Дело № 2-1205/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2017 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М., при секретаре Новоселовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Страховое общество газовой промышленности» к Ватлину Андрею Александровичу о расторжении договора страхования,
УСТАНОВИЛ:
Представитель АО «Страховое общество газовой промышленности» обратился в Переславский районный суд с иском к Ватлину А.А., просит расторгнуть с ответчиком договор страхования <номер скрыт> от <дата скрыта>, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 рублей.
Требования мотивированы тем, что по <дата скрыта> АО «СОГАЗ» и Ватлин А.А. заключили договор страхования <номер скрыт> <номер скрыт>. Согласно условий договора размер страховой премии на каждый период страхования, определен согласно п. 2.5, 3.5 договора. Срок оплаты очередного страхового взноса по Договору страхования в сумме 50971,75 рубль истек 11.02.2017 года. 26 апреля истец направил в адрес ответчика соглашение о досрочном расторжении договора страхования в связи с невыплатой страхового взноса в установленный срок. Ответа от ответчика не последовало. Требования основаны на положениях ст. 421, ст. 422, ч. 1 ст. 929, ч. 3 ст. 954, ч. 2 ст. 452, ст. 309 ГК РФ.
В судебном заседании представитель истца не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Ватлин А.А. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. Представитель по доверенности Лядова М.В. в удовлетворении требований возражала. Указывала, что согласно условий договора, договор страхования расторгнут с даты указанной в соглашении о расторжении, направленном в адрес ответчика. Задолженность перед истцом отсутствует. Ответчиком заключен договор страхования с иной страховой компанией.
Представитель третьего лица ТКБ Банк ПАО в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
<дата скрыта> АО «СОГАЗ» и Ватлин А.А. заключили договор страхования <номер скрыт> (полис страхования при ипотечном кредитовании) (л.д.17-27).
Договор страхования вступает в силу с <дата скрыта> и действует по <дата скрыта>. Страховая премия (страховой взнос) за первый период страхования в размере 71390 рублей была уплачена <дата скрыта> (л.д.28). Страховая премия уплачивается наличными денежными средствами или безналичным перечислением на расчетный счет страховщика в рассрочку страховыми взносами за каждый период страхования не позднее 24 часов 00 минут даты начала очередного периода страхования (кроме первого периода страхования). В случае неуплаты страхователем очередного страхового взноса в установленный Договором срок или уплаты очередного страхового взноса в сумме меньшей, чем установлено Договором Страховщик в течение семи рабочих дней уведомляет об этом Выгодоприобретателя. В случае задержки страхователем либо неуплаты Выгодоприобретателем очередного страхового взноса на срок более тридцати календарных дней с даты, установленной п. 4.4 Договора, страховщик имеет право расторгнуть Договор, предварительно уведомив об этом выгодоприобретателя и страхователя не менее чем за 10 календарных дней до предполагаемой даты расторжения. При этом договор считается расторгнутым с даты, указанной в письменном уведомлении, направленном Страховщиком Страхователю и выгодоприобретателю (п. 4.4., л.д.19).
Как установлено судом и подтверждено представителем ответчика, оплата очередного взноса страхователем не произведена, срок оплаты данного взноса истек.
Соглашение о расторжении полиса страхования при ипотечном кредитовании от 25 апреля 2017 года было направлено в адрес Ватлина А.А.. Согласно п. 1 соглашения, по соглашению сторон договор досрочно расторгается с 25 апреля 2017 года (соглашение).
В письме ответчику предлагалось подписать соглашение о расторжении договора страхования с даты, указанной в соглашении – 25 апреля 2017 г., и возвратить страховщику подписанный экземпляр соглашения.
В соответствии со ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
В силу ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Согласно ст. 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 943 ГК РФ, условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае, вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Правоотношения сторон в данном споре, в том числе, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которому добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и Правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются, и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В силу положений ч. 3 ст. 954 ГК РФ, если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.
Из содержания пункта 4.4. Договора страхования следует, что в случае задержки страхователем либо неуплаты Выгодоприобретателем очередного страхового взноса на срок более тридцати календарных дней с даты, установленной п. 4.4 Договора, страховщик имеет право расторгнуть Договор, предварительно уведомив об этом выгодоприобретателя и страхователя не менее чем за 10 календарных дней до предполагаемой даты расторжения. При этом договор считается расторгнутым с даты, указанной в письменном уведомлении, направленном Страховщиком Страхователю и выгодоприобретателю.
Применительно к положениям ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Таким образом, по смыслу закона и заключенного сторонами договора, прекращение договора страхования в указанном случае не предусматривает обязательного заключения сторонами какого-либо двустороннего соглашения.
Дата досрочного прекращения договора страхования указывается Страховщиком в уведомлении и, если иное не предусмотрено договором страхования или не указано в уведомлении, определяется исходя из оплаченного периода действия договора страхования (в днях).
В материалах дела содержится уведомление истца о наступлении случая досрочного прекращения договора в связи с невыплатой ответчиком очередного страхового взноса, при этом, ответчику предложено было подписать соглашение о расторжении договора страхования <номер скрыт> в связи с неуплатой очередного взноса, которое также приложено к уведомлению.
Данным документом, истец уведомил ответчика о том, что договор является расторгнутым с 25 апреля 2017 года.
Поскольку, как указано выше, ни закон, не заключенный сторонами договор не исключают возможность прекращения договора страхования без обязательного подписания соглашения сторон о расторжении договора, необходимости подписания такого соглашения со стороны ответчика для прекращения действия договора страхования не имелось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что договор страхования прекратил свое действие 25 апреля 2017 года, указанная дата ответчиком не оспаривалась.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Страховое общество газовой промышленности» о расторжении договора страхования, взыскании расходов по оплате госпошлины, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2017 года.