производство №2-3/2024
УИД 60RS0024-01-2023-000026-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2024 года г. Псков
Судебнаяколлегияпогражданскимделам
Псковскогообластногосуда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Э.В.,
судей Белоноговой Н.Ю. и Падучих С.А.,
при секретаре Корьякиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Федерального агентства лесного хозяйства к Завилейскому С.В. о признании недействительным результатов межевания земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок в части пересечения
по апелляционной жалобе представителя Завилейского С.В. – Дёминой Л.Л. на решение Себежского районного суда Псковской области от 05 июня 2024 года.
Выслушав доклад судьи Кузнецовой Э.В., объяснения представителя Завилейского С.В. – Дёминой Л.Л., представителя Рослесхоза Зярибовой Р.Ш., представителя Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области Большаковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Завилейскому С.В. о признании недействительным результатов межевания земельного участка по формированию и установлению границ земельного участка с КН ..., признании отсутствующим права собственности Завилейского С.В. на земельный участок с КН ..., в части пересечения площадью 76 104 кв.м., в границах, определенных координатами заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» № ... от 03.02.2022.
В обосновании иска указано, что земельный участок с КН ..., площадью 137 343 кв.м., расположенный по адресу: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, принадлежит на праве собственности ответчику. Собственником лесного участка с КН ..., который включает в себя земли лесного фонда в границах Себежского участкового лесничества Себежского лесничества Псковской области, является Российская Федерация. При этом участок ответчика образован в границах квартала ... (часть выдела 1) Себежского участкового лесничества Себежского лесничества Псковской области. Таким образом, участок ответчика имеет наложение с земельным участком из состава земель лесного фонда, соответственно, сформирован из земель лесного фонда, что противоречит законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества в целом.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд удовлетворить заявленные исковые требований.
Определением Себежского районного суда Псковской области от 02.02. 2023 произведена замена третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» на ППК «Роскадастр».
Определением Себежского районного суда Псковской области от 15.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ «Себежское лесничество».
Определением Себежского районного суда Псковской области от 11.5.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо- Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Определением Себежского районного суда Псковской области от 05.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Северо- Западный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» (Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект»).
Протокольным определением от 25.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Псковской области.
Представитель истца Зярибова Р.Ш. уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик Завилейский С.В. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель Завилейского С.В. – Дёмина Л.Л. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица - Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области Большакова Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель третьего лица - ГКУ «Себежское лесничество» Бойцова Д.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Третьи лица — представители Администрации Себежского района Псковской области, Администрации городского поселения «Идрица», Управления Росреестра по Псковской области, ППК Роскадастр, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Правительства Псковской области, Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект», кадастровый инженер Ананьева И.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Себежского районного суда Псковской области 05 июня 2024 года исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворены.
Признаны недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с КН ..., принадлежащего на праве собственности Завилейскому С.В.
Признано отсутствующим право собственности Завилейского С.В. на часть земельного участка с КН ..., местоположение: ..., площадью 137 343 кв. м, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, площадь пересечения 76 104 кв.м., координаты поворотных точек границы пересекаемой части согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» (****) от 03.02.2022:
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
... |
... |
... |
|||
Указано, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
С Завилейского С.В. в доход муниципального образования «Себежский район» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Завилейского С.В. – Дёминой Л.Л. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указано, что требования истца о признании права собственности Завилейского С.В. на часть земельного участка с КН ..., отсутствующим не основано на законе, поскольку ответчик приобрел право собственности на участок на основании договора дарения от 28.09.2018, который не расторгнут и не признан недействительным. Признать отсутствующим право собственности на часть участка нельзя, так как в ЕГРН зарегистрировано право на весь участок площадь. 137343 кв.м.
Поскольку границы участка земель лесного фонда не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, то площадь и конфигурация пересечения участков установлены предположительно в отсутствие достоверных доказательств о прохождении границы участка лесного фонда.
Считает, что экспертное заключение ФГБУ «Рослесинфорг» Севзаплеспроект» от 03.02.2021 подготовлено заинтересованным лицом, не содержит сведений о местоположении точек координат границ всего лесного участка, границы лесничества не внесены в ЕГРН.
Неустановление точных границ земельного участка лесного фонда на протяжении более 14 лет говорит о недобросовестном поведении истца, порождая спорные ситуации.
Земельное законодательство допускает произрастание древесно-кустарниковой растительности на землях сельхозназначения, поэтому данный признак не может говорить о наличии в спорном месте земель лесного фонда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Завилейского С.В. – Дёмина Л.Л. доводы жалобы поддержала.
Представитель Рослесхоза Зярибова Р.Ш., представитель Комитета Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области Большакова Е.В. просили оставить в силе решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктами 1 и 5 статьи 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
По смыслу статей 6 и 6.1 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Статьей 7 ЛК РФ предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее ФЗ № 201-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4.2 ФЗ № 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 г.
Кадастровый учет лесных участков до 01 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее ФЗ № 221-ФЗ).
Частью 6 статьи 39 данного ФЗ № 221-ФЗ предусмотрено, что согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
В соответствии с частью 6 статьи 47 ФЗ № 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Следовательно, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
В соответствии со статьями 67-68 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 ЛК РФ.
Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 1 статья 68 ЛК РФ).
Государственный лесной реестр (далее ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статья 91 ЛК РФ).
Таким образом, разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (часть 6 статья 68 ЛК РФ).
Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в ГЛР.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Таким образом, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Применительно к положениям части 1 статьи 71 ЛК РФ, действующим законодательством, не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Завилейскому С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с КН ..., местоположение: ..., площадью 137 343 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Данный земельный участок ответчик приобрел на основании сделки дарения от 28.09.2018.
Собственником земельного участка с КН ... по адресу: ..., включающего в себя земли лесного фонда в границах Себежского участкового лесничества Себежского лесничества Псковской области, с 11 декабря 2008 года является Российская Федерация.
Из выписки из ЕГРН следует, что земельному участку с КН ... присвоен кадастровый номер в ГКН с 04.12.2006
Из заключения (****) от 03 февраля 2022 года, подготовленного ФБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект», следует, что границы земельного участка с КН ..., площадью 137 343 кв.м., пересекаются с границами земель лесного фонда, площадь пересечения составляет 76 104 кв.м.
По ходатайству стороны истца судом была назначена землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 29 февраля 2024 года, установить наложение (пересечение) границ земельного участка с КН ... с земельным участком с КН ..., с достаточной точностью по имеющимся в деле материалам, не представляется возможным.
Экспертизой установлено по лесоустроительному материалу факт наложения границ земельных участков с определением соответствующих координат.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, учитывая, что кадастровый учет лесного участка осуществлялся в соответствии с материалами лесоустройства, результаты лесоустройства в установленном законом порядке недействительными не признаны, а представленным заключением ФГБУ «Рослесинфорг», содержащим каталог координат наложения спорного земельного участка в части на земли лесного фонда, подтверждается пересечение границ земельного участка, принадлежащего ответчику, и лесного участка лесного фонда, пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка с КН ..., и признании отсутствующим права собственности Завилейского С.В. на часть земельного участка, то есть об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В целом суд апелляционной инстанции соглашается с существом принятого решения, однако считает необходимым вмешаться в некоторые выводы суда.
Исходя из положений приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений» (далее Приказ № 496), документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является лесоустроительная документация (пункт 2.2.9).
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 5 августа 2022 г. № 510, по результатам проведения мероприятий по лесоустройству составляется лесоустроительная документация.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 ЛК РФ 1997 г., пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265, пунктом 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122.
Таким образом, приведенные положения закона предусматривают, что при отсутствии государственного кадастра земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственными официальными документами, подтверждающими границы и площадь лесного участка.
Следовательно, при отсутствии в ЕГРН сведений о границах, местоположение и площади лесного участка надлежит определять по материалам лесоустройства.
Как следует из материалов дела, земельный участок с КН ... является ранее учтенным с 4 декабря 2006 года, границы участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем, месторасположение земельного участка лесного фонда подтверждается следующими документами лесоустройства: - выписка из (****) из государственного лесного реестра, содержащая информацию о лесном участке Себежского лесничества, Себежское участковое лесничество, квартал 59, выдел 1, назначение участка для ведения лесного хозяйства в соответствии с Лесным Кодексом, лесохозяйственным регламентом Великолукского лесничества, площадью 12, 6 га; - карта – схема участка, составленная на основании планшета (****), М 1 :10 000, 1992 года Межхозяйственного лесхоза Островенского лесничества, лесоустройство 1992 года; - выписка из таксационного описания участка лесов категории эксплуатационные площадью 12, га, квартала 59 Себежского лесничества.
Лесоустроительный планшет является основной лесной картой, составленной на геодезической или топографической основе.
Топографическая карта – это географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.
Масштабы лесоустроительных планшетов и требования к их составлению изложены в Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт, утвержденной 11.12.1986 Государственным комитетомСССР.
Согласно подпункту 2.3.1 Инструкции от 11.12.1986 для составления лесоустроительных планшетов могут использоваться топографо-геодезические данные лесоустройства, землеустройства, а также материалы топографических съемок, выполненные организациями других министерств и ведомств.
Пунктом 2.8 Инструкции от 11.12.1986 определены особенности составления и подготовки к изданию лесоустроительных планшетов при лесоустройстве колхозных лесов и лесов, закрепленных за совхозами. Согласно подпункту 2.8.2 Инструкции от 11.12.1986 формат лесоустроительных планшетов устанавливается в соответствии с размерами листов планов земель колхозов и совхозов.
Составительский оригинал планшета в этом случае создается непосредственно на литооттиске плана земель колхоза (совхоза). На нем принятыми условными знаками наносят номера и границы кварталов, границы категорий лесов, контуры и номера таксационных выделов, номера смежных кварталов государственного лесного фонда и места постановки квартальных столбов.
Согласно Порядку ведения государственного лесного реестра, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 № 194, действовавшему до 14.04.2019, государственный лесной реестр (далее – ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках (пункт 1); в разделе «Леса и лесные ресурсы» содержится документированная информация, в частности о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках (пункт 4); ведение реестра осуществляется в отношении лесничеств и лесопарков. Ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации (пункт 8).
В целом аналогичные положения содержит Порядок ведения государственного лесного реестра (действовавший в период с 15.04.2019 по 31.12.2020), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 № 10, Порядок ведения государственного лесного реестра (действующий с 01.01.2021), утвержденный Приказом Минприроды России от 27.07.2020 № 491.
Как указано выше, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в ГЛР являются материалы лесоустройства.
При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства (данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от18.04.2017 №86-КГ17-2, Определении от14.02.2020 №305-ЭС18-21873).
По данному делу между сторонами возник спор о принадлежности части участка ответчика к землям лесного фонда, который, однако, по сведениям ЕГРН относится к землям сельхозназначения.
Принадлежащий Завилейскому С.В. на праве собственности земельный участок с КН ..., местоположение: ..., площадью 137 343 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования приобретен им на основании сделки дарения от 28.09.2018.
Данный участок был образован путем выдела в счет одной доли в праве общей собственности из земель АОЗТ «...», из земельного участка с КН ..., сведения о котором внесены в ЕГРН 15.07.1994, что подтверждается проектом межевания от 10.08.2018 и межевым планом от 10.09.2018.
Из проекта межевания и межевого плана следует, что К.А.Н. являлся участником общей долевой собственности на участок с КН ..., который унаследовал долю от своего отца К.Н.И., который владел указанной долей (из двух долей (2 пая)) на основании свидетельства на право собственности на землю от 15.07.1994.
Согласно пояснительной записке к проекту межевания образован земельный участок общей площадью 137343 кв.м. ( из них 49200 - кв.м. пашни, 88143 кв.м. древесно – кустарниковых насаждений) равный 107 баллогектарам, что соответствует одной земельной доле.
Основанием для образования земельного участка с КН ... и отнесения спорной его части к землям сельхозназначения являлась выкопировка из проекта перераспределения земель совхоза «...» Себежского района, выполненного в 1992 году Псковским землеустроительным предприятием СевзапНИИгипрозем.
Вместе с тем, в материалах гражданского дела имеется дело 2002 года по инвентаризации земель участков лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование АОЗТ «...» Себежского района, в котором дано описание смежеств: участка (****) от точки А до точки Б – земли Себежского лесхоза, от точки Б до точки А – земли АОЗТ «...». .
В Перечне земельных участков лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование АОЗТ «...» значится в том числе под номером 6 участок общей площадью 12,2 га. в кадастровом квартале 20 01 05.
Согласно карте инвентаризации земель участков лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование АОЗТ «...» та часть земельного участка ответчика, которая является спорной по настоящему делу, обозначена под номером 6 с площадью 12,2 кв.м. , что говорит о том, что на момент инвентаризации земель лесного фонда, эта часть земли по-прежнему учитывалась как участок лесного фонда.
Кроме того, как следует из выкопировки из проекта перераспределения земель совхоза «...» 1992 года, в данных схемах указаны границы земель лесного фонда (точечная пунктирная линия), а так же на спорном участке нанесены топографические обозначения - «кружочки», что согласно общедоступным и общепринятым сведениям о топографии (таблица 41 «Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000» Издательство «Недра» Москва, 1977 г.) означает леса.
Все указанные выше документы (картоматериал), а так же материалы лесоустройства были в распоряжении кадастрового инженера Ананьевой И.В. при составлении проекта межевания и межевого плана участка с КН ..., однако в нарушение лесного законодательства, запрещающего приватизацию земель лесного фонда, спорная часть участка была включена в образуемый из пая земельный участок.
Кадастровым инженером в межевом плане от 10.09.2018 указано, что в состав выделяемых в счет земельных долей земельного участка так же вошли земли несельскохозяйственного назначения, и земли, занятые древесно – кустарниковой растительностью.
Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда не только по формальным основаниям расположения в границах лесничества в соответствии с данными ГЛР, но и в соответствии с фактическим использованием.
На основании данных акта совместного осмотра территории спорного земельного участка от 30.08.2023 установлено, что большая часть территории земельного участка с кадастровым номером ... покрыта древесно - кустарниковой растительностью смешанных пород: береза, сосна, а также единичные деревья породы — ель, осина высотой до 27 метров, также присутствует молодняк породы — сосна.
Таким образом, спорный земельный участок в сельскохозяйственный оборот не вовлечен.
Наличие на участке таких насаждений не позволяет отнести участок к сельскохозяйственным угодьям. По показаниям стороны ответчика участок сельскохозяйственного назначения не используется им по установленному в сведениях ЕГРН целевому назначению.
Применяя часть 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ, судебная коллегия указывает, что земельный участок ответчика был сформирован после 01.01.2016, поэтому приоритет сведений ЕГРН над сведениями Лесного реестра в данном случае исключается, поскольку спорная часть участка всегда относилась к землям лесного фонда с правом на нее у Российской Федерации.
Спорные земли лесного фонда были представлены в безвозмездное пользование совхозу «Труд» в соответствии с ранее действовавшем законодательством, с целью обеспечения его потребности в древесине и т.п.
В отношении данных участков ведется лесоустройство согласно планшетам с 1992 года, спорный участок учитывался и учитывается в качестве лесных земель, перевод участков в состав земель сельскохозяйственного назначения осуществлен не был.
При этом согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Следует также отметить, что Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" Лесной кодекс дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509. Данным постановлением допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса.
Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом. Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований.
Постановление Правительства N 1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 36 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых ВС СССР 28.02.1990, землями лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Земли лесного фонда могли предоставляться для сельскохозяйственных целей. Земли лесного фонда могли предоставляться во временное пользование и за плату.
При выполнении землеустроительных работ, проводимых при реорганизации колхозов и совхозов, при конкретном установлении местоположения и границ земельных участков по решению коллектива в эти участки могли быть включены земли, занятые другими видами угодий (лесом, кустарниками, защитными лесонасаждениями, искусственными и естественными водоемами, полевыми дорогами, под постройками, инженерными сооружениями и прочими), как вкрапленные сельскохозяйственные угодья, так и примыкающие к ним (письмо Роскомзема от27.02.1992 №3-14/468 «О выполнении землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов»).
Земельный участок, занятый лесами, не мог предоставляться в собственность и не должен был учитываться при определении земельных долей.
То, что спорная часть земельного участка ответчика пересекается с землями лесного фонда установлено как заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от 03.02.2022 (****) согласно которому площадь пересечения (наложения) 76 104 кв.м., так и землеустроительной экспертизой от 29.02.2024, подготовленной экспертом ООО«ПрофКадастр Тихомировым А.В., который пришел к выводу о том, что часть участка с КН ..., площадью 7,6 га. расположена в выделе 1 квартала 59 Себежского участкового лесничества, который в свою очередь входит в состав ранее учтенного земельного участка с КН ...
Эксперт определил площадь пересечения по материалам, имеющимся в деле картометрическим способом с допустимой погрешность измерения 12 м. При этом площадь пересечения границ участка ответчика с границами участка лесного фонда составила 77293 кв.м.
На Схеме 5 экспертизы показано расположение участка согласно делу по инвентаризации земель, участков лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование АОЗТ «...» Себежского района Псковской области 2002 года. Видно, что в границах участка с КН ... находится часть участка 6 лесного фонда переданного в безвозмездное пользование АОЗТ «...» Себежского района .
Вопреки доводам апелляционной жалобы эксперт не мог установить наложение границ участков с достаточной точностью в связи с отсутствием сведений об уточненных границ участка лесного фонда в ЕГРН, однако в любом случае им констатировано пересечение границ участков ответчика и земель Российской Федерации именно в спорном месте с определением конкретных координат по материалам лесоустройства.
Как следует из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от 27.08.2024 на запрос судебной коллегии, контуры пересечения границ участков с КН ..., установленные по заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от 03.02.2022 и по землеустроительной экспертизе от 29.02.2024 эксперта ООО«ПрофКадастр Тихомировым А.В., практически совпадают, что отражено графически.
Таким образом, судебная коллегия указывает на то, что наложение границ земельных участков имеется в любом случае, что подтверждено материалами дела, указанными выше.
Отсутствие уточненных границ земельного участка лесного фонда в ЕГРН не мешает определению координат и площади пересечения участков для разрешения исковых требований. В случае возникновения в последующем спора между смежными правообладателями по установлению более точной смежной границы между участками лесного фонда и участком сельхозназначения, его можно разрешить уже с учетом того, что судом в настоящем деле установлено, что спорный участок относится к землям лесного фонда, что определено по материалам землеустройства, заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» и судебной экспертизы.
Ни Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрены требования к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по уточнению их границ и внесению соответствующих сведений ЕГРН. Данные процедуры осуществляются на усмотрению правообладателей таких объектов (письмо Минэкономразвития РФ от 18.04.2017 №ОГ –Д23-4466), поэтому доводы апелляционной жалобы о недобросовестности истца, выраженной в отсутствии действий по уточнению границ участка земель лесного фонда, не обоснованы.
Доказательств того, что участок лесного фонда переведен в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, или в порядке статьи 8 ЗК РФ и Закона N 172-ФЗ, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцом выбран допустимый и надлежащий способ защиты права применительно к данному спору.
Ввиду сохранения владения лесным участком исключается возможность защиты права путем предъявления виндикционного иска, а ввиду того, что право Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано – исключается возможность защиты путем иска о признании права (пункт 58 Постановления Пленуму Верховного Суда РФ от29.04.2010 №10/22).
Учитывая разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим (пункт 52 Постановления Пленуму Верховного Суда РФ от29.04.2010 №10/22).
Российская Федерация, являясь собственником части спорного земельного участка, в том числе и в силу прямого указания закона, из фактического владения которая не выбывала, ввиду распоряжением лесным участком, истец вправе требовать устранения всяких нарушений в порядке статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе посредством признания отсутствующим права собственности на указанный земельный участок лишь в границах, находящихся в пределах участка земель лесного фонда определенного координатами.
Данное правоприменение нашло свое отражение в Определении Верховного суда РФ от 26 мая 2021 года №308-ЭС21-5376.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости вмешательства в судебное решение.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ введена в действие ст.13.1. Федерального закона № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подробно регламентирующая процедуру подготовки проекта межевания земельного участка.
Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
Проект межевания земельного участка должен быть согласован с участниками долевой собственности. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка и принятия возражений о т других дольщиков публикуется в средствах массовой информации.
Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о неразрешении спора судом первой инстанции путем признания недействительным только межевого плана земельного участка, поскольку межевой план готовился на основании проекта межевания, который является первичным документом, в котором определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данной спорной ситуации для правильного разрешения спора необходимо признать незаконным проект межевания от 10 августа 2018 года по выделу земельных участков в счет земельных долей: с КН ... и межевой план по образованию земельного участка путем выдела одной доли в праве общей собственности из земель АОЗТ «...» с КН ..., принадлежащего на праве собственности Завилейскому С.В., но только в части включения в границы земельного участка с КН ... части земельного участка лесного фонда с КН ..., что не будет являться расширением рамок исковых требований, а будет направлено на достижение определенности и соответствия землеустроительной документации на конкретный объект землеустройства.
Так же судебная коллегия считает необходимым установить границы части (площадью 77 293 кв.м.) земельного участка лесного фонда, которая необоснованно вошла в границы земельного участка с КН ..., в соответствии с координатами, установленными в судебной землеустроительной экспертизу ООО «Профкадстр» (эксперт Тихомиров А.В.) от 29.02.2024, поскольку экспертом проведены экспертные кадастровые работы, хотя и картометрическим способом, по установлению границ спорной части земельного участка, указанные им координаты могут быть признаны за истину в сложившейся ситуации.
При этом западная граница участка ответчика по координатам с 1 точки по 15 точку, указанных в экспертном заключении, является смежной границей с землями лесного фонда и будет считаться установленной по таким координатам для внесения сведений о них в ЕГРН.
Поэтому вопреки доводам ответчика дополнительного разрешения вопроса об установлении границы земельного участка с КН ... по смежной границе с участком лесного фонда не требуется.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Себежского районного суда Псковской области от 5 июня 2024 года изменить в части указания координат и площади части земельного участка лесного фонда с КН ... и смежной с ним границы земельного участка с КН ...
Принять в измененной части новое решение, которым:
Признать недействительными проект межевания от 10 августа 2018 года по выделу земельных участков в счет земельных долей: с КН ... и межевой план по образованию земельного участка путем выдела одной доли в праве общей собственности из земель АОЗТ «...» с КН ..., принадлежащего на праве собственности Завилейскому С.В.,
в части включения в границы земельного участка с КН ... части земельного участка лесного фонда с КН ... местоположением: ... площадью 77293 кв.м.
Признать отсутствующим право собственности Завилейскому С.В. на часть земельного участка с КН ..., местоположение: ..., с площадью 137 343 кв. м, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, площадью пересечения 77293 кв.м. по координатам поворотных точек границы пересекаемой части согласно судебной землеустроительной экспертизы ООО «Профкадстр» (эксперт Тихомиров А.В.) от 29.02.2024:
Наименование точки |
Координата Х, м |
Координата У,м |
Погрешность определения,м |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Апелляционное определение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе для внесения сведений о западной границе земельного участка с КН ..., являющейся смежной с границей земельного участка лесного фонда с КН ...
В остальной части решение суда оставить без изменения – апелляционную жалобу представителя Завилейскому С.В. – Деминой Л.Л. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 6 сентября 2024 года
Председательствующий подпись Э.В. Кузнецова
Судьи подпись Н.Ю. Белоногова
подпись С.А. Падучих
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...