Решение по делу № 2а-216/2017 от 21.06.2017

Дело № 2а-216/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2017 года                              город Петухово

Петуховский районный суд Курганской области в составе судьи Мокиной И.В.,

при секретаре Шкет М.С.,

с участием представителя административного истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области Дроздецкой Е.И., представившей доверенность от дд.мм.гг. сроком действия один год и диплом от дд.мм.гг. о высшем образовании по специальности «юриспруденция», специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области Козловой Н.М., представившей доверенность от дд.мм.гг. сроком действия по 31.12.2017, представителя ответчика администрации Петуховского района Курганской области Сисевич Н.Г., представившей доверенность от дд.мм.гг. сроком действия один год и диплом о высшем образовании по специальности «юриспруденция», специалиста Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Михайлова Ю.И., представившего доверенность от дд.мм.гг. сроком действия один год, представителя ИП Усольцевой Н.И. - Краморовой С.В., представившей доверенность и диплом бакалавра по направлению «юриспруденция» от дд.мм.гг., специалиста ООО «ТМС» генерального директора Жданкина М.В., представившего приказ «О вступлении в должность», представителя МКУ «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда администрации Петуховского района» Петрова П.Н., представившего доверенность от дд.мм.гг. сроком действия один год и диплом о высшем образовании по специальности «юриспруденция»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области, поданное в интересах неопределённого круга лиц, публичных интересов к администрации Петуховского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области обратился в суд с указанным выше административным иском, в его обоснование указал, что территорию Петуховского района образуют территории 17-ти сельских поселений и территория города Петухово. По итогам выполнения районной программы «Обустройство объектов размещения твёрдых бытовых отходов на территории Петуховского района в 2011 - 2014 годах» получены свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки для объектов размещения отходов по 14 сельским поселениям. Субъектом права на данные земельные участки является муниципальное образование Петуховский район Курганской области, вид права: собственность, 3 сельских совета: Большекаменский, Большегусиновский, Матасинский объекты размещения отходов в границах сельсоветов оформили в свою собственность. На территории города Петухово нет официально оформленной свалки (объекта размещения отходов). В сельской местности вывоз ТКО на свалки осуществляется жителями либо самостоятельно, либо главами сельских советов заключаются договоры с индивидуальными предпринимателями на предоставление транспортных средств для вывоза бытовых отходов, не являющихся специализированным транспортом. Согласно статье 6 Устава к вопросам местного значения Петуховского района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района. В соответствии с п.п.1.16,1.18,1.21 ст.29 Устава к полномочиям Петуховского района относятся: организация деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Петуховского района, осуществление деятельности по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, осуществление деятельности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Несмотря на действующее законодательство на территории Петуховского района не принимаются меры, направленные на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Так в августе 2008 на основании распоряжения Главы Петуховского района от 29.07.2008 «О создании комиссии по выбору земельного участка для утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов по адресу: Курганская область, Петуховский район, в границах бывшего совхоза им.Гагарина» было проведено обследование и межевание границ земельного участка из земель населённых пунктов для нужд объектов специального назначения на основании заявки и договора, заключенного с администрацией Петуховского района, оформлено землеустроительное дело по межеванию границ земельного участка. Земельный участок для утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов по указанному адресу согласован, но разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (акт ввода объекта в эксплуатацию), который удостоверял бы выполнение строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией администрацией района не получено. Согласно ответу от 05.06.2017 «О предоставлении информации» ввод в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов как объекта размещения отходов нецелесообразно. Далее в районе разработана муниципальная программа «Обустройство объектов размещения твёрдых бытовых отходов на территории Петуховского района в 2011-2014 годах». По итогам выполнения программы получены свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки, предназначенные для размещения ТБО по 17 сельским поселениям, кроме города Петухово. Согласно графику обустройства объектов размещения ТБО по данной программе год ввода объекта ТБО в эксплуатацию в г. Петухово 2011, объект не введён в эксплуатацию. Контроль за исполнением программы осуществляют администрация Петуховского района и администрация города Петухово. 17.08.2015 принято постановление администрации Петуховского района № 247 «Об утверждении муниципальной программы «Строительство и ввод в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов в городе Петухово в 2015-2020 годах» с целью ввода в действие полигона твёрдых бытовых отходов в городе Петухово, разработаны мероприятия по реализации проекта, строительства и ввода в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов (раздел 3) с началом проведения мероприятий 4 квартал 2015 (включение в районный бюджет на 2016 сумм затрат на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов и проведение аукциона по выбору подрядной организации на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов). 30.06.2016 принято постановление администрации Петуховского района «О внесении изменений в постановление администрации Петуховского района от 17.08.2015 № 247 «Об утверждении муниципальной программы «Строительство и ввод в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов в городе Петухово в 2015-2020 годах» в части раздела 3 «Мероприятия по реализации проекта, строительства и ввода в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов» с изменением начала проведения мероприятий позднее почти на год (3-4 квартал 2016, включение в районный бюджет на 2017 сумм затрат на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов и проведение аукциона по выбору подрядной организации на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов). Согласно ответу администрации Петуховского района от 05.06.2017 «О предоставлении информации» включение в районный бюджет на 2017 сумм затрат на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов и проведение аукциона по выбору подрядной организации на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов не проведено из-за дефицита финансовых средств, в связи с чем, муниципальная программа «Строительство и ввод в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов в городе Петухово в 2015-2020 годах» будет в очередной раз скоординирована. Правительством Курганской области 17.10.2016 принят Приказ «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Курганской области». В соответствии с приложением 10 «перечень поселенческих и межпоселенческих мест накопления твёрдых коммунальных отходов» данной территориальной схемы объект размещения отходов, находящийся по адресу: Курганская область, Петуховский район, в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 м на восток от зверофермы, планируется как межпоселенческий объект размещения отходов. Согласно приложению 13 территориальной схемы обращения с отходами, а также государственному реестру объектов размещения отходов объект «свалка ТБО» по адресу: Курганская область, г. Петухово идёт с назначением объекта - захоронение. Захоронение - это размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду. Хранение отходов - это режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определённом месте, в определённых заданных или известных условиях, в течение определённого интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения. Администрация Петуховского района обладает правами юридического лица. В силу ч.8 п.3 ст. 39 Устава Петуховского района в собственности Петуховского района может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Территориальный отдел считает, что перечисленные нарушения, допущенные ответчиком в нарушение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, могут привести к загрязнению окружающей среды, а также оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Кроме того, подобные нарушения закона нарушают права на благоприятную природную среду неопределённого круга лиц, что даёт право территориальному отделу Управления Роспотребнадзора обратиться с иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, публичных интересов в порядке ст.40 КАС РФ.

Представитель административного истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области Дроздецкая Е.И. и специалист Козлова Н.М. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Петуховского района Курганской области Сисевич Н.Г. с иском не согласилась, и, ссылаясь на их необоснованность, просила в иске отказать.

Представитель ИП Усольцевой Н.И. - Краморова С.В. исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области поддержала.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, в письменном отзыве просил рассмотреть дело без их участия, указав, что исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области поддерживает.

Специалист Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Михайлов Ю.И. исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области поддержал.

Представитель МКУ «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда администрации Петуховского района» Петров П.Н. с иском не согласился.

Специалист генеральный директор ООО «ТМС» Жданкин М.В. исковые Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области поддержал.

Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело без их участия, указав, что исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области поддерживает.

Представитель администрации Октябрьского сельсовета Петуховского района Курганской области Ишкова Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, решение спора оставила на усмотрение суда.

С учётом мнения участников процесса, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Положениями ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

То есть предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Установлено, что в соответствии со статьей 2 Устава Петуховского района Курганской области, принятого решением Петуховской районной Думы от 11.08.2008 Петуховскому району Законом Курганской области от 06.07.2004 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)» присвоен статус муниципального района.

Территорию Петуховского района образуют территории 17-ти сельских поселений и территория города Петухово.

Согласно статье 6 Устава Петуховского района Курганской области к вопросам местного значения Петуховского района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петуховского района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Петуховского района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории Петуховского района.

К полномочиям администрации Петуховского района в соответствии с п.п.1.16,1.18,1.21 статьи 29 Устава Петуховского района относятся: организация деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Петуховского района, осуществление деятельности по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, осуществление деятельности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как утверждает представитель истца и это подтверждается письменными доказательствами, представленными в материалы дела, на территории Петуховского района не принимаются меры, направленные на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Так, в августе 2008 года на основании распоряжения главы Петуховского района р от 29.07.2008 «О создании комиссии по выбору земельного участка для утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов по адресу: Курганская область, Петуховский район, в границах бывшего совхоза им. Гагарина» было проведено обследование земельного участка для утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов по адресу: Курганская область, Петуховский район, в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 м на восток от зверофермы. Земельный участок для утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов по адресу: Курганская область, Петуховский район, в границах бывшего совхоза им.Гагарина» согласован.

Постановлением администрации Петуховского района разработана и 14.11.2010 Главой Петуховского района утверждена муниципальная программа «Обустройство объектов размещения твёрдых бытовых отходов на территории Петуховского района в 2011-2014 годах», составлен График обустройства объектов размещения ТБО на территории Петуховского района по 17 сельским поселениям и городу Петухово. Согласно графику обустройства объектов размещения ТБО по данной программе год ввода объекта ТБО в эксплуатацию в г. Петухово 2011. Контроль за исполнением программы возложен на администрацию района.

Как усматривается из представленного Графика и это не оспорено представителем ответчика, до настоящего времени разрешение на ввод объектов в эксплуатацию по адресу: Октябрьский сельсовет и город Петухово (акт ввода объекта в эксплуатацию) не получены, объекты не введены в эксплуатацию.

17.08.2015 администрацией Петуховского района вынесено постановление № 247 «Об утверждении муниципальной программы «Строительство и ввод в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов в городе Петухово в 2015-2020 годах» в целях строительства и ввода в эксплуатацию полигона для размещения твёрдых бытовых отходов.

В целях выполнения условий программы разработаны мероприятия по реализации проекта, строительства и ввода в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов (раздел 3) с началом проведения мероприятий 4 квартал 2015 (включение в районный бюджет на 2016 сумм затрат на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов и проведение аукциона по выбору подрядной организации на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов).

Из ответа администрации Петуховского района от 05.06.2017 «О предоставлении информации» следует, что включение в районный бюджет на 2017 сумм затрат на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов и проведение аукциона по выбору подрядной организации на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов не проведено из-за дефицита финансовых средств, в связи с чем, муниципальная программа «Строительство и ввод в эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов в городе Петухово в 2015-2020 годах» будет скоординирована.

30.06.2016 принято постановление администрации Петуховского района «О внесении изменений в постановление Администрации Петуховского района от 17 августа 2015 № 247 «Об утверждении муниципальной программы «Строительство и ввод в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов в городе Петухово в 2015-2020 годах» в части раздела 3 «Мероприятия по реализации проекта, строительства и ввода в эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов» с изменением начала проведения мероприятий: включение в районный бюджет на 2017 сумм затрат на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, и это не оспаривается представителем ответчика, что все принятые в районе меры, направленные на создание полигона не выполняются. Из ответа Главы Петуховского района от 05.06.2017 в адрес начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области Дроздецкой Е.И. следует, что проводить аукцион по выбору подрядной организации на проектирование полигона твёрдых бытовых отходов, и ввод его в эксплуатацию как объекта размещения отходов нецелесообразно.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что на территории Петуховского района Курганской области на землях Октябрьского сельсовета в кадастровом квартале находится земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 метрах на восток от зверофермы; на указанный земельный участок отсутствует свидетельство о государственной регистрации права, то есть, данных о правообладателе нет.

Постановлением администрации Октябрьского сельсовета № 19 от 26.04.2017 «О смене разрешенного использования земельного участка» разрешённое использование «свалка» изменено на «площадку для сбора и временного хранения (накопления) твёрдых коммунальных отходов», что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.08.2017.

Стороны не оспаривали, что на данном земельном участке расположены места складирования твёрдых коммунальных отходов, указанное место размещения отходов расположено на землях не разграниченной государственной собственности, находится в границах муниципального образования Октябрьский сельсовет. До настоящего времени отсутствует акт ввода в эксплуатацию как объекта размещения ТКО.

Согласно выписке из Государственного реестра объектов размещения отходов, представленного истцом в материалы дела, свалка ТБО, расположенная возле ближайшего населённого пункта г.Петухово является неэксплуатируемым объектом размещения твёрдых коммунальных отходов (захоронение). Сведения об эксплуатирующей организации и лицензии отсутствуют. Здесь же имеется информация, что имеются сведения о негативном воздействии на окружающую среду. Его эксплуатация возможна при наличии лицензированной эксплуатирующей организацией.

Суд считает, что фактически указанный земельный участок с кадастровым номером в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 метрах на восток от зверофермы является несанкционированной свалкой мусора, поскольку используется для размещения (захоронения) коммунальных отходов с нарушением санитарных и экологических требований: прилегающая территория к объекту размещения отходов захламлена коммунальными отходами. Земельный участок, выделенный под площадку для сбора ТКО, не обозначен по периметру, отсутствуют информационные таблички, отсутствуют обваловка и оканавливание, препятствующие разлету лёгких фракций отходов и свободному доступу к объекту, отсутствуют надёжные защитные устройства, что превращает площадку в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы.

Участники процесса в ходе рассмотрения дела не оспаривали того факта, что до настоящего времени именно на эту площадку всем населением района бесконтрольно вывозится мусор. Мусор никто не сортирует, и определить какой класс опасности собирается и хранится на площадке ТКО невозможно, на площадке происходят возгорания. ИП Усольцева Н.И., которая самостоятельно заключила с собственниками многоквартирных домов договоры по вывозу мусора, продолжает складировать и хранить мусор именно на этой площадке.

Представитель ИП Усольцевой Н.И. - Краморова С.В. поясняла в ходе рассмотрения дела, что с их организацией договор на использование площадки до настоящего времени никем не заключен, однако, у них имеется лицензия от дд.мм.гг. на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности. Мусор в течение 11 месяцев накапливается именно на этой площадке, затем вывозится на Варгашинский полигон. Также пояснила, что на данной площадке имеются многолетние скопления мусора, и мусор на эту площадку вывозит всё население района.

Как следует из представленных МКУ «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда администрации Петуховского района» письменных доказательств, 02.06.2017 администрацией Петуховского района вынесено Постановление «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», расположенного в границах бывшего совхоза имени Гагарина. Победителем аукциона признано ООО «ТМС». 24.07.2017 между МКУ «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда администрации Петуховского района» и ООО «ТМС» заключен договор аренды земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером , с разрешённым использованием: площадка для сбора и временного хранения (накопления) твёрдых коммунальных отходов, площадью <данные изъяты> в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 метрах на восток от зверофермы сроком до 20.07.2022.

Директор ООО «ТМС» Жданкин М.В. в ходе рассмотрения дела пояснил, что необходимая лицензия для сбора и хранения отходов коммунальных отходов у них отсутствует, для её получения потребуется минимум полгода. Договор аренды земельного участка заключен на использование земельного участка для сбора и временного хранения (накопления) твёрдых коммунальных отходов, но не утилизации. В дальнейшем у них имеются намерения получить лицензию на переработку и утилизацию отходов.

Частью 3 статьи 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Представитель администрации Петуховского района не оспаривала, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на данной свалке никем не осуществляется.

Согласно объяснениям представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, представителей Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области объектов размещения отходов в виде специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, зарегистрированных в установленном законом порядке в государственном реестре объектов размещения отходов, на территории Петуховского района не имеется.

Из письменного отзыва Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области следует, что объект размещения отходов по адресу: Курганская область, Петуховский район, в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 метрах на восток от зверофермы - расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования «под объектами размещения отходов потребления», по документу «площадка для сбора и временного хранения (накопления) ТКО» включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592). Указанный объект размещения отходов включен в перечень поселенческих и межпоселенческих мест накопления твёрдых коммунальных отходов территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), Курганской области, утверждённой приказом Департамента от 17.10.2016 № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, Курганской области» в качестве межпоселенческого объекта накопления отходов, с пометкой «в случае исключения из ГРОРО использовать как площадку для временного хранения (накопления) отходов» (приложение 10 Территориальной схемы). Данный объект из ГРОРО не исключен. Организация, эксплуатирующая объект отсутствует. По информации администрации Петуховского района, у организации, ранее эксплуатирующей данный объект <данные изъяты> срок действия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности истёк дд.мм.гг.. Общество принимало меры по продлению срока действия лицензии, однако Управлением Росприроднадзора по Курганской области лицензия продлена не была. Обязательным условием получения соответствующей лицензии является наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (акт ввода в эксплуатацию), который удостоверяет выполнение строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, как установлено ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанное разрешение отсутствует. Учитывая изложенное, эксплуатация объекта размещения отходов, расположенного в Петуховском районе, в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 метрах на восток от зверофермы, невозможна в качестве объекта размещения отходов, ввиду отсутствия эксплуатирующей организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности. В Территориальную схему включено 18 поселенческих и межпоселенческих мест накопления ТКО (приложение 10 к Территориальной схеме), расположенных на территории Петуховского района. Необходимость обустройства указанных объектов в соответствии с законодательством обозначена в Территориальной схеме и неоднократно обсуждалась на совещаниях, проводимых Департаментом с участием представителей Управления Росприроднадзора по Курганской области и Управлением Роспотребнадзора по Курганской области. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором по обращению с ТКО. Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО (в срок до 1 января 2019), при этом субъектам Российской Федерации необходимо в течение 2017 года завершить работу по подготовке документации об отборе региональных операторов, не позднее 1 мая 2018 - заключить соглашение с региональными операторами. До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства.

В подтверждение доводов о бездействии администрации Петуховского района, в связи с непринятием мер, направленных на утилизацию и переработку бытовых отходов, представителем истца представлены материалы мониторинга состояния окружающей среды в районе размещения участка по сбору ТКО с кадастровым номером в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 метрах на восток от зверофермы, из которых усматривается, что, начиная с 2002 года на данном земельном участке выявляются неоднократные нарушения требований природоохранного законодательства.

Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела оспаривала бездействие администрации района в области соблюдения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поясняла, что в соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Полномочия по организации утилизации ТКО от субъекта в муниципальный район переданы не были. Тем, не менее, администрацией района проведён аукцион, выбран арендатор земельного участка с кадастровым номером в границах бывшего совхоза им. Гагарина, в 700 метрах на восток от зверофермы, с которым заключен договор, и все регистрационные действия проведены. Также пояснила, что без соответствующих переданных Правительством области полномочий и выделенных на эти цели денежных средств, район не намерен принимать меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. О том, что в районе имеется земельный участок, не соответствующий санитарным правилам и нормам Правительство области информировано, в связи с чем, нет оснований для обращения за дополнительным выделением денежных средств.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих районов.

Как следует из пункта 8 части 3 статьи 39 Устава Петуховского района, в собственности Петуховского района может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Поскольку администрация Петуховского района обладает правами юридического лица, суд считает, что она обязана принимать меры по организации деятельности по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов находящихся на её территории.

Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 № 13-п выработана следующая правовая позиция в части определения характера участия муниципальных органов в сфере обращения с отходами. На муниципальные образования возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер, от публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом обязанности по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причинённого природным объектам вреда, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Анализ отнесённых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных районов вопросов в сфере обращения с отходами в их сопоставлении с вопросами в той же сфере, закрепленными за городскими округами, свидетельствует - во взаимосвязи с федеральными законами «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 7) и «Об отходах производства и потребления» (пункт 2 статьи 8) - о том, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория «организация» (в прежней редакции) и, соответственно, на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Это тем более относится к действующей редакции рассматриваемых законоположений, где говорится об «участии в организации».

Бездействие администрации района, выразившееся в непринятии мер, направленных на утилизацию и переработку промышленных отходов приводит к возникновению несанкционированных неконтролируемых свалок бытовых отходов на территории района, следствием чего является нарушение права неопределённого круга лиц и публичных интересов на благоприятную окружающую среду в силу характера отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

С учётом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Курганской области.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что требования истца предусматривают совершение определённых действий со стороны ответчика, суд, в силу статьи 206 ГПК РФ, считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01.07.2020.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.07.2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                            ░.░.░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 25 ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

2а-216/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах
Ответчики
Администрация Петуховского района
Другие
администрация Октябрьского сельского совета
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области
департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области
ИП Усольцева
ООО "ТМС"
Правительство Курганской области
МКУ "Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда администрации Петуховского района"
Суд
Петуховский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
petuhovsky.krg.sudrf.ru
21.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
17.07.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
21.07.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
21.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2017[Адм.] Судебное заседание
18.08.2017[Адм.] Судебное заседание
21.08.2017[Адм.] Судебное заседание
17.07.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
21.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2017[Адм.] Судебное заседание
21.07.2017[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2017[Адм.] Дело оформлено
07.11.2017[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее