № 844-ПП установлено, что к объектам в сфере благоустройства, которыми в том числе выступают территории общего пользования, относятся улицы, дороги, переулки, спуски, проезды, пешеходные и велосипедные дорожки.
Согласно п.2.3.4 Постановления № 844-ПП предприятия, учреждения и организации, отвечающие за мероприятия по благоустройству, обязаны:
а) содержать в надлежащем состоянии территории, предоставленные им в установленном законом порядке;
б) содержать в надлежащем состоянии закрепленные за ними на условиях договора объекты благоустройства (их части);
е) в процессе содержания объектов благоустройства (их частей) соблюдать соответствующие технологии по их эксплуатации и ремонту, регулярно осуществлять мероприятия по предупреждению износа объектов, обеспечению условий функционирования и содержания их в чистоте и надлежащем состоянии; возмещать убытки и другой ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства по вопросам благоустройства и охраны окружающей природной среды, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. «в» п. 4 ч.4 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги относятся в том числе работы по устройству недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями.
В соответствии с п. 2.3.7 Постановления № 844-ПП благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве, а также территорий, в отношении которых с юридическими и физическими лицами либо индивидуальными предпринимателями не заключались соответствующие договоры на содержание и благоустройство прилегающих территорий, осуществляют уполномоченные органы исполнительной государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в городе Севастополе в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя.
Согласно п. 4.1 Постановления № 844-ПП субъекты в сфере благоустройства осуществляют содержание, ремонт и охрану объектов благоустройства, элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве либо на других законных основаниях, утверждаемых нормативно-правовыми актами Правительства Севастополя, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций, индивидуальных предпринимателей за счет собственных средств. В случае если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, именно организации, являющиеся законными владельцами остановок пассажирского городского транспорта, несут прямые обязанности по их содержанию, в том числе по исполнению установленных государственными стандартами требованиям, относительно размещения информационных таблиц на остановочных пунктах, наименования остановочного пункта, номеров всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включён остановочный пункт, наименования конечного остановочного пункта каждого маршрута, расписания для всех маршрутов регулярных перевозок, а также наименования, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Указанное в том, числе следует из Постановления Верховного суда Российской Федерации от 17.09.2021г. №4-АД21-19-К1, которое подтверждает, что именно ответственное государственное учреждение несёт бремя содержания остановочных пунктов и ответственности в случае допущения каких-либо нарушений.
ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» являясь, в свою очередь, юридическим лицом основным и дополнительным видами деятельности которого являются только регулярные перевозки пассажиров троллейбусами, прочими сухопутными транспортами в городском и пригородном сообщении, осуществляет выполнение работ (оказание услуг) перевозок лишь на основании заключённых с Заказчиками контрактами, которые в полном объёме регламентируют права и обязанности предприятия, как Исполнителя, в том числе схемы конкретных муниципальных автобусных маршрутов, их расписание и т.д. Предприятие, не являясь надзорным или иным контролирующим органом, не может осуществлять контроль за размещением информации относительно всех регулярных маршрутов, осуществляемых иными перевозчиками, а также размещения на остановочных пунктах указателей и иной информации.
Создание остановочных пунктов с размещаемым в их составе расписанием является обязанностью владельца дороги, который должен обобщить информацию от всех перевозчиков, осуществляющих посадку и высадку пассажиров, и размещать ее на остановочных пунктах.
Таким образом, ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» не имеет никакого отношения к остановкам пассажирского городского транспорта и их благоустройству, ввиду того, что не является их собственником и не несёт обязанности по их содержанию, более того, не имеет законной возможности самовольно размещать в натуре информационные таблицы на остановочных пунктах, принадлежащих на праве собственности иному юридическому лицу.
Ответчик с целью определения собственника остановочных пунктов, ответственного за их содержание и благоустройство, обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> №, государственное имущество - автомобильные дороги и объекты дорожного хозяйства, были закреплены на праве оперативного управления за ГБУ «Севастопольский Автодор».
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> № в оперативное управление ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» передано недвижимое имущество «живильные павильоны» в количестве 51 ед.
Суд соглашается с доводами ответчика, что часть остановочных павильонов передано ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» (51 ед.). Остановочные пункты г. Севастополя – это оборудованные земельные участки, определённые органами исполнительной власти в качестве остановок общественного транспорта, принадлежат ГБУ «Севастопольский Автодор», как прилегающие территории к автомобильным дорогам. Все остальные остановочные пункты, расположенные на территории г. Севастополя, которые в настоящее время не передавались юридическим лицам/учреждениям/организациям на основании распоряжений или иных распорядительных актов, относятся к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя и находятся на его балансе.
Из материалов дела следует, что ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» неоднократно обращалось в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, а также Прокуратуру г. Севастополя с просьбами осуществить оборудование остановочных пунктов, размещённых на территории г. Севастополя, информационными указателями, с целью приведения остановочных комплексов в соответствие действующему законодательству.
Указанное в полной мере свидетельствует о том, что ответчик принимает все зависящие от него меры для целей соблюдения регламентированных действующим законодательством положений относительно оборудования остановочных комплексов, тем не менее, не являясь надзорным лицом, объективно не может повлиять на информационное обеспечение всех остановочных пунктов в г. Севастополе.
ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» оказываются услуги по перевозке пассажиров городским автомобильным транспортом по регламентированным автобусным маршрутам на основании заключённого с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулярным тарифам по муниципальным маршрутам №№3, 18, 19, 21, 24, 37, 40, 41, 79, 91, 92, 103, 182, 183 (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с ч. 2 п. 4.1.10 Контракта, на предприятие возлагается обязанность по обеспечению размещения актуальных расписаний движения и схем движения транспортных средств на остановочных пунктах, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства, по предусмотренным настоящим контрактом муниципальным маршрутам, а также в иных местах, предоставляющих возможность ознакомления с актуальным расписанием и схемами движения маршрутов потребителями транспортных услуг (специализированные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», специализированные программно-аппаратные комплексы, иные информационные ресурсы), если такие места определены законодательством города Севастополя, нормативными правовыми актами Правительства города Севастополя и Заказчика в качестве единых требований к информационному сопровождению процесса перевозок.
Согласно ч. 6 ст. 19 Устава автомобильного транспорта, в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее - Правила перевозок), расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Согласно п. 7 Правил перевозок, расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Согласно п. 14 Правил перевозок, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
Согласно п. 15 Правил перевозок, на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация: д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
Таким образом, по смыслу положений Правил перевозок, расписание для всех маршрутов регулярных перевозок должны размещаться на информационных указателях, установленных на каждом остановочном пункте.
Следовательно у ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова», как Исполнителя по государственному Контракту, имеется обязанность по размещению расписаний, только осуществляемых им маршрутов регулярных перевозок, при этом, обеспечение специально отведённых информационных указателей для их размещения, лежит на организации собственнике остановочного пункта. Предприятие не несёт ответственность за информирование граждан в отношении иных, не предусмотренных заключёнными контрактами, маршрутам, а также иной информации.
Из вышеуказанного следует, что создание остановочных пунктов является обязанностью владельца дороги, а дорожные информационно-указательные знаки являются одним из элементов остановочного пункта.
Принимая во внимание, что истцом не предоставлено допустимых доказательств нарушения ответчиком требований законодательства и прав истца, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении иска, а истец освобожден от оплаты государственной пошлины, то судом не распределяются судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Государственному унитарному предприятию «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» о защите прав потребителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 29 апреля 2022 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В.Калганова